Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии
методическая разработка

Балашова Екатерина Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ovz.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Доклад на тему:

«Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии»

                               

                                                                                                    Стажировочная площадка

                                                                                             «Коррекционно- развивающая работа в ДОУ

                                                                             воспитателей и специалистов службы сопровождения

                                                                                                              в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Взаимодействие воспитателя и

музыкального руководителя, инструктора

по физкультуре в коррекционно- развивающей работе»

                                                                                     музыкальный руководитель:

Столярчук Екатерина Сергеевна

г.о. Электрогорск

      Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.

    Основная цель- помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.

     Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие. Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребенка. Именно поэтому музыкальные занятия всегда должны нести яркие положительные эмоции. Только на этом фоне можно успешно взаимодействовать с детьми, решая при этом воспитательные, образовательные и коррекционные задачи:

  • приобщать детей с проблемами в развитии к основам музыкальной культуры, развивать их музыкально-эстетические интересы, потребности;
  • способствовать коррекции нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности;        
  • формировать доступные знания о музыке, ее особенностях, о различных видах музыкальной деятельности;
  • доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности;
  • способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.

      При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей, возникающих у детей из-за нарушения.
     
В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение. Однако, чтобы ребенок с ОВЗ научился ее слышать и понимать, педагог-музыкант должен применять целый комплекс методов и приемов, специально направленных на решение задач музыкального развития и реализацию спланированного коррекционно-развивающего педагогического процесса.

       Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкальных занятий, должны иметь коррекционную направленность. Так, в процессе слушания-восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
     
У детей с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди — взрослые. 
     
В процессе певческой деятельности у детей данной категории развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость).

      Как известно, для детей с ОВЗ характерно несовершенство двигательной сферы, вялость мышечного тонуса или гипертонус, плохая скоординированность движений. В процессе музыкальных занятий, при выполнении детьми музыкально-ритмических упражнений у детей постепенно формируются произвольность внимания, двигательный самоконтроль, целостность движений, активизируется воображение.
      Музыкально-ритмическая деятельность укрепляет и совершенствует двигательный аппарат ребенка, формирует точность, ритмичность движений, способствует ориентировке в пространстве.  Дети благодаря музыкально-ритмической деятельности учатся выполнять простейшие движения под музыку, менять их в связи с разным характером и жанром музыки (марш, пляска, колыбельная), сопровождать пение несложными ритмическими движениями.
     
Игра на детских музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления, но и развивает слух, память, способствует выработке координации движений рук, пальцев.
     
В целом у детей совершенствуются эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкально-слушательская культура.

      Для активизации детей и усиления эмоционального впечатления от музыки на занятиях следует применять игровые, наглядно – слуховые, наглядно – зрительные приемы: мягкую игрушку (бибабо), художественные иллюстрации и репродукции, наглядно – дидактический и поэтический материал, музыкальные инструменты. Это способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений.

     Одним из самых главных условий успешной работы с детьми является индивидуальный подход к ребенку. Следует уделять время каждому и никогда не принуждать его к действию. Педагог может увлечь ребенка с помощью выразительной интонации голоса (изменения ее во время беседы или пояснения), мимики, жеста, тактильных прикосновений. Это помогает усилить или ослабить эмоциональные проявления ребенка. А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажами, «живыми игрушками» в исполнении взрослых просто необходимо!

       Положительного результата на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ можно достичь при следующих условиях:

1.Занятия должны быть динамичными и эмоционально насыщенными.

2.Необходим индивидуальный поход к ребенку (называть по имени, смотря в глаза…).

3.Использование наглядных приемов в сочетании с практическими.

( повтор, упражнения).

4.Тщательный подход к подбору детского репертуара.

5.Необходимо поощрять детей (словом, жестом, улыбкой, прикосновением…).

Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия увлекательными и самыми желанными для ребенка.

Роль педагога в процессе проведения музыкальных занятий

         Музыкальному руководителю принадлежит ведущая роль в планировании, организации и проведении музыкальных занятий. Успех коррекционно-развивающего обучения детей во многом зависит от его квалификации как музыканта, от его профессионализма, хорошего знания особенностей развития детей с проблемами и владения технологией музыкального обучения и воспитания таких детей. Он должен создавать на занятиях творческую атмосферу, в которой детям было бы комфортно, в которой они могли бы реализовать свои возможности. Музыкальный руководитель является для детей образцом при выполнении разнообразных музыкальных действий во время музыкального занятия, поэтому личный пример педагога, стиль общения с детьми и со взрослыми, желание увлечь детей музыкой, грамотная, выразительная речь, доброжелательность, стремление оказать необходимую помощь очень важны.

        Музыкальный руководитель обязан планировать проведение музыкальных занятий. С этой целью он заранее подбирает музыкальный материал, соответствующий задачам музыкального воспитания и требованиям типовой программы, и продумывает методику его преподнесения детям. При этом следует обратить внимание на качество и доступность исполнения музыкальных произведений. Чтобы привить любовь детей к музыке, педагог сам должен проявлять эмоциональность и заинтересованное отношение к тому, что исполняет.
     
Планируя занятия, музыкальный руководитель определяет их структуру, задачи и содержание, методы и методические приемы, которые будут эффективными в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, готовит необходимое оборудование (дидактические пособия, музыкальные инструменты, атрибуты, элементы костюмов для музыкальных игр, драматизации и др.).
     
В процессе музыкальных занятий он должен осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, степень доступности материала, его усвоения.
     
Важной функцией музыкального руководителя является учет музыкального развития детей. С этой целью он периодически проводит диагностику уровня их музыкального развития, что позволяет следить за продвижением детей, их успехами и, наоборот, задержками в развитии и намечать дальнейшую перспективу в работе.
     
Музыкальный руководитель активизирует действия детей, оказывает необходимую помощь, подбадривает замкнутых, неуверенных в себе детей. На своем примере и на примере действий сверстников показывает, как следует выполнить то или иное задание. Своим поведением, умением общаться с детьми он создает на занятиях положительный эмоциональный фон, что помогает детям с особыми образовательными потребностями реализовать свои потребности в общении с музыкой, желание попробовать себя в разнообразных видах музыкальной деятельности, проявить самостоятельность и творчество. Все это позволяет постепенно формировать у детей музыкальные способности, навыки музыкальной деятельности, содействовать социальной адаптации детей.
     
В своей работе музыкальный руководитель опирается на помощь воспитателей и дефектолога. Вместе с ними он определяет те коррекционные задачи, которые необходимо решить в процессе музыкальных занятий. Дефектолог предоставляет музыкальному руководителю и воспитателям результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер каждого ребенка, что дает возможность учитывать эти особенности при проведении занятий и планировать их, четко видя перед собой перспективу.
     
Воспитатель также помогает планировать и проводить музыкальные занятия: совместно с детьми участвует во всех видах музыкальной деятельности, помогает детям овладевать движениями под музыку, приемами игры на детских музыкальных инструментах, раздает атрибуты для музыкально-ритмических упражнений, игр, танцев, организует детей для выполнения заданий. Заранее подготовленный воспитатель может дать образец исполнения движения или игры на музыкальном инструменте.
   
Воспитатель хорошо знает детей группы и может помочь музыкальному руководителю дополнительной информацией о каждом из детей в целях более эффективной коррекционно-направленной работы.
   
Воспитатель оказывает помощь музыкальному руководителю в проведении диагностического обследования детей с целью выявления уровня их музыкального развития.
   
Все педагоги ДОУ комбинированного вида должны работать в тесной взаимосвязи, хорошо осознавая, что от их совместной работы, взаимопомощи, взаимопонимания во многом зависит успешность коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого средствами музыкального воспитания детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей.

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...