Модель центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
материал
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды.
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №7 «ЧАЙКА»
г. Мичуринска, Тамбовской области
______________________________________________________
393772, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Кооперативная, д.75-а.
тел. 8(47545)4-10-61, Е-mail: michdou07@yandex.ru
Модель центра познавательной деятельности
в дошкольном образовательном учреждении
Подготовила:
воспитатель
Смагина Ольга Александровна
г. Мичуринск
2020-2021 учебный год
Модель центра познавательной деятельности
в дошкольном образовательном учреждении
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра. В подготовительной к школе группе игровые действия детей становятся более сложными, поэтому игровое пространство обогащается и тоже усложняется. Благодаря этому каждый ребенок в группе может выбрать и применить для себя любую роль, находясь в любом функциональном центре развития группы (центре познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития). Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, в центре краеведения ребенок может стать музейным работником или президентом страны. В центре науки и познания ребенок может стать изобретателем, исследователем, археологом, при этом увлечь игрой других детей и взрослых.
В подготовительной к школе группе ДОУ №24 дети каждый день задают много вопросов, и это стимулирует воспитателя на поиск ответов, на организацию новых проектов и пополнение Центра познавательного развития. Например, ребенок задает вопрос: «Откуда я взялся? Кто мои прабабушки и прадедушки?» И вот все дети вместе с родителями несут плакаты с генеалогическими деревьями, организуется выставка, представление своей работы в группе, дети с радостью делятся своей историей семьи.
В старшем дошкольном возрасте рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма, поэтому в центре познавательного развития появляются новые инструменты для рисования (песком, пластилином, с помощью различных предметов).
Активизируется воображение, проявляется творчество, дети много фантазируют, придумывают новые образы. В группе возникает необходимость создать центр фольклорных форм познавательной литературы для самостоятельной и групповой работы .
Познавательный центр подготовительной к школе группы состоит из нескольких специализированных центров.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
- интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
- эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
—регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
- творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
- развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
- укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.
Методы, стимулирующие процесс познания:
- метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;
- метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
- метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
- метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт педагога). Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.
Признаками творческой личности педагога являются:
- Стремление к саморазвитию.
- Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок.
- Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.
- Способность отказаться от ориентации на авторитеты.
- Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.
- Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .
- Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению.
- Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Планируемые результаты и показатели познавательного развития воспитанников подготовительной к школе группы - это проявление любознательности, активности в познании, это интерес к причинноследственным связям, явлениям природы и поступкам людей, их историей, это наблюдение за событиями окружения и мира, это экспериментирование, обладание знаниями о себе, о природном и социальном мире, элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики, истории.
Содержание центра познавательного развития.
Познавательный центр подготовительной к школе группы состоит из нескольких специализированных центров:
- конструкторское бюро
- центр фольклорных форм познавательной литературы
- центр краеведения
- центр науки и познания с экспериментальной зоной
- математический центр.
Центр «Конструкторское бюро» включает в себя следующее:
- крупный строительный конструктор;
- средний строительный конструктор;
- ЛЕГО («Пожарный участок», «Ферма», «Люди города»);
- Тематический набор по правилам дорожного движения;
- Фигуры для построек, фигурки людей, животных, макеты деревьев, кустарников;
- Австосервис: машины легковые, грузовые, самолеты, вертолеты.
Центр фольклорных форм познавательной литературы.
В центре ведется систематически каталог познавательной литературы, в которой освещены актуальные вопросы.
- Стеллаж-витрина для книг познавательной направленности;
- Книги по интересам;
- Иллюстративный материал;
- Наглядные альбомы познавательной направленности.
Центр краеведения состоит из:
- Коллекция наглядных альбомов познавательной направленности: «Моя страна», «Мой Мичуринск»,
- Флаги, гербы и символика России;
- Макет храма Василия Блаженного;
- Коллекция камней.
Центр науки и познания:
Включает в себя экологическую зону и экспериментальную зону.
Экологическая зона:
- камни, растения, мини огород, инструменты для рыхления, просеивания, посадки, полива растений, семена растений;
- экологические игры познавательной направленности;
- календарь погоды для сравнительного анализа состояния погоды.
- Экспериментальная зона:
- коллекции (камни, ракушки, шишки, крупы, кора деревьев, желуди);
- материалы для осуществления опытно-поисковой деятельности: мензурки, лупы, мерные стаканчики, микроскоп;
- стол для работы с космическим песком;
- коллекция минералов.
Математический центр:
- нормативно-знаковый материал;
- магнитная доска;
- школьная доска;
- блоки Дьеныша;
- наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами;
- калькулятор;
- математические часы;
- математические игры познавательной направленности;
- рабочие тетради;
- наборы геометрических фигур.
Насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды в центре познавательного развития обеспечивается за счет создания таких условий, которые способствуют наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, с учетом особенностей развития всех видов детской деятельности, благодаря компетентности педагога; за счет разнообразия среды, рационального расположения объектов.
Воспитатель использует в работе способы стимулирования процесса познания:
- неожиданные, нестереотипные решения задач;
- стимулирование творческой самостоятельности (составление аналогичных заданий на новом содержании);
- предъявление заданий с неопределенным окончанием (добывание дополнительной информации);
- преднамеренные ошибки педагога (педагог намеренно делает ошибку, с целью, чтобы дети ее обнаружили и мотивирует детей найти пути и способы решения).
Организация деятельности дошкольников в центре познавательного развития проводится в различных направлениях: совместно с воспитателем, самостоятельная деятельность, деятельность с родителями.
Совместная с воспитателем деятельность - это интерактивные формы работы, беседы, досуги, игровые беседы с элементами движения, занятия, развлечения, викторины, клубы, мастерские.
Самостоятельная деятельность - это свободная познавательная деятельность, проектное наблюдение, дидактические игры, анализ полученных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...
Консультация для воспитателей «Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Уголок экспериментирования в детском саду....
Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрос...
Консультация для родителей «Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как способ развития познавательных интересов детей
Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, ...
Познавательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
Познавательная деятельность в ДОУ...