Проект "Музыкальная лаборатория"
проект (подготовительная группа)
Создавать условия для развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкальной лаборатории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzykalnaya_laboratoriya.docx | 41.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Улыбка»
Исследовательский проект
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. ГДЕ ЖИВУТ ЗВУКИ?»
Исследовательская деятельность дошкольников
на музыкальных занятиях
Разработала
музыкальный руководитель
Шебаланская Е.Л.
г. о. г. Бор
2021
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проект направлен на развитие музыкальных способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
ТИП ПРОЕКТА:
- По количеству участников – групповой
- По направленности – исследовательский, творческий, познавательный
- По длительности – среднесрочный (3 месяца)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети подготовительной группы;
- музыкальный руководитель;
- воспитатели.
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: сентябрь 20201 года.
Проблемные вопросы: «что такое звуки?»
«как они получились?»
«почему их так много, целое море?»
Гипотеза: дрожит, значит звучит…
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами. Дети познают мир через игру, и именно поэтому так остро стоит сегодня задача организации самостоятельной детской игровой деятельности.
Последнее время, наблюдая за детьми в группах, заметила, что самостоятельная музыкальная деятельность утратила свою новизну, дети практически не играют в группах на музыкальных инструментах – они для них стали обыденными, привычными, а потому – скучными. Требовалось привлечь внимание детей к этому виду деятельности, а для этого - обновить и пополнить музыкальные уголки новыми самодельными музыкально-шумовыми инструментами и таким образом – создать условия для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.
Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.
Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Развивать музыкальные и творческие способности на основе интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей;
- Повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки;
- Вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Расширять кругозор детей через знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами;
- Побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов. Развивать у детей музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений;
- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка в разных видах художественно-эстетической деятельности с учётом его индивидуальных возможностей.
- Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах.
- Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,
умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
- Развивать у детей интерес к миру звуков посредством экспериментирования со звуками.
- · Учить детей самостоятельно извлекать и создавать звуки из предметов окружающего мира.
- · Развивать музыкальные способности, наблюдательность, изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).
- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами, дифференцировать шумы и звуки.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся с деревянными, шуршащими, металлическими, стеклянными звуками, научатся музицировать и импровизировать на инструментах – самоделках.
2. У детей появится интерес к самостоятельной музыкально-игровой деятельности, разовьются их коммуникативные качества: способность ладить и договариваться друг с другом.
3. Дети научатся экспериментировать со звуками, у них проявится интерес к открытиям и оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- «Художественно – эстетическое развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Физическое развитие».
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Беседа, детская опытная деятельность, занятия, подготовка своими руками музыкальных инструментов.
ПРОДУКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
- Мини-выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с родителями, воспитателями и музыкальным руководителем.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Создание условий для активной самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах; индивидуальная и групповая работа с детьми; организация бесед и совместной музыкальной игровой деятельности музыкального руководителя и воспитателя с воспитанниками.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Материально-техническое:
- Музыкальный центр;
- Детские музыкальные инструменты;
- Наборы для опытов:
- стаканчики (пластмассовый, деревянный, металлический и стеклянный), ложечка;
- детская гитара и линейка;
- фантики, камушки, монетки, различные крупы, ракушки, бусы.
- стеклянные бутылки одинаковой формы (5 штук)
- цветные карандаши, цветная и обычная бумага.
Интерактивный комплект:
- Презентация «Музыкальные инструменты делаем сами».
Дидактический материал:
- Музыкально-дидактические игры:
- «Цветик-семицветик» (Детям предлагается изобразить с помощью шумовых инструментов звук грома, дождя, шелест листьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрип снега (можно использовать другие варианты).
- «Игра в оркестр» (Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
- «Громкие и тихие звоночки» (импровизация на музыкальных инструментах)
- «Что лишнее» (Детям раздаются карточки . Они должны определить, какой вид деятельности на карточке лишний ,т.е. отличается от двух других на карточке).
- «Музыкальные и шумовые звуки»
- Музыкальные игры:
- «Что звучит? » (Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)
2. «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать»
Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.
(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них)
- «Барабанщики»
- «Найди свой инструмент»
- «Хлоп-шлёп» музыкально-двигательная игра
- «Кто вышел погулять?» музыкально-двигательная игра (Дети делятся на 4 группы. Каждая занимает свой домик – медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыка разных регистров. Чья музыка звучит, тот двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация)).
- Песни:
- «Весёлые нотки» (Ю Чичков, Я. Халецкий)
- «Весёлые музыканты» (р.н.м, сл. Г. Олейник)
- «Добрый мастер» И. Костиной
- «Гимн музыке» А. Ермолов, С. Пярнянен
- «Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов
- Классическая музыка:
- Э. Григ «Утро»
- Р. Шуман «Форель»
- М.П. Мусоргский «Увертюра из оперы «Садко»
- В.А. Моцарт «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»
- Ф. Ж. Госсек «Гавот»
- П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
- Иллюстративный материал: изображение детских шумовых музыкальных инструментов.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Период | Мероприятие | Ответственный | |
1 этап - подготовительный | |||
сентябрь | Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов по теме проекта; создание презентаций |
Музыкальный руководитель | |
Сбор бросового материала для изготовления музыкальных инструментов | Воспитатель, родители | ||
Работа с детьми на музыкальных занятиях: Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь: (Можем ли мы сами воспроизводить звуки и как? Можем ли мы использовать полученные путем собственного опыта навыки в музыкальной деятельности и как?). В результате формулируется проблема проекта, сюжетная игровая ситуация, цель и задачи. | Музыкальный руководитель Воспитатели | ||
Вводное музыкальное занятие по определению у детей знаний о музыкальных и шумовых звуках Музыкальный руководитель и воспитатели создают условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: • группы детей; • распределяет роли, ответственность; • планирование детской деятельности по решению задач проекта; • формы презентации результатов, итогов работы. | |||
2 этап – основной, организационно-практический | |||
октябрь | На музыкальных занятиях дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
| Музыкальный руководитель | |
Совместная образовательная деятельность с детьми «Музыкальная лаборатория»:
| |||
Образовательная деятельность «Наш оркестр». | |||
Опытническая деятельность «Звуки разные нужны, звуки разные важны»:
| Воспитатели, музыкальный руководитель | ||
Разучивание музыкального материала: песен, игр на самодельных музыкальных инструментах. | Музыкальный руководитель | ||
3 этап - заключительный | |||
ноябрь | Организация выставки самодельных детских музыкальных инструментов | Музыкальный руководитель, Воспитатель | |
Реализация проекта
Пособия и материалы | Задачи | Опыты | Дидактические и речевые игры | Музыкальный репертуар | |
«Почему все звучит?» | |||||
| - закрепить у детей знание звуков улицы, дома; - подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками; - учить соотносить звуки и образы; - развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление | «Музыка или шум?», «Почему все звучит?», «Откуда берется звук?».
| «Замри и слушай»; «Где живут звуки?». | «Много разных звуков», нем. н.м., сл. Т. Боровик; А/з «Звуки окружающего мира» М.Потоловский «Лошадка»; Э. Григ. «Птичка»; Л. Дакен. «Кукушка»; Д. Россини «Кошачий дуэт». В. Бианки «Музыкант» | |
«Знакомство с деревянными звуками». | |||||
деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон | - привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами; - развивать тонкость и чуткость тембрового слуха; - вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева. | «Найди звук»; «Музыкальный сундучок с секретом». | «Определи по ритму»; «Палочка-стукалочка». | П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; Ю. Чичков. «Ложкари»; В. Мурадели «Дятел». | |
«Знакомство с металлическими звуками» | |||||
металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы. | - развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами; - учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах; - формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях. | «Как распространяется звук?» | «Колокольцы- бубенцы?» «Туча», шотл. нар. песня. | М. Андреева. «Перезвон колокольчико»; В.Агафонников«Сани с бубенцами»; З. Левина. «Неваляшки»; В. Гаврилин. «Тройка»; колокольный звон; В. Кикта. «Гусляр Садко» | |
«Знакомство с шуршащими звуками» | |||||
бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани. Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки. | - развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки; - побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя; - воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей». | «Почему не слышно?», «Сделай маракас» | «Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру», «Мы-веселые мышата» | Ж. Косма. «Опавшие листья»; А. Токмакова «Медведь» | |
«Знакомство со «стеклянными звуками» | |||||
Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины. Музыкальные инструменты: металлофоны, глогеншпили, валдайские колокольчики, треугольники. | - привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты - побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами; - развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа, «омузыкаливать» его. | «Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучат по-разному?» | «Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько) | К. Сен-Санс. «Аквариум»; П. Чайковский. Танец феи Драже (балет «Щелкунчик») | |
«Звуки природы» | |||||
Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, глокеншпили, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка. Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч | - заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов; - учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка); - развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки). | «Звуки в воде», «Где живет эхо?» | «Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?», «Шаловливые сосульки», «Весенний фонтан» Т. Боровик | «Осень» Г.Левдокимова«Ветер» В. Степанова; «Дождик и ливень» Г.Левдокимова«Осень» Ю. Чичкова; «Лес шумит», «Солнце крыши золотит» Р.Леденева; «Зима» Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского; «Весна» А. Вивальди; «Музыка» Г. Струве. |
Результаты проекта:
В результате выполнения проекта у детей произошло:
- развитие познавательных способностей,
- развитие творческого мышления,
- развитие коммуникативных навыков,
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Выводы:
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.
1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Источники:
1) Л. Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова «Страна чудес. Музыка» М., 1998
2) Т. Н. Девятова «Звук – волшебник» М., 2006
3) О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2001
4) Т. Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками» С.- Пб., 2003
5) http://dou76.sochi-schools.ru/dlya-vas-roditeli/sovety-muzykalnogo-rukovoditelya-hramovoj-e-s/5
6) https://multiurok.ru/files/doklad-na-muzykalnaia-laboratoriia.html,
7) https://www.maam.ru/detskijsad/igry-zvukami-ili-tvorcheskoe-isledovanie-o-muzyka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»
Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...
Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"
Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...
Фото отчет на тему; «Экспериментальная деятельность детей подготовительной группы с использаванием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии» (лаборатория «кислотность»).
Практическое использование детской цифровой лаборатория «Наураша в стране Наурандии».Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспери...
Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»
Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....
Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет
Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...
Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Пульс» С детьми 4 лет
Тема «Пульс»Цель - познакомить детей с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».Задачи: - учить измерять пульс человека разными способами;- Учить фиксировать результа...