Нерегламентированная игровая деятельность как форма музыкального воспитания в ГКП
методическая разработка (младшая группа)
В статье представлен опыт работы с детьми в ГКП. Уделяется внимание совместной работе педагогов и родителей. Раскрываются особенности образовательной работы с младшими дошкольниками и проблемы их адаптации к детскому саду на первой ступени дошкольного образования. Также приведены примеры новых форм работы с детьми младшего дошкольного возраста и традиционных мызыкальных досугов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nereglamentirovannaya_igrovaya_deyatelnost_2019_1.docx | 40.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Формы музыкального воспитания в группах ГКП»
Брыксина Елена Владимировна
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение школа №1195 г. Москвы 121354 ул. Дорогобужская д.13
Музыкальный руководитель в детском саду
143085; М.о., Одинцовский р-н., пос. Заречье, д.21, кв.33.
Bryksina1964@mail.ru ; +7-919-961-18-27
Леонова Ирина Геннадьевна
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение школа №1195 г. Москвы 121354 ул. Дорогобужская д.13
Педагог-организатор в детском саду
121353 Москва. Ул. Беловежская д.39 к.1
irileonova@yandex.ru +7-910-455-67-85
Ключевые слова: группа кратковременного пребывания (ГКП), нерегламентированная игровая деятельность (НИД), сценарии занятий и досугов.
Краткая аннотация. В своей статье мы делимся опытом работы с детьми в ГКП. Уделяем внимание совместной работе педагогов и родителей. В статье раскрывается процесс обучения самых маленьких детей дошкольного возраста (от 1,5 до 3-х лет) и проблемы их адаптации в детском саду на первой ступени дошкольного образования. Также мы знакомим читателей с новыми формами работы с детьми младшего дошкольного возраста (НИД) и традиционными музыкальными досугами (сценарии музыкальных развлечений).
Работа с детьми в детском саду - процесс творческий. Атмосфера праздника на музыкальных занятиях, желание познакомить ребёнка с волшебным, удивительным миром музыки, всегда вдохновляла и заставляла искать новые пути в развитии детей.
Одна из форм образования детей в детском саду – группа кратковременного пребывания. Особенности её в том, что дети, в возрасте 1,5 – 3х лет, приходят в детский сад на игровые сеансы, и в течение 3 часов коллективной игровой деятельности под руководством воспитателя, впервые привыкают самостоятельно адаптироваться в образовательном учреждении.
Именно ГКП является первой ступенью в системе дошкольного образования. Родители приводят к нам малышей, впервые переступающих порог детского сада. Дети, в силу своих индивидуальных особенностей, по-разному проходят сложный процесс адаптации к новому миру. Для кого-то это легко и просто, но большинство детей с трудом отрываются от родителей, привычной домашней обстановки. Сделать этот процесс менее болезненным – задача педагогов и родителей. Именно поэтому взрослые должны слышать друг друга, помогать друг другу, работать в тесном контакте и предъявлять к детям единые требования.
Для плодотворного пребывания детей в ГКП образовательной программой разработан цикл занятий. Это лепка и рисование, физкультура и развитие речи, конструирование и ознакомление с окружающим миром, действие с предметом и музыкальные занятия.
С первых дней пребывания в этом подразделении мы проводим сеансы нерегламентированной игровой деятельности. Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения. В отличии от музыкальных занятий на сеансах нерегламентированной игровой деятельности педагог больше внимания уделяет индивидуальной работе с детьми, они включают в себя большее количество дидактических игр, чаще всего на них закрепляется учебный материал, предлагаемый на музыкальных занятиях. Занятия по нерегламентированной игровой деятельности, как правило, проходят в игровой комнате, что позволяет детям чувствовать себя более комфортно и непринуждённо. Для проведения сеансов НИД дети объединяются в небольшие подгруппы по 3 – 5 человек, в соответствии с их индивидуальными особенностями. Так в подгруппу детей, сравнительно недавно посещающих детский сад, или детей с замедленным восприятием, мы приглашаем не более одного гиперактивного ребёнка в целях создания благоприятных условий восприятия учебного материала. В это время остальные дети занимаются с другими педагогами иными видами образовательной деятельности. Чаще занятия по НИД проводит музыкальный руководитель, но в то же время, при наличии музыкальных фонограмм, так же успешно их могут проводить воспитатели, психологи и другие педагоги. На занятиях НИД используются детские игрушки. Образы их понятны и доступны детям (Зайка, Мишка, Кошка); детские музыкальные инструменты, игра на которых заинтересовывает детей, музыкально – ритмические композиции и подвижные игры, исполняя которые, дети эмоционально раскрепощаются, передавая те или иные игровые образы. Сеансы по НИД дополняют занятия, предусмотренные учебно – образовательной программой, обеспечивают более тесный контакт педагогов и детей. На первых парах, в случае необходимости на занятия НИД могут приглашаться родители, что позволяет детям быть более свободными и активными.
Сценарии занятий по нерегламентированной игровой деятельности предлагаются вашему вниманию.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ - заинтересовать, увлечь детей, удивлять и радовать их музыкой.
ЗАДАЧИ
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- приучать эмоционально откликаться на музыку, слушая исполнение взрослого.
- развивать умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить в них звукоподражание и простейшие интонации (в пении).
- развивать умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки (в музыкально-ритмических композициях).
ОБУЧАЮЩИЕ:
- учить детей внимательно, не отвлекаясь слушать музыку.
- учить подпевать песни без напряжения, естественным голосом, не форсируя звук и не выкрикивая отдельные слова (в пении).
- учить воспроизводить движения по показу музыкального руководителя (в музыкально-ритмических композициях).
- принимать участие в сюжетно-ролевых играх, изображая кого-либо (птичек).
- учить детей играть на детских музыкальных инструментах.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать у ребенка способность видеть различные эмоциональные состояния.
- воспитывать стремление слушать и слышать взрослого.
- воспитывать доброжелательное отношение к деятельности сверстников.
Атрибуты: Игрушечные кукла и мишка, металлофон, деревянные ложки, разноцветные листочки, шишки.
ЗАНЯТИЕ 1 (опубликовано в журнале «Игры и игрушки» №6 2017 год)
К О Ш К А
Звучит песня «Кошка», муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель.
Муз. руководитель вносит игрушечную кошку в группу, знакомит с ней детей, поет песню, дети подпевают. По окончании песни педагог говорит, что киска Мурка пришла в гости и хочет потанцевать с детками. (Танец «Все захлопали в ладошки» р.н.мелодия «Во саду ли, в огороде»). Затем педагог отмечает, что кошка принесла волшебную коробочку, это – металлофон. «Посмотрите, у него есть основание, на которое прикреплены волшебные металлические музыкальные пластины которые умеют петь», говорит педагог, показывая музыкальный инструмент и пластмассовый молоточек. «Я молоточком ударяю по музыкальным пластинам и получается музыкальный звук. Вот послушайте.» (Звучит песня Н. Найденовой и Т. Попатенко «Маленькая птичка» в исполнении педагога). «Хотите поиграть на металлофоне?» - говорит педагог, предлагая детям «попробовать звучание инструмента». Дети подходят к педагогу и индивидуально играют на металлофоне. По окончании игры педагог отмечает: «Кошка Мурка очень любит играть с птичками. Хотите быть птичками, давайте поиграем». (игра «Воробушки и Кошка сл. Л. Ануфриевой нем. плясовая мелодия). Затем педагог говорит: «А еще наша киска любит наматывать клубочки». (Пальчиковая игра «Киска» - сборник ««Игры с пальчиками» Ю. Соколова, Москва ЭКСМО 2004 год) «Давайте поиграем с ней».
КИСКА НИТОЧКИ МОТАЛА
И КЛУБОЧКИ ПРОДАВАЛА
- СКОЛЬКО СТОИТ?
- ТРИ РУБЛЯ
ПОКУПАЙТЕ У МЕНЯ.
Затем музыкальный руководитель говорит: «Мурка принесла нам разноцветные листочки.» Предлагает с ними потанцевать («Пляска с листьями» муз. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной.) Дети исполняют танец по показу музыкального руководителя. По окончании танца дети собирают листочки в красивый букет и дарят его Мурке. Кошка благодарит детей, обещает еще прийти в гости и, прощаясь с детьми, уходит.
З А Н Я Т И Е 2 (опубликовано в журнале «Игры и игрушки» №6 2017 год)
М И Ш К А
Игровая комната оформлена в виде леса. Музыкальный руководитель вносит в группу игрушечного медведя, рассказывает:
«Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет».
М. р: «Пойдемте, ребята, погуляем по лесу». (авт. композиция «Вышли наши ребятишки» Т. С. Тимофеева, муз. р.н. песня «Ах, вы, сени».)
М. р. «Посмотрите, как много шишек. Давайте с ними потанцуем». (раздает шишки детям. Исполняется танец «Маленькие мишки» комп. движений Е. Д. Гольцовой, муз. укр. нар. песня «Два веселых гуся», сб. «Колокольчик» №52 2012 год». По окончании танца шишки собираются в корзиночку.
М. р. «Устал мишка. Ложись, отдохни. Споем ему колыбельную («Спи, мой Мишка». муз. Е. Тиличеевой сл. Ю. Островского. Поет м.р., дети подпевают).
М. р. «Уснул Мишка, а дети пошли собирать грибы-ягоды». (муз. игра «У медведя во бору» р.н. мелодия).
М. р. «Проснулся Мишка, догоняет детей».
М. р. «Смотрите, ребята, какой красивый гриб вырос под елочкой. Он не простой, он волшебный, в нем что-то есть. (М. р. достает из гриба деревянные ложки, показывает как на них можно играть р.н.п «Калинка», раздает их детям, индивидуально показывает как играть на ложках, предлагает с ними потанцевать (танец «Ложки деревянные» р.н. мелодия, авт. комп. О.Н. Арсеневская).
М. р. «Устали детки. Сели на дорожку и стали играть с пальчиками. А Мишка смотрит на детей, да удивляется (пальчиковая игра «Пальчики» сб. «Игры с пальчиками Ю. Соколова, Москва ЭКСМО 2004 год).
«Раз, два, три, четыре, пять
Вышел пальчик погулять.
Только вышел из ворот –
Глядь – другой к нему идет.
Вместе весело идти,
Ну – ка третий выходи.»
М. р. «Мишка хвалит детей: Ай да детки, ай да молодцы, станцуйте для меня.» (тан. «Ай - да» мел. и сл. Г. Ильиной, обр. Т. Попатенко).
По окончанию танца медведь хвалит детей, говорит, что ему пора идти к другим деткам, прощается и уходит.
«Зайчик в гостях у детей».
Цель: Заинтересовать детей, увлечь их, удивлять и радовать музыкой.
Задачи: Развивающие:
- Приучать детей внимательно слушать музыку.
- Развивать умение воспроизводить в пении простейшие интонации.
- Развивать умение детей выполнять под музыку плясовые движения, соответствующие словам песни.
Обучающие:
- Учить детей подпевать песни без напряжения.
- Учить детей владеть некоторыми элементарными видами танцевальных движений.
- Учить детей играть на детских музыкальных инструментах.
Воспитательные:
- Поддерживать потребность детей в общении, доброжелательном внимании взрослого.
- Воспитывать положительное отношение детей к коллективной деятельности сверстников.
Атрибуты: Заяц – игрушка, красочная коробка, барабан.
Музыкальный руководитель вносит в группу игрушечного зайца.
М.р.: Дети, посмотрите, Зайчик пришёл к нам в гости. Давайте споём про него песенку (песня «Зайка» сл. Т. Бабаджан, обр. Г. Лобачёва). - Исполняет педагог, дети подпевают. По окончанию песни:
М.р.: Ребята, зайчик хочет с нами поиграть в догонялки. К кому Зайчик подскочит, тот и будет его догонять.(игра «Догони Зайчика» муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.)
Затем муз.рук. достаёт красивую коробку.
М.Р.: Посмотрите. Зайчик принёс нам красивый подарок. В этой волшебной коробке что-то есть. (Медленно поднимает крышку коробки и достает барабан).
М.р.: Да это же барабан, музыкальный инструмент, а вот и барабанные палочки. Смотрите, как они играют. (Показывает) Я знаю песню про барабан. Подпевайте её вместе со мной. (песня «Барабан» М, Чарной, Н. Найдёновой.)
М.р.: Кто хочет поиграть на барабане? Подходите ко мне. (Индивидуальное исполнение детей.)
М.р.: Зайчику очень понравилось как вы играли на барабане. А теперь он приглашает всех потанцевать.(танец «Чок-чок» сл и муз. Е.Макшанцевой.)
М.р.: Как хорошо танцевали детки, но устали. Садитесь на стульчики. Зайчик, смотри как играют наши пальчики. (Пальчиковая игра «Прятки» Сборник Ю.А. Соколовой «Игры с пальчиками» ООО Издательство «ЭКСМО» 2002 год)
«В прятки пальчики играли,
И головки убирали
Вот так, вот так
И головки убирали.
Кулачками постучали,
Дружно весело играли.
Вот так, вот так
Все головки убирали.»
М.р.: Ребята, как зайчику понравилось у вас в гостях. Он шепчет мне на ушко, что ещё придет к вам в гости, а сейчас он прощается с вами.
(Музыкальный руководитель с игрушкой покидает игровую комнату.)
Так же в группах ГКП помимо нерегламентированной игровой деятельности проводятся музыкальные развлечения, конспекты которых мы предлагаем вашему вниманию.
Сценарий развлечения «Зимушка-зима!»
(Зал украшен по-зимнему, дети входят в зал под музыку по выбору педагога)
Ведущая: Ребята – Поглядите, как красиво нарядила все кругом зимушка - зима. А вот и она.
(Под музыку по выбору педагога входит Зима, танцует)
Зима: Здравствуйте дети, здравствуйте гости дорогие. Я Зима, люблю холод и мороз. А вы, ребята, не замёрзли? Выходите танцевать.
«Зимняя пляска» М. Старокадомского,
Зима: Не страшны нам холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
Игра «Катание на санках» р.н. мелодия «Коробейники»
Зима: Я вижу на снегу следы. Интересно, чьи они? (следы зайца) Это, кто же тут скакал. Это … (заяц пробежал). Выходите, зайчишки, поиграйте.
(игра «Зайцы и Лиса» А. Финарковского)
Зима: - Кругом снегу намело,
Не видать здесь никого.
Зима: - Мишка, здесь видать ходил и немного наследил. Что-то мишки не видать, видно он улёгся спать. Мишка, мишка – хватит спать, выйди к детям поиграть. Не идёт! Видно крепко уже спит, давайте сами покажем, как мишка по лесу гулял.
Игра «Мишка косолапый по лесу гулял» (Авторская разработка)
Дети стоят спиной к центральной стене, лицом к Зимушке и выполняют движения по показу
Мишка косолапый по лесу гулял. (Дети имитируют движения медведя.)
Для своей берлоги место выбирал.
Под сосной высокой землю стал копать. (Рукой копают землю)
Выкопал берлогу и улёгся спать. ( левой рукой накрыть «Медведя»)
Звёздочки-снежинки падали с небес, (руки вверху и медленно опускаются вниз, шевеля пальцами)
Замело дорожки, и поля, и лес.
И деревья ветер зиму всю качал (руки поднять вверх, качают руками из стороны в сторону)
И всю зиму мишка крепко-крепко спал (ладони складывают, кладут их под щёку и закрывают глаза).
(Медведь незаметно выходит из-за ширмы и садится на стул. Спит.)
Зима: Смотрите!!! - Не просыпается мишка что-то у нас. Давайте его разбудим.
( Игра с «Мишкой»)Авторская разработка.
Зима: - Мишка, мишка хватит спать!
Выйди с нами поиграть!
Нас тут много, ты один,
Спать тебе мы не дадим
Медведь: (рычит) – Ну-ка, хватит здесь кричать. Вы мешаете мне спать
Зима: А ты мишка поиграй с детьми, а потом и спать ложись. (Зима выбрасывает снежки)
«Игра в снежки» р.н. мелодия «Ах, вы, сени»
(после игры Зима благодарит Медведя, он прощается и уходит за дверь)
Зима: Мы с мишкой поиграли и посмотрели, как звери живут зимой. Нам, ребята, пора в группу. Зимняя сказка не закончилась. Ведь у нас ещё зима.
Сценарий музыкального развлечения «Ах, как хорошо в садике живётся».
Дети под музыку входят в зал. Танцуют. Затем садятся на стульчики.
Вед: Дорогие гости, здравствуйте. Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике. Посмотрите, какое хорошее настроение у детей. Они пришли сюда, что бы петь, танцевать и радоваться вместе с нами. Смотрите, кто к нам спешит? (под музыку по выбору музыкального руководителя вбегает Карлсон, разбрасывает игрушки).
Вед: Карлсон, здравствуй. Ты что шалишь? Ребята, разве можно разбрасывать игрушки? Нет, нельзя. С ними можно играть, а потом их все нужно убирать. Смотри как это делают наши ребята. ( дети танцуют «Танец с игрушками», а затем убирают их и садятся на стульчики).
Вед: Карлсон, какой ты большой, красивый.
К: Да, я мужчина «в полном расцвете сил» и очень люблю вкусно покушать.
Вед: А что ты любишь?
К: Варенье, печенье, ну, яблочный пирог на крайний случай.
Вед: Но если есть только сладкое, то можно заболеть. Вот наши дети правильно питаются. Они по утрам едят кашу. А родители знают из чего её можно сварить? (игра с родителями «Варим кашу»- Авторская разработка). Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: да или нет.
«Сорока – белобока» задумала кашу варить, чтоб деток накормить.
На рынок пошла и вот, что взяла:
Парное молоко – да!
Куриное яйцо – нет!
Манная крупа – да!
Капусты кочан – нет!
Солёный огурец – нет!
Мясной холодец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Масло топлёное – да!
Рыбка солёная – нет!
Лавровый лист – нет!
Китайский рис – да!
Чернослив да изюм – да!
Шоколадный лукум – нет!
Перец болгарский – нет!
Соус татарский – нет!
Клубничное варенье – да!
Бисквитное печенье – нет!
Вед: А теперь посмотри, как наши дети варят кашу. ( танец «Варись кашка» авторская разработка). А знаешь, Карлсон, каждое угощение надо заслужить. Ты что умеешь делать?
К: Ну, гулять по крышам, и вообще просто шалить. ( шалит, хватает трещётку и гремит ею)
Вед: Ах, Карлсон, какой ты шалун. А наши дети умеют играть в оркестре на детских музыкальных инструментах. Послушай, как мы играем, тебе понравится. (Оркестр р.н.м. «Ах, ты, береза». Затем дети садятся на стульчики, у них собирают музыкальные инструменты).
К: (продолжает шалить и разбрасывает лепестки цветов).
Вед: Карлсон, ты опять шалишь? Из этих лепестков можно собрать великолепные цветы. Посмотри, как это делают наши ребята, а родители будут им помогать. (по окончанию аттракциона родители садятся на свои места, а Карлсон бегает с жуком в руках и «жужжит»).
Вед: Карлсон, какой у тебя великолепный жук, как он жужжит.А мы знаем песню, которая так и называется: «Два жука». Сейчас тебе её споём. (песня «Два жука» И. Филатовой).
Вед: А ещё наши дети любят танцевать друг с другом, посмотри наш весёлый танец «Приседай». (танец «Приседай эст. нар. мил.)
Вед: Вот видишь, Карлсон, как весело и интересно у нас на празднике. Но он заканчивается. Мы приглашаем тебя и наших родителей в веселый хоровод. («Выглянуло солнышко» муз. А.Ермолова).
К: (по окончании хоровода) Как хорошо было у Вас на празднике, но, к сожалению, он окончен. и я должен улетать. (Карлсон улетает).
Вед: До свидания, дорогие друзья. На этом наш праздник завершён. (дети прощаются и покидают зал).
Список литературы
- Соколова Ю. А. Сборник «Игры с пальчиками»- М. Эксмо 2015 г.
Электронный адрес | |
Официальное название организации (места работы с расшифровкой аббревиатур) | ГБОУ школа №1195 Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение |
Адрес организации (почтовый) | 121354, Москва, ул. Дорогобужская, д. 13 |
Должность | музыкальный руководитель |
Ученая степень | - |
Ученое звание | - |
Паспорт (серия, номер, выдан) | 4608 773407 ТП в пос. Немчиновке ОУФМС России по МО в Одинцовском р-не |
Дата рождения | 21.07.1964 |
Страховое свидетельство (СНИЛС) | 011-823-013-90 |
Название журнала, в который отправлена статья | Воспитатель ДОУ |
Подписаны ли лично авторы статьи на данный журнал | да |
Подписано ли Учреждение (организация) статьи на данный журнал | да |
Электронный адрес | |
Официальное название организации (места работы с расшифровкой аббревиатур) | ГБОУ школа №1195 Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение |
Адрес организации (почтовый) | 121354, Москва, ул. Дорогобужская, д. 13 |
Должность | Педагог-организатор |
Ученая степень | - |
Ученое звание | - |
Паспорт (серия, номер, выдан) | 4501 056233 2-м п/с ОВД Можайский г.Москвы |
Дата рождения | 10.09.1975 |
Страховое свидетельство (СНИЛС) | 071-895-106-84 |
Название журнала, в который отправлена статья | Воспитатель ДОУ |
Подписаны ли лично авторы статьи на данный журнал | да |
Подписано ли Учреждение (организация) статьи на данный журнал | да |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).
В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...
Сказки-«шумелки» как вид музыкально-игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников
Материалы будут полезены в работе воспитателей, музыкальных руководителей детского сада...
Мастер-класс «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактически...
“Музыкально-игровая деятельность как средство поликультурного воспитания дошкольника ”
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства, этой волшебной страны, где всегда царит ИГРА! Игры, особенно народные, музыкальные, являются н...
Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии
....
ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»
ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»...
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учрежденииВ своей работе музыкального руководителя я ставлю основные задачи. Развитие ребё...