Районная научно – практическая конференция: «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности» Доклад по теме: «Использование информационных технологий в образовательном процессе»
статья
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Сузунского района «Сузунский детский сад №2»
(МКДОУ «Сузунский детский сад №2»)
Районная научно – практическая конференция: «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Использование информационных технологий в образовательном процессе»
21.02.2017г.
Воспитатель: Ведренцева Евгения Михайловна
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.
Й. Этвёш
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий. Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными:
• Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
• Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно- воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители. Повысить качество образования в ДОУ через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно - коммуникационных технологий.
Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок- передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
-Ведение документации: в процессе образовательной деятельности я составляю и оформляю календарные и перспективные планы, веду табель посещаемости.
-Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
-Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);
- Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною и моими коллегами созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Материалы хранятся в методическом кабинете в электронном виде.
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- Использование фотографий для ознакомления родителей с насыщенной и интересной садовской жизнью детей (использую мобильное приложение WhatsApp для обмена фото и видео с родителями);
- Использование видеокамеры;
- Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, так же использую свою страницу в социальных сетях для обмена информацией с родителями;
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. (Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет);
- Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;
-Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
- Создание электронной почты, участвуя в дистанционных конкурсах получаю электронные дипломы и сертификаты;
- Для профессиональной переподготовки, в данный момент использую дистанционное обучение. Наше учреждение работает по ООП «От рождения до школы». Данная программа имеет отличный сайт, где методисты выкладывают актуальные материалы для использования в работе. Свое общение они организуют в виде вебинаров, на которых можно пообщаться с авторами программы, авторами технологий, методистами УМЦ. Наш детский сад тоже имеет свой сайт, на котором родители могут найти всю необходимую информацию о работе ДОУ.
- Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:
- Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;
- Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;
- Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Сузунского района «Сузунский детский сад №2»
(МКДОУ «Сузунский детский сад №2»)
Районная научно – практическая конференция: «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Использование информационных технологий в образовательном процессе»
21.02.2017г.
Воспитатель: Ведренцева Евгения Михайловна
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.
Й. Этвёш
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий. Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными:
• Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
• Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно- воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители. Повысить качество образования в ДОУ через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно - коммуникационных технологий.
Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок- передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
-Ведение документации: в процессе образовательной деятельности я составляю и оформляю календарные и перспективные планы, веду табель посещаемости.
-Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
-Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);
- Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною и моими коллегами созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Материалы хранятся в методическом кабинете в электронном виде.
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- Использование фотографий для ознакомления родителей с насыщенной и интересной садовской жизнью детей (использую мобильное приложение WhatsApp для обмена фото и видео с родителями);
- Использование видеокамеры;
- Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, так же использую свою страницу в социальных сетях для обмена информацией с родителями;
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. (Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет);
- Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;
-Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
- Создание электронной почты, участвуя в дистанционных конкурсах получаю электронные дипломы и сертификаты;
- Для профессиональной переподготовки, в данный момент использую дистанционное обучение. Наше учреждение работает по ООП «От рождения до школы». Данная программа имеет отличный сайт, где методисты выкладывают актуальные материалы для использования в работе. Свое общение они организуют в виде вебинаров, на которых можно пообщаться с авторами программы, авторами технологий, методистами УМЦ. Наш детский сад тоже имеет свой сайт, на котором родители могут найти всю необходимую информацию о работе ДОУ.
- Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:
- Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;
- Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;
- Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Компьютер и детство» (Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ)
...
: «Компьютер и детство» (Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ)
...
: «Компьютер и детство» (Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ)
...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-288447-1378487628.jpg)
Педагогический опыт на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ и семье».
педагогический опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-741869-1453528109.jpg)
Организация управленческого воздействия на развитие профессионально-личностной компетентности педагога на основе индивидуального мотивационного профиля
Смещение направления образовательной деятельности в сторону индивидуализации требует внесения изменений в систему оценки качества образования и коррекции процессов управления качеством дош...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/13/picture-647785-1673631164.jpg)
выступление на августовской конференции 2021г Тема: «Использование цифровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные о...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/29/picture-1498506-1701238733.jpg)
Доклад на тему «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
laquo;Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»...