Система коррекции заднеязычных звуков у детей с речевыми нарушениями
рабочая программа
План самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr.sistema_korrektsii_zadneyazychnyh_zvukov_u_detey_s_rechevymi_narusheniyami.docx | 32.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 405 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
Ново - Савиновского района г. Казани
«Индивидуальный план
повышения профессиональной компетентности учителя – логопеда»
Кирикмасовой Ларисы Алексеевны
2018 – 2022гг.
Тема самообразования:
«Система коррекции заднеязычных звуков у детей с речевыми нарушениями».
Актуальность:
В дошкольной логопедии недостатки произношения заднеязычных звуков у детей встречаются реже, чем нарушения других звуков, но в практике – их коррекция вызывает у логопедов трудности. Преодоление данного дефектов требует много усилий и от педагога, и от ребенка, и от его родителей. Пособий по коррекции заднеязычных звуков существует немного. Поэтому возникла идея объединить опыт работы с такими нарушениями в практическое пособие в методическом пособии. Данная форма работы с дошкольниками должна помочь учителю - логопеду, малышу и его родителям в более быстрой, а самое главное - нескучной работе преодолеть данное нарушение. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно через игровую деятельность учитель – логопед может решать разные задачи, касающиеся коммуникации, формированию и совершенствованию фонематического слуха, исправлению произношения заднеязычных звуков.
Цель: повышение педагогической компетентности в вопросах комплексной коррекции заднеязычных звуков у дошкольников с нарушениями речи.
Задачи:
- Изучить «Профессиональный стандарт педагога».
- Провести самоанализ педагогической деятельности, выявить дефициты.
- Разработать перспективный план работы по теме самообразования.
- Расширить методы и приёмы, позволяющие систематизировать работу учителя – логопеда, направленные на коррекцию заднеязычных звуков у дошкольников.
- Изучить опыт других учителей - логопедов, которые используют в своей работе разные приемы массажа и самомассажа, игровые технологии и др.
- Систематизировать и обобщить собственный педагогический опыт.
- Развивать профессионально-личностные качества.
Основные направления реализации программы:
- Непрерывное пополнение педагогических знаний.
- Повышение педагогической и психологической компетентности.
- Совершенствование педагогического мастерства.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранению недостатков.)
Планируемые результаты.
Результатом реализации индивидуальной программы профессионального и личностного саморазвития являются следующие показатели:
- Изучение «Профессионального стандарта педагога»;
- Проведение самоанализа педагогической деятельности, выявление дефицита;
- Составление перспективного плана работы по теме самообразования;
- Освоение новых форм, методов, приемов направленных на формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста;
- Углубленное исследование инновационных технологий: информационно-коммуникационными, логопедического и пальцевого массажа, телесноориентированными техниками и возможности их использования при решении основной задачи – устранения дефектов произношения звуков - Х –ХЬ – К – КЬ – Г – ГЬ-
- Обобщение собственного опыта и распространение его среди педагогов на МО в МАДОУ и др.
- Развитие профессионально-личностных качеств (эмпатия, толерантность, уважение личности ребенка, позитивное отношение ко всем участникам образовательных отношений).
Анализ собственной педагогической деятельности выявил дефицит в прогностической деятельности (разработка комплекса тематических занятий).
При планировании коррекционно – развивающей работы, выявилась необходимость систематизировать дидактические игры в отдельные лепбуки ( т.е. твердые и мягкие заднеязычные звуки)
Творческое сотрудничество:
- Институт Психологии и образования КФУ « Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования»
- ГАОУ ДПО « Институт развития образования Республики Татарстан»
Практический выход: создание методической разработки, который позволит объединить работу (по формированию фонематического слуха, артикуляционную гимнастику, элементы массажа и самомассажа, динамику автоматизации звука изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях , предложениях и стихах.
Изучение передового опыта, где и когда выступал со своим опытом: на курсах повышения квалификации (для воспитателей, учителей татарского языка, учителей - логопедов, методистов ) республиканского уровня, на педсовете в МАДОУ, районных МО.)
Выводы по окончанию работы:
В перспективе планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий:
- Профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста;
- Развитию фонетического и фонематического слуха;
- Обучению родителей элементам массажа для стимуляции мышц языка для формирования заднеязычных звуков.
Поэтапно – творческий перспективный план по теме самообразования
«Система коррекции заднеязычных звуков у детей с речевыми нарушениями».
Дети | Логопед | Родители | Оборудование |
2 | 3 | 4 | 5 |
Диагностика ( выявление причин нарушения заднеязычных звуков) | Создание папки для обследования детей ( заднеязычные звуки) | Анкетирование родителей о раннем развитии детей | Перспективное планирование коррекционной работы по исправлению нарушенных звуков |
Подбор атрибутов и приемов для активизации мягкого нёба и корня языка | Систематизация материала | Родительское собрание «Логопедические упражнения с детьми дома» | Создание предметно - развивающей среды. Подбор картинок и игрушек |
Организация и проведение пальчиковых игр, подбор и систематизация атрибутов для игр | Проведение тренинга «Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» | Введение пальчиковых игр в совместную деятельность с родителями. | Создать презентацию по теме тренинга: «Особенности развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями |
Игры по образованию уменьшительно – ласкательных слов | Консультации для педагогов на тему: «Игры с детьми по образованию слов с помощью суффиксов – ЕЧК – ОЧК – ОШК - » | Совместная деятельность с родителями « Тебе игрушка большая – а мне маленькая» | Игры – « Волшебный мешочек», « Угадай по описанию» « Один – много» «Шиворот – навыворот» « Пальчиковый бассейн» |
Пальчиковые игры с атрибутами | Практикум «Игры с атрибутами » | День открытых дверей | Создание компьютерной презентации |
« Путешествие со сказочными героями» | Круглый стол, обсуждение проблемы обогащения словаря детей по лексическим темам | Мастер – класс « Игры с детьми по обогащению лексического запаса» | Разработать и провести занятия с детьми, используя различные игры и приемы для расширения пассивного и активного словаря |
Подбор и систематизация игр по развитию фонематического слуха | Беседа с педагогами о способах развития фонематического слуха детей. | Консультации для родителей: « Что такое фонематический слух и как его развивать дома» | Подборка материалов из книг и материалов интернета |
Подбор и систематизация игр по развитию чувства ритма, темпа | Консультация для педагогов о значении чувства ритма, темпа для дошкольников | Консультация « Не мешайте нам стучать…Игры по развитию ритма, чувства» | Создание видеотеки игр по развитию чувства ритма, темпа у младших дошкольников |
«Вот как мы умеем» – итоговое | Деловая игра « Это могут наши дети » | День открытых дверей | Фото и видео отчет по итогам работы |
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 ( редактированный 29 октября 2014г.)
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ. (редактированный 31 декабря 2014г.; с изменением от 2 мая 2015г. « Об образовании в РФ»[ электронный ресурс ] // официальный интернет – портал правовой информации. – режим доступа: pravo.gov.ru.
- Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. « Развитие речи ребенка от 1 года до 7 лет» — М.: В. Секачев, 2007. илл.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения:учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности « Дошкольное воспитание». –М.: Просвещение, 1989, 239с.: ил
- Н.В. Новоторцева « Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки - Г– ГЬ – Х - ХЬ
- В.В. Коноваленко, С.В. . Коноваленко. « Коррекция произношения звуков –Г – ГЬ – К – КЬ – Х – ХЬ», Издательство «Гном»,2010г
- [ электронный ресурс ] // официальный интернет http://logoburg.com
- http://logoportal.ru/всеросийский образовательный портал
Приложение № 3
План отчета педагога по теме самообразования:
- Обоснование выбора. (Почему была выбрана данная тема, ее актуальность?)
- Программы, методики, изученные в процессе работы над темой. Авторы. Использование методических рекомендаций, изучение передового педагогического опыта.
- Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой (на занятиях, вне занятий, в кружковой деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности детей и пр.)
- Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной теме (игры, нетрадиционное оборудование, разработанные самостоятельно).
- Выводы по теме. Указать, если наблюдается положительный результат.
- Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОО?
- Проекция на будущее (предлагаемый результат), (что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?)
Этапы работы по самообразованию
Индивидуальная программа
профессионального и личностного
саморазвития учителя - логопеда МБДОУ д|с № 18
Лесановой Евгении Николаевны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Коррекция тонкой моторики рук детей с нарушением речи"
Аннотация к презентации «Коррекция тонкой моторики рук детей с нарушением речи» учителя-логопеда Нечеснюк Н.В. Тренировка движений пальцев и кисти рук детей в дошкольный п...
методические рекомендации «Основные методы психотерапии при коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи»
В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с ...
Методические рекомендации «Основные методы психотерапии при коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи»
В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с ...
Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точ...
Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.
Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...
Особенности работы по постановке заднеязычных звуков у детей с дизартрией
Способы постановки заднеязычных звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»...
Презентация "Коррекция заднеязычных звуков"
Характеристика заднеязычных звуков. Недостатки произношения заднеязычных звуков . Основные направления работы при коррекции заднеязычных звуков....