Система коррекции заднеязычных звуков у детей с речевыми нарушениями
рабочая программа

Кирикмасова Лариса Алексеевна

План самообразования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 405 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

Ново - Савиновского района г. Казани

«Индивидуальный план

повышения профессиональной компетентности учителя – логопеда»

Кирикмасовой  Ларисы Алексеевны

2018 – 2022гг.

Тема самообразования:

«Система коррекции заднеязычных звуков у детей с  речевыми нарушениями».

Актуальность:        

       В дошкольной логопедии недостатки произношения заднеязычных звуков у детей встречаются реже, чем нарушения других звуков, но в практике – их коррекция вызывает у логопедов трудности.  Преодоление данного дефектов требует много усилий  и от педагога, и от ребенка, и от его  родителей. Пособий по коррекции заднеязычных звуков существует немного. Поэтому возникла идея объединить опыт работы с такими нарушениями в практическое пособие в методическом пособии. Данная форма работы с дошкольниками должна помочь учителю - логопеду, малышу и его родителям в более быстрой, а самое главное - нескучной работе преодолеть данное нарушение.  Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно через игровую деятельность учитель – логопед может решать разные задачи, касающиеся коммуникации,  формированию и совершенствованию фонематического слуха, исправлению произношения заднеязычных звуков.

Цель: повышение  педагогической компетентности в вопросах комплексной коррекции заднеязычных звуков у дошкольников с нарушениями речи.

Задачи:

  1. Изучить «Профессиональный стандарт педагога».
  2.  Провести самоанализ педагогической деятельности, выявить дефициты.
  3. Разработать перспективный план работы по теме самообразования.
  4. Расширить  методы и приёмы, позволяющие систематизировать  работу учителя – логопеда, направленные на коррекцию заднеязычных звуков у дошкольников.
  5. Изучить опыт других учителей - логопедов, которые используют в своей работе разные приемы массажа и самомассажа, игровые технологии и др.
  6. Систематизировать и обобщить собственный педагогический опыт.
  7. Развивать профессионально-личностные качества.

Основные направления реализации программы:

  • Непрерывное пополнение педагогических знаний.
  • Повышение педагогической и психологической компетентности.
  • Совершенствование педагогического мастерства.
  • Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранению недостатков.)

Планируемые результаты.

Результатом реализации индивидуальной программы профессионального и личностного саморазвития являются следующие показатели:

  • Изучение «Профессионального стандарта педагога»;
  • Проведение самоанализа педагогической деятельности, выявление дефицита;
  • Составление перспективного плана работы по теме самообразования;
  • Освоение новых форм, методов, приемов направленных на формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста;
  • Углубленное исследование  инновационных  технологий: информационно-коммуникационными, логопедического и пальцевого массажа, телесноориентированными техниками и возможности их использования при решении основной задачи – устранения дефектов произношения звуков  - Х –ХЬ – К – КЬ – Г – ГЬ-
  • Обобщение собственного опыта и распространение его среди педагогов на МО в МАДОУ и др.
  • Развитие профессионально-личностных качеств (эмпатия, толерантность, уважение личности ребенка, позитивное отношение ко всем участникам образовательных отношений).

                        Анализ собственной педагогической деятельности выявил дефицит в прогностической деятельности (разработка комплекса тематических занятий).

                         При планировании коррекционно – развивающей работы, выявилась необходимость систематизировать дидактические игры  в отдельные лепбуки ( т.е. твердые и мягкие заднеязычные звуки)

Творческое сотрудничество:

  • Институт  Психологии и образования КФУ « Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

             и профессиональной переподготовки работников образования»

  • ГАОУ ДПО  « Институт развития образования Республики Татарстан»

Практический выход: создание методической разработки, который позволит объединить работу (по формированию фонематического слуха, артикуляционную гимнастику, элементы массажа и самомассажа, динамику автоматизации звука изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях , предложениях и стихах.

Изучение передового опыта, где и когда выступал со своим опытом: на курсах повышения квалификации (для воспитателей, учителей татарского языка, учителей  - логопедов, методистов ) республиканского уровня, на педсовете в МАДОУ, районных МО.)

Выводы по окончанию работы:

В перспективе планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий:

  • Профилактике  речевых  нарушений  у детей младшего дошкольного возраста;
  • Развитию фонетического и   фонематического  слуха;
  • Обучению родителей элементам массажа для стимуляции мышц языка для формирования заднеязычных звуков. 

Поэтапно – творческий перспективный план по теме самообразования

                               «Система коррекции заднеязычных звуков у детей с  речевыми нарушениями».

Дети

Логопед

Родители

Оборудование

2

3

4

5

Диагностика

( выявление причин нарушения заднеязычных звуков)

Создание папки для обследования детей

( заднеязычные звуки)

Анкетирование родителей о раннем развитии детей

Перспективное

планирование

коррекционной работы по исправлению нарушенных звуков

Подбор атрибутов и приемов  для активизации мягкого нёба и корня языка

Систематизация материала

Родительское собрание

«Логопедические упражнения  с детьми дома»

Создание предметно  - развивающей среды.

Подбор картинок и игрушек

Организация и проведение пальчиковых игр, подбор и систематизация

атрибутов для игр

Проведение тренинга «Особенности развития мелкой моторики

у детей младшего дошкольного возраста»

Введение пальчиковых игр в совместную деятельность с родителями.

Создать презентацию по теме тренинга: «Особенности развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

Игры по образованию уменьшительно – ласкательных слов

Консультации для педагогов на тему:

«Игры с детьми по образованию слов с помощью суффиксов – ЕЧК – ОЧК – ОШК - »

Совместная деятельность с родителями  « Тебе игрушка большая – а мне маленькая»

Игры –

« Волшебный мешочек»,

« Угадай по описанию»

« Один – много»

«Шиворот – навыворот»

« Пальчиковый бассейн»

Пальчиковые игры с атрибутами

Практикум «Игры с атрибутами »

День открытых дверей

Создание компьютерной презентации

« Путешествие со сказочными героями»

Круглый стол, обсуждение проблемы обогащения словаря детей по лексическим темам

Мастер – класс « Игры с детьми по обогащению лексического запаса»

Разработать и провести занятия с детьми, используя различные игры и приемы для расширения пассивного и активного словаря

Подбор и систематизация игр по развитию фонематического слуха

Беседа с педагогами     о способах развития фонематического слуха детей.

Консультации  для  родителей:

« Что такое фонематический слух и как его развивать дома»

Подборка материалов из книг и материалов интернета

Подбор и систематизация игр по развитию чувства ритма, темпа

Консультация для педагогов о значении чувства ритма, темпа для дошкольников

Консультация

« Не мешайте нам стучать…Игры по развитию ритма, чувства»

Создание видеотеки игр по развитию чувства ритма, темпа у младших дошкольников

«Вот как мы умеем» – итоговое

Деловая  игра « Это могут наши дети »

День открытых дверей

Фото и видео отчет по итогам  работы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 ( редактированный 29 октября 2014г.)
  3. Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ. (редактированный 31 декабря 2014г.; с изменением от 2 мая 2015г. « Об образовании в РФ»[ электронный ресурс ] // официальный интернет – портал правовой информации. – режим доступа: pravo.gov.ru.
  4. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. « Развитие речи ребенка от 1 года до 7 лет» — М.: В. Секачев, 2007. илл.
  5. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения:учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности « Дошкольное воспитание». –М.: Просвещение, 1989, 239с.: ил
  6. Н.В. Новоторцева « Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки  - Г– ГЬ – Х - ХЬ
  7. В.В. Коноваленко, С.В. . Коноваленко. « Коррекция произношения звуков –Г – ГЬ – К – КЬ – Х – ХЬ», Издательство «Гном»,2010г
  8. [ электронный ресурс ] // официальный интернет http://logoburg.com
  9. http://logoportal.ru/всеросийский образовательный портал

Приложение № 3

План отчета педагога по теме самообразования:

  1. Обоснование выбора. (Почему была выбрана данная тема, ее актуальность?)

  1. Программы, методики, изученные в процессе работы над темой. Авторы.  Использование методических рекомендаций, изучение передового педагогического опыта.

  1. Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой (на занятиях, вне занятий, в кружковой деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности детей и пр.)

  1. Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной теме (игры, нетрадиционное оборудование, разработанные самостоятельно).

  1. Выводы по теме. Указать, если наблюдается положительный результат.

  1. Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОО?

  1. Проекция на будущее (предлагаемый результат), (что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы,  методы работы применить?)

Этапы работы по самообразованию

Раздел плана

         Форма работы

Практическая деятельность

1

Подготовительный этап.

Цель: Повышение собственного уровня знаний, профес-сиональной компетентнос-ти.

Изучение  научно-методической и учебно-методической литературы по данной теме.  

Знакомство с работами других специалистов (просмотры  сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).  

 Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

Подобрать материалы, атрибуты для речевой и игровой деятельности.

Курсы повышения квалификации

 Изучение ФГОС  ДО

Разработка перспективного плана на 2018 - 2022 учебный год

Сообщение на ПС или МС

2

Аналитико-диагностический

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала

Изучение литературы по проблеме из имеющегося опыта

 Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Определение цели и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

 Разработка диагностического материала

Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы

 Распространение опыта работы на федеральном, республиканском, муниципальном уровне.

 

  Проведение мероприятий по плану

Проведение консультации, семинара- практикума

для педагогов, родителей  

Оформление наглядно- иллюстративного

 материала

 Оформление методической папки  материалов

 

 

3

Практический этап

Цель: Внедрение в практику подготовленного материала

  Разработать и апробировать систему работы, составление перспективного плана и подбор методов, приемов  в соответствии ФГОС  ДО

 Создание успешно работающей модели по пропедевтике речевых нарушений с детьми младшего дошкольного возраста.

 Создать презентацию по теме, над которой работаю

Создать собственные методические пособия, атрибуты

 Участвовать в работе конференций, семинаров

Распространение материала

Публикация «Из опыта работы»

(статья, доклад)

4

Заключительный этап.

Цель: Подведение итогов работы по теме самообразования

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Разработка методического пособия для работы с детьми   дошкольного возраста  в соответствии ФГОС ДО

-подведение итогов

- оформление результатов работы по теме самообразования

- представление материалов.

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Участие в семинарах, консультациях, конференциях

Осуществлять деятельность  в рамках РИП

 Активное участие в работе методического

объединения района, города, республики

 Участие  в конкурсах педагогического мастерства.

Определение целей и задач темы.

Самоанализ и самооценка  своих занятий.

Методичка

5

Обобщение.

Подготовить консультации для родителей

Экспериментальная работа.  

Консультация  для воспитателей

Показ открытого мероприятия для родителей

Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования

Умение оказать практическую помощь коллегам

Представление материалов на педсовете.

Самоанализ

Подведение итогов.

 Оформление результатов работы

по теме самообразования.

Внедрение опыта работы

Индивидуальная программа

профессионального и личностного

саморазвития учителя - логопеда МБДОУ д|с № 18

Лесановой Евгении Николаевны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекция тонкой моторики рук детей с нарушением речи"

Аннотация к презентации «Коррекция тонкой моторики рук детей с нарушением речи» учителя-логопеда Нечеснюк Н.В. Тренировка движений пальцев и кисти рук детей в дошкольный п...

методические рекомендации «Основные методы психотерапии при коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи»

В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с ...

Методические рекомендации «Основные методы психотерапии при коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи»

В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с ...

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.

Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...

Особенности работы по постановке заднеязычных звуков у детей с дизартрией

Способы постановки заднеязычных звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»...

Презентация "Коррекция заднеязычных звуков"

Характеристика заднеязычных звуков. Недостатки произношения заднеязычных звуков . Основные направления работы при коррекции заднеязычных звуков....