Модель центра познавательной деятельности (занимательная математика)
консультация (старшая группа)

Ватомская Оксана Николаевна

Задачами центра  математики является: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

Центр оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся  знания, открывать для себя новое  в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную и т.д.

Математический центр имеет свободный  доступ и расположен  вблизи света (окна).

Примерное содержание центра занимательной математики в группе ДОУ:

Для детей  3—4 лет

В центре занимательной математики  расположены  самообучающие, дидактические игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм, цветов разных деталей).

Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат).

Предметы и игрушки, различные по назначению, цвету, размеру, форме. Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, пуговицы, игры-шнуровки).

Наборы разрезных картинок из 2-6 частей: составлять целое изображение («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения).

Клеёнчатые полоски различной длины и ширины. Счетные палочки.

Предметные картинки, составленные по принципу функционального использования предметов: «Что люди надевают»,  «Для чего нужны чашки, ложки, тарелки?»,  «На чём люди ездят?»

Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек», «Подбери такие же», «Длинный-короткий», «Спрячь мышку», коробочки с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур и т. д.

Развивающие игры: «Сложи узор», «Уголки», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши  Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами, рамки-вкладыши с геометрическими формами, разними по величине (4 цветов).

Наглядно-дидактическое  из серии «Мир  в картинках» («Посуда», «Водный транспорт» и т.д.

 

Для детей  4—5 лет

Центр занимательной математики средней группы содержит:

Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал).

Картинки с изображением частей суток и их последовательности.

Песочные часы. Числовые карточки. Фланелеграф. Цветные счётные палочки. Клеёнчатые полоски разной длины и ширины.

Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

—   сравнивать предметы по различным признакам — размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

—   группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда,

 это – обувь, это — мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей  («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.):  лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;

— составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

— составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;

Дидактические игры:

-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);

-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.

Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, пуговицы, игры-шнуровки, молнии).

Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб»,  «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Геометрические головоломки», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Наглядно-дидактическое  из серии «Мир  в картинках» («Посуда», «Инструменты домашнего мастера», «Профессии», «Бытовая техника» и т.д.

 

Для детей  5—6лет

1.Ориентировка во времени

Наборы сюжетных картинок, фотографий, слайдов, помогающих усвоить понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь.

Пособия, формирующие последовательность времен года, дней недели.

2.Геометрические фигуры

Наборы моделей геометрических фигур для выкладывания предметных картинок. Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру.

 3.Величина

Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф), игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине.

Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ.

4.Ориентировка в пространстве

Наборы картинок (фланелеграф), игрушек, игры,

позволяющие овладеть ориентировкой от объектов: впереди, сзади, слева, справа, между, посередине.

5.Количество и счет

Числовые фигуры. Числовые карточки  с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т.д.. Карточки с цифрами первого десятка. Предметные картинки (фланелеграф), игрушки, предметы, природный материал, геометрические фигуры для счета, сравнения классификации, операций с множествами.

Предметные карточки (фланелеграф) для ознакомления с количественным составом числа из единиц.       

«Узнай по описанию», «Расставь мебель», «Поручение», «Наведи порядок», «Отгадай в каком порядке»

 «Найди такой же», «Волшебный квадрат»,  «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Домино»,   «Вьетнамская игра»,   «Геометрические головоломки», «Геометрическое лото».

«Геоконт»,  «Путешествие по комнате»,  «Когда это бывает?»,  «Куда пойдешь, что найдешь?», «Встань там, где я скажу», «Отгадай, где это», «Назови скорей», «Следопыты», «Живая неделя», «Кто больше», «Путаница», «Не ошибись», «Кто знает, пусть дальше считает», «Живые числа», «Конструктор цифр» и т. д.     

Наборы карточек с крупными и мелкими  цифрами, карточки со знаками +, -, =, больше, меньше. Наборное полотно для цифр. Двухполосные карточки. Измерительные приборы и инструменты (линейки, сантиметры,  безмен, мерные стаканчики, термометры, палетки).

«Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера». Песочные часы.

Модели геометрических фигур.

Модель недели, модель года (4 времени года).

 

Для детей 6-7 лет

1.Геометрические фигуры

Плоские фигуры (фланелеграф): круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник разных цветов, размеров, из разных материалов. Объемные фигуры: шар, куб, цилиндр разных цветов, размеров, из разных материалов.

Счетные палочки и полоски бумаги для изображения геометрических фигур, для заданий на трансформацию.

Различные виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник.

Наборы объемных и плоскостных геометрических фигур для создания предметов сложной формы.

«Геометрические головоломки», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото» и т.д.

2.Величина

Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф), игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине.

Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ.

3.Ориентировка в пространстве

Наборы картинок (фланелеграф), иллюстраций, фотографий, игрушек, игры, позволяющие усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди; отдельных выражений: возле, под, через, напротив вдали

Наборы геометрических фигур (фланелеграф) для ориентирования на листе бумаги.

4.Ориентировка во времени

Пособие, формирующее понятие год. Наборы картинок, иллюстраций для ознакомления с месяцами, их названиями. Календари: отрывные, настенные, настольные. Различные виды часов для формирования понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.

5.Количество и счет

Предметные картинки, геометрические фигуры (фланелеграф), игрушки, природный материал для ознакомления с составом числа из двух меньших.

Предметы, иллюстрации, схемы для составления и решения арифметических задач.

Карточки с цифрами, знаками +,-, =, больше, меньше.       

«Найди  ошибку при отборе фигур»,  «Какая  фигура  потерялась»,  «Какая фигура лишняя?», «Какой фигуры не достает»

 «Назови предыдущее число», «Под какую елочку прыгнул зайчик»,  «Кто знает, пусть дальше считает» и т.д.

Карточки-домики с двумя пустыми окнами, которые закрываются отдельными карточками (кружки, цифры), являющимися составными частями числа.

Картинки-панно для составления задач с плоскими контурами различных предметов.

Таблица с множеством предметов (геометрических фигур), расположенных по вертикали и горизонтали для классификации (по цвету, форме и т. п.).

Модель числового ряда.

Планы, схемы группы, участка, детского сада, микрорайона.

Различные часы: механические, электронные, песочные.

Глобус. Географические карты. Различные виды календарей.

Модель года (4 времени года  по 3 месяца каждый)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_tsentra_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Модель  центра познавательной деятельности

(занимательная математика).

Задачами центра  математики является: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

Центр оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся  знания, открывать для себя новое  в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную и т.д.

Математический центр имеет свободный  доступ и расположен  вблизи света (окна).

Примерное содержание центра занимательной математики в группе ДОУ:

Для детей  3—4 лет

В центре занимательной математики  расположены  самообучающие, дидактические игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм, цветов разных деталей).

Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат).

Предметы и игрушки, различные по назначению, цвету, размеру, форме. Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, пуговицы, игры-шнуровки).

Наборы разрезных картинок из 2-6 частей: составлять целое изображение («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения).

Клеёнчатые полоски различной длины и ширины. Счетные палочки.

Предметные картинки, составленные по принципу функционального использования предметов: «Что люди надевают»,  «Для чего нужны чашки, ложки, тарелки?»,  «На чём люди ездят?»

Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек», «Подбери такие же», «Длинный-короткий», «Спрячь мышку», коробочки с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур и т. д.

Развивающие игры: «Сложи узор», «Уголки», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши  Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами, рамки-вкладыши с геометрическими формами, разними по величине (4 цветов).

Наглядно-дидактическое  из серии «Мир  в картинках» («Посуда», «Водный транспорт» и т.д.

Для детей  4—5 лет

Центр занимательной математики средней группы содержит:

Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал).

Картинки с изображением частей суток и их последовательности.

Песочные часы. Числовые карточки. Фланелеграф. Цветные счётные палочки. Клеёнчатые полоски разной длины и ширины.

Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

—   сравнивать предметы по различным признакам — размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

—   группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда,

 это – обувь, это — мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей  («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.):  лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;

— составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

— составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;

Дидактические игры:

-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);

-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.

Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, пуговицы, игры-шнуровки, молнии).

Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб»,  «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Геометрические головоломки», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Наглядно-дидактическое  из серии «Мир  в картинках» («Посуда», «Инструменты домашнего мастера», «Профессии», «Бытовая техника» и т.д.

Для детей  5—6лет

1.Ориентировка во времени

Наборы сюжетных картинок, фотографий, слайдов, помогающих усвоить понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь.

Пособия, формирующие последовательность времен года, дней недели.

2.Геометрические фигуры

Наборы моделей геометрических фигур для выкладывания предметных картинок. Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру.

 3.Величина

Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф), игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине.

Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ.

4.Ориентировка в пространстве

Наборы картинок (фланелеграф), игрушек, игры,

позволяющие овладеть ориентировкой от объектов: впереди, сзади, слева, справа, между, посередине.

5.Количество и счет

Числовые фигуры. Числовые карточки  с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т.д.. Карточки с цифрами первого десятка. Предметные картинки (фланелеграф), игрушки, предметы, природный материал, геометрические фигуры для счета, сравнения классификации, операций с множествами.

Предметные карточки (фланелеграф) для ознакомления с количественным составом числа из единиц.        

«Узнай по описанию», «Расставь мебель», «Поручение», «Наведи порядок», «Отгадай в каком порядке»

 «Найди такой же», «Волшебный квадрат»,  «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Домино»,   «Вьетнамская игра»,   «Геометрические головоломки», «Геометрическое лото».

«Геоконт»,  «Путешествие по комнате»,  «Когда это бывает?»,  «Куда пойдешь, что найдешь?», «Встань там, где я скажу», «Отгадай, где это», «Назови скорей», «Следопыты», «Живая неделя», «Кто больше», «Путаница», «Не ошибись», «Кто знает, пусть дальше считает», «Живые числа», «Конструктор цифр» и т. д.      

Наборы карточек с крупными и мелкими  цифрами, карточки со знаками +, -, =, больше, меньше. Наборное полотно для цифр. Двухполосные карточки. Измерительные приборы и инструменты (линейки, сантиметры,  безмен, мерные стаканчики, термометры, палетки).

«Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера». Песочные часы.

Модели геометрических фигур.

Модель недели, модель года (4 времени года).

Для детей 6-7 лет

1.Геометрические фигуры

Плоские фигуры (фланелеграф): круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник разных цветов, размеров, из разных материалов. Объемные фигуры: шар, куб, цилиндр разных цветов, размеров, из разных материалов.

Счетные палочки и полоски бумаги для изображения геометрических фигур, для заданий на трансформацию.

Различные виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник.

Наборы объемных и плоскостных геометрических фигур для создания предметов сложной формы.

«Геометрические головоломки», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото» и т.д.

2.Величина

Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф), игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине.

Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ.

3.Ориентировка в пространстве

Наборы картинок (фланелеграф), иллюстраций, фотографий, игрушек, игры, позволяющие усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди; отдельных выражений: возле, под, через, напротив вдали

Наборы геометрических фигур (фланелеграф) для ориентирования на листе бумаги.

4.Ориентировка во времени

Пособие, формирующее понятие год. Наборы картинок, иллюстраций для ознакомления с месяцами, их названиями. Календари: отрывные, настенные, настольные. Различные виды часов для формирования понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.

5.Количество и счет

Предметные картинки, геометрические фигуры (фланелеграф), игрушки, природный материал для ознакомления с составом числа из двух меньших.

Предметы, иллюстрации, схемы для составления и решения арифметических задач.

Карточки с цифрами, знаками +,-, =, больше, меньше.        

«Найди  ошибку при отборе фигур»,  «Какая  фигура  потерялась»,  «Какая фигура лишняя?», «Какой фигуры не достает»

 «Назови предыдущее число», «Под какую елочку прыгнул зайчик»,  «Кто знает, пусть дальше считает» и т.д.

Карточки-домики с двумя пустыми окнами, которые закрываются отдельными карточками (кружки, цифры), являющимися составными частями числа.

Картинки-панно для составления задач с плоскими контурами различных предметов.

Таблица с множеством предметов (геометрических фигур), расположенных по вертикали и горизонтали для классификации (по цвету, форме и т. п.).

Модель числового ряда.

Планы, схемы группы, участка, детского сада, микрорайона.

Различные часы: механические, электронные, песочные.

Глобус. Географические карты. Различные виды календарей.

Модель года (4 времени года  по 3 месяца каждый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель центра познавательной деятельности (занимательная математика).

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие...

Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации

Систематическая работа с детьми по обучению ПДД, использование эффективных, современных методов и приёмов, партнёрские взаимоотношения с родителями дают положительный результат....

Модель центра познавательной деятельности. Центр математики

Данная модель описывает примерное содержание методического материала, содержащегося в центре математики....

Модель центра познавательной деятельности по ФЭМП для детей 6-7 лет

В период дошкольного детства ребёнок наиболее подвержен педагогическому воздействию взрослого, который с помощью комплекса методов и приемов в процессе взаимодействия формирует познавательную активнос...

Модель центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она сос...

МОДЕЛЬ ЦЕНТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ "УГОЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Модель центра познавательной деятельности в дошкольной среде«Уголок математического развития»...