Модель центра познавательной деятельности (занимательная математика).
учебно-методический материал на тему
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.
Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
Центр математики должен состоять из нескольких столов, оборудованных секциями для хранения дидактического материала, навесными полками. Наличие фланелеграфа из коврового покрытия. Размещенные в центре предметы и математические пособия в младших группах должны обеспечивать богатство сенсорных впечатлений ребенка, в старших группах – развитие счетной и вычислительной деятельности и логического мышления. Материалы центра должны обеспечивать опережающий характер математического образования: примерно 15% содержания должны быть ориентированы на детей более старшего возраста. В содержании математического центра должна быть заложена возможность формирования активности у детей, имеющих пробелы в знаниях по элементарной математике: около 15 % содержания должны быть ориентированны на детей более младшего возраста. Рекомендуется совмещение математического центра с уголком детского экспериментирования и строительно-конструктивным уголком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_tsentra_poznavatelnoy_deyatelnostizanimatelnaya_matematika.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель центра познавательной деятельности
(занимательная математика).
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.
Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
Центр математики должен состоять из нескольких столов, оборудованных секциями для хранения дидактического материала, навесными полками. Наличие фланелеграфа из коврового покрытия. Размещенные в центре предметы и математические пособия в младших группах должны обеспечивать богатство сенсорных впечатлений ребенка, в старших группах – развитие счетной и вычислительной деятельности и логического мышления. Материалы центра должны обеспечивать опережающий характер математического образования: примерно 15% содержания должны быть ориентированы на детей более старшего возраста. В содержании математического центра должна быть заложена возможность формирования активности у детей, имеющих пробелы в знаниях по элементарной математике: около 15 % содержания должны быть ориентированны на детей более младшего возраста. Рекомендуется совмещение математического центра с уголком детского экспериментирования и строительно-конструктивным уголком.
Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ:
Для детей 3—4 лет
В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
сравнивать предметы по различным признакам— размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;
группировать предметы на основе общих признаков(это — посуда, это — обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);
составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», и др.;
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей 4—5 лет
Центр занимательной математики средней группы может содержать:
Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
— сравнивать предметы по различным признакам — размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;
— группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда,
это – обувь, это — мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;
— составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
— составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещенийреальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;
Дидактические игры:
-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;
-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);
-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей 5—6лет
1.Величина
Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф), игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине.
Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ.
2.Геометрические фигуры
Наборы моделей геометрических фигур для выкладывания предметных картинок.
3.Ориентировка в пространстве
Наборы картинок (фланелеграф), игрушек, игры,
позволяющие овладеть ориентировкой от объектов: впереди, сзади, слева, справа, между, посередине.
4.Ориентировка во времени
Наборы сюжетных картинок, фотографий, слайдов, помогающих усвоить понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь.
Пособия, формирующие последовательность времен года, дней недели.
5.Количество и счет
Числовые фигуры.
Карточки с цифрами первого десятка.
Предметные картинки (фланелеграф),игрушки, предметы, природный материал, геометрические фигуры для счета, сравнения классификации, операций с множествами.
Карточки с предметами, размещенными по кругу, в виде числовой фигуры, в бесструктурной, ассиметричной группе.
Предметные карточки (фланелеграф) для ознакомления с количественным составом числа из едниц.
«Узнай по описанию», «Расставь мебель», «Поручение», «Наведи порядок», «Отгадай в каком порядке»
«Кто больше увидит?», «Найди такой же», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Домино», «Геометрическое лото», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра»
«Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь?», «Встань там, где я скажу», «Отгадай, где это», «Назови скорей», «Следопыты», «Туристы», «На аэродроме», «Геоконт»,«Наш день», «Наоборот», «Когда это бывает?», «Живая неделя»«Кто больше», «Путаница», «Исправь ошибку», «Не ошибись», «Кто знает, пусть дальше считает», «Живые числа», «Пошли, пошли, поехали»,
Наборы крупных и мелких цифр, карточки со знаками +,-,
=, больше, меньше.
Наборное полотно для цифр
Карточки с тремя гнездами, отдельные карточки с количеством предметов на один меньше.
Карточки с тремя гнездами (с кружками, цифрами), среднее гнездо закрывается отдельными карточками с кружками(цифрами), обозначающими смежные числа.
Карточки с тремя гнездами (с кружками, цифрами), крайние гнезда закрываются отдельными карточками с кружками(цифрами), являющихся соседями числа.
Измерительные приборы и инструменты (линейки, сантиметры, циркуль, весы, безмен, мерные стаканчики, термометры, палетки).
Модели алгоритмов: линейные, разветвленные.
Модели геометрических фигур.
Модель недели, модель года (4 времени года).
Для детей 6-7 лет
1.Величина
Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф), игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине.
Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ.
2.Геометрические фигуры
Плоские фигуры (фланелеграф): круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник разных цветов, размеров, из разных материалов. Объемные фигуры: шар, куб, цилиндр разных цветов, размеров, из разных материалов.
Счетные палочки и полоски бумаги для изображения геометрических фигур, для заданий на трансформацию.
Различные виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник.
Наборы объемных и плоскостных геометрических фигур для создания предметов сложной формы.
3.Ориентировка в пространстве
Наборы картинок (фланелеграф), иллюстраций, фотографий, игрушек, игры, позволяющие усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди; отдельных выражений: возле, под, через, напротив вдали
Наборы геометрических фигур (фланелеграф) для ориентирования на листе бумаги.
4.Ориентировка во времени
Пособие, формирующее понятие год. Календари: отрывные, настенные, настольные. Наборы картинок, иллюстраций для ознакомления с месяцами, их названиями.
Различные виды часов для формирования понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.
5.Количество и счет
Предметные картинки, геометрические фигуры (фланелеграф), игрушки, природный материал для ознакомления с составом числа из двух меньших.
Предметы, иллюстрации, схемы для составления и решения арифметических задач.
Карточки с цифрами, знаками +,-, =, больше, меньше.
«Определи, какая ошибка допущена при отборе фигур», «Найди, какая фигура лишняя», «Какой фигуры не достает»
«Кто знает, пусть дальше считает», «Назови предыдущее число», «Под какую елочку прыгнул зайчик», «Номер дома»,
Карточки-домики с двумя пустыми окнами, которые закрываются отдельными карточками (кружки, цифры), являющимися составными частями числа.
Круги на состав числа.
Картинки-панно для составления задач с плоскими контурами различных предметов.
Таблица с множеством предметов (геометрических фигур), расположенных по вертикали и горизонтали для классификации (по цвету, форме и т. п.).
Модели алгоритмов: линейные, разветвленные, цикличные.
Модель числового ряда.
Карта мира (физическая, политическая)
Глобус.
Различные виды календарей.
Планы, схемы группы, участка, детского сада, микрорайона.
Модель года (4 времени год по 3 месяца каждый)
Различные часы: механические, электронные, песочные, солнечные.
Модель циферблата часов
Песочные часы (1 минута, 3 минуты, 5 минут)
Модель числовой лесенки
Схемы-формулы для решения задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию "Занимательная математика".
В помощь воспитателям....
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика»
Проектпо познавательному развитию«Занимательная математика»...
Комплекс Дидактических игры по познавательному развитию «Занимательная математика»
Игра – как средство развития ребёнкаДетский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зави...
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей средней группы
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности....
Познавательное развитие «Занимательная математика»
Конспект занятия по познавательному развитию «Занимательная математика»Программное содержание:1. Продолжать учить сравнивать смежные числа, устанавливать их последовательность, устный счет...
Познавательный проект «Занимательная математика» в подготовительной группе
Познавательный проект «Занимательная математика» в подготовительной группе....
Модель центра познавательной деятельности (занимательная математика)
Задачами центра математики является: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для усп...