Организация познавательно – исследовательской деятельности с детьми в детском саду
консультация (старшая группа)
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов - развивать иследовательскую , позновательную активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_poznavatelno_ines_portal.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация познавательно – исследовательской деятельности с детьми в детском саду
Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам.
Жан Жак Руссо.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и поэтому актуальность этой темы очевидна.
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – развивать исследовательскую, познавательную активность детей.
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей.
Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. В группе должен быть уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Задача педагога состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности.
Познавательная инициатива, потребность узнать больше об окружающем изначально присуща ребёнку. Прогрессирует она благодаря двум факторам развивающим воздействиям доброжелательного, заинтересованного взрослого и
предметно –пространственной обстановке, окружающей ребёнка.
Вещи, с которыми имеет возможность самостоятельно действовать ребенок играют для развития данной культурной практики особую роль, ведь именно на них преимущественно направлена его познавательная активность.
Для целенаправленного, системного создания предметно-пространственной среды, активизирующей любознательность ребенка во всем множестве возможных материалов целесообразно выделить три типа объектов: объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальном действии; образно-символический материал; нормативно-знаковый материал.
Объекты для исследования в реальном действии: – это любые вещи, получить знание об устройстве которых можно при непосредственном, практическом действии с ними. Это могут быть материалы для классификации; предметы-головоломки для развития аналитико-синтетической способности, понимания соотношения целое-части, выяснения причинно-следственных связей. Могут это быть и природные объекты: коллекции минералов, плодов и семян растений, предназначенные для упорядочивания и классификации. К объектам для исследования в реальном действии относятся и простейшие орудия, доступные для дошкольника, например, циркуль, лупа, весы, термометр. Неразрывно данная категория предметов связана с продуктивной деятельностью. Так, например, различные мозаики стимулируют развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве.
К образно-символическому материалу относятся так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие на фотографиях и рисунках мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений
К нормативно-знаковому относится материал языковых и числовых
знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), элементарной математики, то есть, к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал совместной со взрослым и самостоятельной детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.
Создав предметно-пространственную среду, взрослый не должен остаться в стороне. Ребенок нуждается в опыте взрослого, в его помощи. Особенно важным для педагога умение уловить тонкую грань, существующую между тем, чтобы выполнить работу самому, лишив материал развивающего эффекта, и помочь ребенку почти самостоятельно преодолеть сложный для него этап.
Особую роль выполняет именно взрослый в понимании и осмыслении ребенком образно-символического материала. Тут метод проб и ошибок, на который возлагают большие надежды поклонники саморазвития ребенка в специально подготовленной предметной среде полностью теряет и без того невысокую эффективность. А вот непринужденная беседа взрослого с детьми, заинтересовавшихся изображениями того, чего не встретишь в повседневной жизни, расширит горизонты познавательной сферы каждого ребенка.
Обновление, трансформация среды – еще одна обязательная задача, которая стоит перед взрослым. Новый объект, предложенный детям, многократно увеличит
дидактический эффект, если он будет "обыгран" педагогом. Предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда становится не только развивающей, но и развивающейся. Пополнение и обновление предметного мира, окружающего ребенка, способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Не следует ограничивать кругозор детей лишь искусственно созданными
объектами. Различные природные материалы расширят горизонты познавательной сферы ребенка. Таких интересных и полезных для детей занятий существует множество, и они должны стать существенной частью основной образовательной программы. При их проектировании следует помнить, что сегодня наша цель – развитие познавательной инициативы ребенка, его способности к самостоятельному исследованию, а не наполнению его, словно сосуда, готовыми знаниями, и не изолированное развитие отдельных психических функций и познавательных процессов.
При организации занятий познавательного цикла необходимо
учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, необходимо облечь (образно говоря, «упаковать») развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.
В процессе организации познавательно-исследовательской деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание более общих закономерностей. В процессе обучения познавательно-исследовательская деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется от принятия познавательных задач от воспитателя и решения их с помощью воспитателя к самостоятельной постановке и решению.
Список литературы:
1. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина. – М.: Просвещение, 2011.
2. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 128 с.
3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. No 1155.
4. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (из опыта работы) / Н. А. Рыжова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательное дошкольное учреждение должно создавать дидактические условия для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-иссле...
проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»
проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...
Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду
Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада «В гости к воде»
Развитие у детей познавательной активности, любознательности через исследовательскую деятельность....
«Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в современном детском саду»
статья предназначена для воспитателей детских садов...
Детское экспериментирование, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый деятельностью, в которой знания приобретаются. В свете данного...