Нерегламентированная игровая деятельность как форма музыкального воспитания в ГКП
методическая разработка (младшая группа)

Брыксина Елена Владимировна

В статье представлен опыт работы с детьми в ГКП. Уделяется внимание совместной работе педагогов и родителей. Раскрываются особенности образовательной работы с младшими дошкольниками и проблемы их адаптации к детскому саду на первой ступени дошкольного образования. Также приведены примеры новых форм работы с детьми младшего дошкольного возраста и традиционных мызыкальных досугов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nereglamentirovannaya_igrovaya_deyatelnost_2019_1.docx40.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формы музыкального воспитания в группах ГКП»

Брыксина Елена Владимировна

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение школа №1195 г. Москвы 121354 ул. Дорогобужская д.13

Музыкальный руководитель в детском саду

143085; М.о., Одинцовский р-н., пос. Заречье, д.21, кв.33.

Bryksina1964@mail.ru ; +7-919-961-18-27

Леонова Ирина Геннадьевна

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение школа №1195 г. Москвы 121354 ул. Дорогобужская д.13

Педагог-организатор в детском саду

121353 Москва. Ул. Беловежская д.39 к.1

irileonova@yandex.ru +7-910-455-67-85

Ключевые слова:  группа кратковременного пребывания (ГКП), нерегламентированная игровая деятельность (НИД), сценарии занятий и досугов.

Краткая аннотация. В своей статье мы делимся опытом работы с детьми в ГКП. Уделяем внимание совместной работе педагогов и родителей. В статье раскрывается процесс обучения самых маленьких детей дошкольного возраста (от 1,5 до 3-х лет) и проблемы их адаптации в детском саду на первой ступени дошкольного образования. Также мы знакомим читателей с новыми формами работы с детьми младшего дошкольного возраста (НИД) и традиционными музыкальными досугами (сценарии музыкальных развлечений).

      Работа с детьми в детском саду -  процесс творческий. Атмосфера праздника на музыкальных занятиях, желание познакомить ребёнка с волшебным, удивительным миром музыки, всегда вдохновляла и заставляла искать новые пути в развитии детей.

      Одна из форм образования детей в детском саду – группа кратковременного пребывания. Особенности её в том, что дети, в возрасте 1,5 – 3х лет, приходят в детский сад на игровые сеансы, и в течение 3 часов коллективной игровой деятельности под руководством воспитателя, впервые привыкают самостоятельно  адаптироваться в образовательном учреждении.

      Именно ГКП является первой ступенью в системе дошкольного образования. Родители приводят к нам малышей, впервые переступающих порог детского сада. Дети, в силу своих индивидуальных особенностей,      по-разному проходят сложный процесс адаптации к новому миру. Для кого-то это легко и просто, но большинство детей с трудом отрываются от родителей, привычной домашней обстановки. Сделать этот процесс менее болезненным – задача педагогов и родителей. Именно поэтому взрослые должны слышать друг друга, помогать друг другу, работать в тесном контакте и предъявлять к детям единые требования.

      Для плодотворного пребывания детей в ГКП образовательной программой разработан цикл занятий. Это лепка и рисование, физкультура и развитие речи, конструирование и ознакомление с окружающим миром, действие с предметом и музыкальные занятия.

     С первых дней пребывания в этом подразделении мы проводим сеансы нерегламентированной игровой деятельности. Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения. В отличии от музыкальных занятий на сеансах нерегламентированной игровой деятельности педагог больше внимания уделяет индивидуальной работе с детьми, они включают в себя большее количество дидактических игр, чаще всего на них закрепляется учебный материал, предлагаемый на музыкальных занятиях. Занятия  по нерегламентированной игровой деятельности, как правило, проходят в игровой комнате, что позволяет детям чувствовать себя более комфортно и непринуждённо. Для проведения сеансов НИД дети объединяются в небольшие подгруппы по 3 – 5 человек, в соответствии с их индивидуальными особенностями. Так в подгруппу детей, сравнительно недавно посещающих детский сад, или детей с замедленным восприятием, мы приглашаем не более одного гиперактивного ребёнка в  целях создания  благоприятных условий восприятия учебного материала. В это время остальные дети занимаются с другими педагогами иными видами образовательной деятельности. Чаще занятия по НИД проводит музыкальный руководитель, но в то же время, при наличии музыкальных фонограмм, так же успешно их могут проводить воспитатели, психологи и другие педагоги. На занятиях НИД используются детские игрушки. Образы их понятны и доступны детям (Зайка, Мишка, Кошка); детские музыкальные инструменты, игра на которых заинтересовывает детей, музыкально – ритмические композиции и подвижные игры, исполняя которые, дети эмоционально раскрепощаются, передавая те или иные игровые образы. Сеансы по НИД дополняют занятия, предусмотренные учебно – образовательной программой, обеспечивают более тесный контакт педагогов и детей. На первых парах, в случае необходимости на занятия НИД могут приглашаться родители, что позволяет детям быть более свободными и активными.

Сценарии занятий по нерегламентированной игровой деятельности  предлагаются вашему вниманию.

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ -  заинтересовать, увлечь детей, удивлять и радовать их музыкой.

                                                          ЗАДАЧИ

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- приучать эмоционально откликаться на музыку, слушая исполнение взрослого.

- развивать умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить в них звукоподражание и простейшие интонации (в пении).

- развивать умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки (в музыкально-ритмических композициях).

ОБУЧАЮЩИЕ:

- учить детей внимательно, не отвлекаясь слушать музыку.

- учить подпевать песни без напряжения, естественным голосом, не форсируя звук и не выкрикивая отдельные слова (в пении).

- учить воспроизводить движения по показу музыкального руководителя (в музыкально-ритмических композициях).

- принимать участие в сюжетно-ролевых играх, изображая кого-либо (птичек).

- учить детей играть на детских музыкальных инструментах.  

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать у ребенка способность видеть различные эмоциональные состояния.

- воспитывать стремление слушать и слышать взрослого.

- воспитывать доброжелательное отношение к деятельности сверстников.

Атрибуты: Игрушечные кукла и мишка, металлофон, деревянные ложки, разноцветные листочки, шишки.

ЗАНЯТИЕ 1 (опубликовано в журнале «Игры и игрушки» №6  2017 год)

                                                           К О Ш К А

       Звучит песня «Кошка», муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель.

Муз. руководитель вносит игрушечную кошку в группу, знакомит с ней детей, поет песню, дети подпевают. По окончании песни педагог говорит, что киска Мурка пришла в гости и хочет потанцевать с детками. (Танец «Все захлопали в ладошки» р.н.мелодия «Во саду ли, в огороде»). Затем педагог отмечает, что кошка принесла волшебную коробочку, это – металлофон. «Посмотрите, у него есть основание, на которое прикреплены волшебные  металлические музыкальные пластины которые умеют петь», говорит педагог, показывая музыкальный инструмент и пластмассовый молоточек.  «Я молоточком ударяю по музыкальным пластинам и получается музыкальный звук. Вот послушайте.» (Звучит песня Н. Найденовой и Т. Попатенко «Маленькая птичка» в исполнении педагога). «Хотите поиграть на металлофоне?» - говорит педагог, предлагая детям «попробовать звучание инструмента». Дети подходят к педагогу и индивидуально играют на металлофоне. По окончании игры педагог отмечает: «Кошка Мурка очень любит играть с птичками. Хотите быть птичками, давайте поиграем». (игра «Воробушки и Кошка сл. Л. Ануфриевой нем. плясовая мелодия). Затем педагог говорит: «А еще наша киска любит наматывать клубочки». (Пальчиковая игра «Киска» - сборник ««Игры с пальчиками» Ю. Соколова, Москва ЭКСМО 2004 год) «Давайте поиграем с ней».

КИСКА НИТОЧКИ МОТАЛА  

И КЛУБОЧКИ ПРОДАВАЛА      

- СКОЛЬКО СТОИТ?

- ТРИ РУБЛЯ

 ПОКУПАЙТЕ У МЕНЯ.

Затем музыкальный руководитель говорит: «Мурка принесла нам разноцветные листочки.» Предлагает с ними потанцевать («Пляска с листьями» муз. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной.) Дети исполняют танец по показу музыкального руководителя. По окончании танца дети собирают листочки в красивый  букет и дарят его Мурке. Кошка благодарит детей, обещает еще прийти в гости  и, прощаясь с детьми, уходит.      

З А Н Я Т И Е 2 (опубликовано в журнале «Игры и игрушки» №6  2017 год)                     

                                                     М И Ш К А

Игровая комната оформлена в виде леса. Музыкальный руководитель вносит в группу игрушечного медведя, рассказывает:

«Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет».

М. р: «Пойдемте, ребята, погуляем по лесу». (авт. композиция «Вышли наши ребятишки» Т. С. Тимофеева, муз. р.н. песня «Ах, вы,  сени».)

М. р. «Посмотрите, как много шишек.  Давайте с ними потанцуем». (раздает шишки детям.  Исполняется танец «Маленькие мишки» комп. движений Е. Д. Гольцовой, муз. укр. нар. песня «Два веселых гуся», сб. «Колокольчик» №52 2012 год». По окончании танца шишки собираются в корзиночку.

М. р. «Устал мишка. Ложись, отдохни. Споем ему колыбельную («Спи, мой Мишка». муз. Е. Тиличеевой сл. Ю. Островского. Поет м.р., дети подпевают).

М. р. «Уснул Мишка, а дети пошли собирать грибы-ягоды». (муз. игра «У медведя во бору» р.н. мелодия).

М.  р. «Проснулся Мишка, догоняет детей».  

М. р. «Смотрите, ребята, какой красивый гриб вырос под елочкой. Он не простой, он волшебный, в нем что-то есть. (М. р. достает из гриба деревянные ложки, показывает как на них можно играть р.н.п «Калинка», раздает их детям, индивидуально показывает как играть на ложках, предлагает с ними потанцевать (танец «Ложки деревянные» р.н. мелодия, авт. комп. О.Н. Арсеневская).  

М. р. «Устали детки. Сели на дорожку и стали играть  с пальчиками. А Мишка смотрит на детей, да удивляется    (пальчиковая игра «Пальчики» сб. «Игры с пальчиками Ю. Соколова, Москва ЭКСМО 2004 год).

«Раз, два, три, четыре, пять

Вышел пальчик погулять.

Только вышел из ворот –

Глядь – другой к нему идет.

Вместе весело идти,

Ну – ка третий выходи.»

М. р. «Мишка хвалит детей: Ай да детки,  ай да молодцы, станцуйте для меня.» (тан. «Ай - да» мел. и сл. Г. Ильиной, обр. Т. Попатенко).

По окончанию танца медведь хвалит детей, говорит, что ему пора идти к другим деткам,  прощается и  уходит.

       

                                     «Зайчик в гостях у детей».

Цель: Заинтересовать детей, увлечь их, удивлять и радовать музыкой.

Задачи:   Развивающие:

             - Приучать детей внимательно слушать музыку.

             - Развивать умение воспроизводить в пении простейшие интонации.

             - Развивать умение детей выполнять под музыку плясовые движения, соответствующие словам песни.

               Обучающие:

             - Учить детей подпевать песни без напряжения.

             - Учить детей владеть некоторыми элементарными видами танцевальных движений.

             - Учить детей играть на детских музыкальных инструментах.

               Воспитательные:

             - Поддерживать потребность детей в общении, доброжелательном внимании взрослого.

             - Воспитывать положительное отношение детей к коллективной деятельности сверстников.

Атрибуты: Заяц – игрушка, красочная коробка, барабан.

       Музыкальный руководитель вносит в группу игрушечного зайца.

М.р.: Дети, посмотрите, Зайчик пришёл к нам в гости. Давайте споём про него песенку (песня «Зайка» сл. Т. Бабаджан, обр. Г. Лобачёва).  -  Исполняет педагог, дети подпевают. По окончанию песни:

М.р.: Ребята, зайчик хочет с нами поиграть в догонялки. К кому Зайчик подскочит, тот и будет его догонять.(игра «Догони Зайчика» муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.)

Затем муз.рук. достаёт красивую коробку.

М.Р.: Посмотрите. Зайчик принёс нам красивый подарок. В этой волшебной коробке что-то есть. (Медленно поднимает крышку коробки и достает барабан).

М.р.: Да это же барабан, музыкальный инструмент, а вот и барабанные палочки. Смотрите, как они играют. (Показывает) Я знаю песню про барабан. Подпевайте её вместе со мной. (песня «Барабан» М, Чарной,  Н. Найдёновой.)

М.р.: Кто хочет поиграть на барабане? Подходите ко мне. (Индивидуальное исполнение детей.)

М.р.: Зайчику очень понравилось как вы играли на барабане. А теперь он приглашает всех потанцевать.(танец «Чок-чок» сл и муз. Е.Макшанцевой.)

М.р.: Как хорошо танцевали детки, но устали. Садитесь на стульчики. Зайчик, смотри как играют наши пальчики. (Пальчиковая игра «Прятки» Сборник Ю.А. Соколовой «Игры с пальчиками»  ООО Издательство  «ЭКСМО» 2002 год)

«В прятки пальчики играли,

И головки убирали

Вот так, вот так

И головки убирали.

Кулачками постучали,

Дружно весело играли.

Вот так, вот так

Все головки убирали.»

М.р.: Ребята, как зайчику понравилось у вас в гостях. Он шепчет мне на ушко, что ещё придет  к вам в гости, а сейчас он прощается с вами.

(Музыкальный руководитель с игрушкой покидает игровую комнату.)

Так же в группах ГКП помимо нерегламентированной игровой деятельности проводятся музыкальные развлечения, конспекты которых мы предлагаем вашему вниманию.

Сценарий развлечения «Зимушка-зима!»

 (Зал украшен по-зимнему, дети входят в зал под музыку по выбору педагога)

Ведущая: Ребята – Поглядите, как красиво нарядила все кругом зимушка - зима. А вот и она.

(Под музыку по выбору педагога входит Зима, танцует)

Зима: Здравствуйте дети, здравствуйте гости дорогие. Я Зима, люблю холод и мороз. А вы, ребята, не замёрзли? Выходите танцевать.

 «Зимняя пляска» М. Старокадомского,

Зима: Не страшны нам холода,

Ходим в шубах и ушанках

И катаемся на санках.

Игра «Катание на санках» р.н. мелодия «Коробейники»

Зима: Я вижу на снегу следы. Интересно, чьи они? (следы зайца) Это, кто же тут скакал. Это … (заяц пробежал). Выходите, зайчишки, поиграйте.

(игра «Зайцы и Лиса» А. Финарковского)

Зима: - Кругом снегу намело,

Не видать здесь никого.

Зима: - Мишка, здесь видать ходил и немного наследил. Что-то мишки не видать, видно он улёгся спать. Мишка, мишка – хватит спать, выйди к детям поиграть. Не идёт! Видно крепко уже спит, давайте сами покажем, как мишка по лесу гулял.

Игра «Мишка косолапый по лесу гулял» (Авторская разработка)

Дети стоят спиной к центральной стене, лицом к Зимушке и выполняют движения по показу

Мишка косолапый по лесу гулял. (Дети имитируют движения медведя.)

Для своей берлоги место выбирал.

Под сосной высокой землю стал копать. (Рукой копают землю)

Выкопал берлогу и улёгся спать. ( левой рукой накрыть «Медведя»)

Звёздочки-снежинки падали с небес, (руки вверху и медленно опускаются вниз, шевеля пальцами)

Замело дорожки, и поля, и лес.

И деревья ветер зиму всю качал (руки поднять вверх, качают руками из стороны в сторону)

И всю зиму мишка крепко-крепко спал (ладони складывают, кладут их под щёку и закрывают глаза).

(Медведь незаметно выходит из-за ширмы и садится на стул. Спит.)

Зима: Смотрите!!! - Не просыпается мишка что-то у нас. Давайте его разбудим.

( Игра с «Мишкой»)Авторская разработка.

Зима: - Мишка, мишка хватит спать!

Выйди с нами поиграть!

Нас тут много, ты один,

Спать тебе мы не дадим

Медведь(рычит) – Ну-ка, хватит здесь кричать. Вы мешаете мне спать

Зима: А ты мишка поиграй с детьми, а потом и спать ложись.  (Зима выбрасывает снежки)

«Игра в снежки» р.н. мелодия «Ах, вы, сени»

(после игры Зима благодарит Медведя, он прощается и уходит за дверь)

Зима: Мы с мишкой поиграли и посмотрели, как звери живут зимой. Нам, ребята, пора в группу. Зимняя сказка не закончилась. Ведь у нас ещё зима.

Сценарий музыкального развлечения «Ах, как хорошо в садике живётся».

Дети под музыку входят в зал. Танцуют. Затем садятся на стульчики.

Вед: Дорогие гости, здравствуйте. Мы рады приветствовать Вас на нашем  празднике. Посмотрите, какое хорошее настроение у детей. Они пришли сюда, что бы петь, танцевать и радоваться вместе с нами. Смотрите, кто к нам спешит? (под музыку  по выбору музыкального руководителя вбегает Карлсон, разбрасывает игрушки).

Вед: Карлсон, здравствуй. Ты что шалишь? Ребята, разве можно разбрасывать игрушки? Нет, нельзя. С ними можно играть, а потом их все нужно убирать. Смотри как это делают наши ребята. ( дети танцуют «Танец с игрушками», а затем убирают их и садятся на стульчики).

Вед: Карлсон, какой ты большой, красивый.

К: Да, я мужчина «в полном расцвете сил» и очень люблю вкусно покушать.

Вед: А что ты любишь?

К: Варенье, печенье, ну, яблочный пирог на крайний случай.

Вед: Но если есть только сладкое, то можно заболеть. Вот наши дети правильно питаются. Они по утрам едят кашу. А родители знают из чего её можно сварить?  (игра с родителями «Варим кашу»- Авторская разработка). Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: да или нет.

«Сорока – белобока» задумала кашу варить, чтоб деток накормить.

На рынок пошла и вот, что взяла:

Парное молоко – да!

Куриное яйцо – нет!

Манная крупа – да!

Капусты кочан – нет!

Солёный огурец – нет!

Мясной холодец – нет!

Сахар да соль – да!

Белая фасоль – нет!

Масло топлёное – да!

Рыбка солёная – нет!

Лавровый лист – нет!

Китайский рис – да!

Чернослив да изюм – да!

Шоколадный лукум – нет!

Перец болгарский – нет!

Соус татарский – нет!

Клубничное варенье – да!

Бисквитное печенье – нет!

Вед: А теперь посмотри, как наши дети варят кашу. ( танец «Варись кашка» авторская разработка). А знаешь, Карлсон, каждое угощение надо заслужить. Ты что умеешь делать?

К: Ну, гулять по крышам, и вообще просто шалить. ( шалит, хватает трещётку и гремит ею)

Вед: Ах, Карлсон, какой ты шалун. А наши дети умеют играть в оркестре на детских музыкальных инструментах. Послушай, как мы играем, тебе понравится. (Оркестр р.н.м. «Ах, ты, береза». Затем дети садятся на стульчики, у них собирают музыкальные инструменты).

К: (продолжает шалить и разбрасывает лепестки цветов).

Вед: Карлсон, ты опять шалишь? Из этих лепестков можно собрать великолепные цветы. Посмотри, как это делают наши ребята, а родители будут им помогать. (по окончанию аттракциона родители садятся на свои места, а Карлсон бегает с жуком в руках и «жужжит»).

Вед: Карлсон, какой у тебя великолепный жук, как он жужжит.А мы знаем песню, которая так и называется: «Два жука». Сейчас тебе её споём. (песня «Два жука» И. Филатовой).

Вед: А ещё наши дети любят танцевать друг с другом, посмотри наш весёлый танец «Приседай».  (танец «Приседай эст. нар. мил.)

Вед: Вот видишь, Карлсон, как весело и интересно у нас на празднике. Но он заканчивается. Мы приглашаем тебя и наших родителей в веселый хоровод. («Выглянуло солнышко» муз. А.Ермолова).

К: (по окончании хоровода) Как хорошо было у Вас на празднике, но, к сожалению, он окончен. и я должен улетать. (Карлсон улетает).

Вед: До свидания, дорогие друзья. На этом наш праздник завершён. (дети прощаются и покидают зал).

Список литературы

  1. Соколова Ю. А. Сборник «Игры с пальчиками»- М. Эксмо 2015 г.

             

Электронный адрес

Bryksina1964@mail.ru

Официальное название организации  (места работы с расшифровкой аббревиатур)

ГБОУ школа №1195 Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Адрес организации (почтовый)

121354, Москва, ул. Дорогобужская, д. 13

Должность

музыкальный руководитель

Ученая степень

    -

Ученое звание

   -

Паспорт (серия, номер, выдан)

4608 773407 ТП в пос. Немчиновке ОУФМС России по МО в Одинцовском р-не

Дата рождения

21.07.1964

Страховое свидетельство (СНИЛС)

011-823-013-90

Название журнала, в который отправлена статья

Воспитатель ДОУ

Подписаны ли лично авторы статьи на данный журнал

да

Подписано ли Учреждение (организация) статьи на данный журнал

да

Электронный адрес

irileonova@yandex.ru

Официальное название организации  (места работы с расшифровкой аббревиатур)

ГБОУ школа №1195 Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Адрес организации (почтовый)

121354, Москва, ул. Дорогобужская, д. 13

Должность

Педагог-организатор

Ученая степень

    -

Ученое звание

   -

Паспорт (серия, номер, выдан)

4501 056233 2-м п/с ОВД Можайский г.Москвы

Дата рождения

10.09.1975

Страховое свидетельство (СНИЛС)

071-895-106-84

Название журнала, в который отправлена статья

Воспитатель ДОУ

Подписаны ли лично авторы статьи на данный журнал

да

Подписано ли Учреждение (организация) статьи на данный журнал

да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Сказки-«шумелки» как вид музыкально-игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников

Материалы будут  полезены в работе воспитателей, музыкальных руководителей детского сада...

Мастер-класс «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактически...

“Музыкально-игровая деятельность как средство поликультурного воспитания дошкольника ”

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства, этой волшебной страны, где всегда царит ИГРА! Игры, особенно народные, музыкальные, являются н...

ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»

ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя  Тема: «Музыкальная гостиная,  как инновационная форма музыкального  воспитания детей в ДОУ»...

Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учрежденииВ своей работе музыкального руководителя я ставлю основные задачи. Развитие ребё...