Постановка заднеязычных звуков у детей с дизартрией
методическая разработка по логопедии
Особенности работы по постановке заднеязычных звуков у детей с дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка звуков.
Постановка звука «К».
Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков.
Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».
Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — «КА».
Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта — прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К».
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.
Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.
Постановка звука «Х» при замене на «Т».
Обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу.звук «Т» - взрывной, губно-зубной, а звук «Х» - щелевой, заднеязычный.Эти особенности и обыграть:постановку проводить медленно от сочетания "ХК". Или попросить ребёнка округлить губы ,затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык "горкой" и пустить ветерок.
Из книги В.М. Акименко "Исправление звукопроизношения у детей"
Постановка звука «К» от «Т».
Зондом- рамкой или шпателем от слога «та». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «кя», затем «ка».
Постановка звука «К» на вдохе.
1. Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].
2. Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].
3. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом).
4. Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.
5. Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.
Материал взят из книги М. Поляковой "Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие"
Постановка звука «К» от правильного «Х». 1. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
2. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].
3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха).
4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
5. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).
Постановка звука «К» по подражанию.
1. Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.
2. Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым.
3. После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.
4. Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]»
5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Приёмы постановки заднеязычных звуков.
В норме становление правильного произношения звука К происходит к двум годам. Если у вашего ребёнка к четырём годам нет этого звука, то необходимо задуматься почему так и обратиться ...
методика постановки заднеязычных звуков
методика постановки заднеязычных звуков...
Особенности работы по постановке заднеязычных звуков у детей с дизартрией
Способы постановки заднеязычных звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»...
Обучающий семинар для воспитателей. «Приёмы постановки заднеязычных звуков».
Обучающий семинар для воспитателей.«Приёмы постановки заднеязычных звуков»....
Особенности коррекционной работы при постановке заднеязычных звуков. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.
Артикуляционная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.«Накажем непослушный язычок». Кладём язык на нижнюю губу и шлёпаем его губами, произнося звукосочетания «п...