Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал (подготовительная группа)

 

Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

В своей работе музыкального руководителя я ставлю основные задачи. Развитие ребёнка через музыкально-эстетические формы взаимодействия. «Без музыки не может быть полноценного воспитания личности. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» - писал Василий Сухомлинский. Известно , что для творчества любого рода необходима эмоциональная подпитка мозга, отвечающего за рациональное мышление. Музыка лучше, чем любой другой вид искусства, справляется с этой задачей. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования гармоничного человека, развития его лучших личностных качеств, творческого потенциала.

В своей работе я использую разнообразные методы и формы обучения: методы формирования сознания (рассказ, беседа, работа с литературой, метод показа на собственном примере); методы организации деятельности (иллюстрации и демонстрации, практические работы); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, поощрение); эффективности (выступления, концерты, музыкальные гостиные). .

Одной из форм культурного развития дошкольников в соответствии с основными видами деятельности в образовательной области  является музыкальная гостиная, цель которой – создание условий для творческой деятельности детей, свободного общения педагога и дошкольников на музыкальном материале.

Так что же такое музыкальная гостиная? Музыкальная гостиная – это воспитательное мероприятие, которое имеет ряд достоинств, позволяющих широко использовать её содержание для воспитания музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Следовательно, целью проведения музыкальных гостиных является – развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. Для достижения цели решаются следующие задачи: формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению; развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Такие встречи воспитывают в детях потребности в музицировании; формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы, мышления, индивидуального восприятия; развитие социально – коммуникативных качеств: общения, соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения, выдержки.

Какие инновационные формы имеют музыкальные гостиные? Одной из инновационных форм в практике проведения музыкальных гостиных являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

На какие виды музыкальные гостиные делятся? Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются музыкально-театрализованные гостиные, музыкально-литературные гостиные, которые сочетают различные виды искусства. Одной из инновационных форм проведения этих гостиных, содержащих приключенческую игру, можно считать музыкальный квест. Музыкальный квест – это некая цепь продвижения по музыкальным «станциям» с помощью решения музыкальных заданий. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий.

 Например, знакомство с новой музыкальной темой можно сопровождать показом слайдов, видео фрагментов, фотографий и иллюстраций; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов; демонстрировать графический материал (модели формы музыкального произведения, схемы движения мелодии); виртуально “посещать” музеи, театры, концерты; моделировать музыкальные сюжеты и явления.  

Например, с помощью обучающих мультимедийных программ («Веселые нотки», «Весело-грустно», «Угадай, что звучит?») дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами. Музыкальные клипы с демонстрацией творчества художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют полному пониманию красоты и богатства музыкальной и художественной культуры человечества.

 В нашем деском саду проходили цикл музыкально-литературных гостиных,  посвящённых популярным поэтам,( Роберта Рождественского, Булата Окуджавы, Сергея Есенина, Евгения Евтушенко и Ларисы Рубальской) на таких встречах звучали  не только стихи, но и романсы и песни. Исполняли их и гости нашего сада и ведущие. А так же проводились музыкальные гостиные на темы : «Рождественские песни и забавы » на материале русских народных колядок и подвижных игр, «Детская музыка » по произведениям из «Детского альбома» П.И.Чайковского , «Путешествие популярных песен Владимира Шаинского», «Память поколений» на материале песен военных лет. Проводятся гостиные три раза в год. В них принимают участие дети старшего возраста, приглашённые гости и родители. Репертуар выбирается в соответствии с темой.

Так же наш детский сад посещала школа искусств со своей программой, в которой были исполнены детьми на музыкальных инструментах произведения классиков. В сопровождении педагогов Корастылева А.А. и Никоновой Л. Педагоги рассказывали о музыки и исполняли в дуэтах со своими учениками музыкальные произведения. Такие встречи наполняют детские  души новыми впечатлениями.

Используемая литература

• Арцеменди А. Л., «Дошкольное музыкальное воспитание» перевод с испанского. Методическое пособие. М. ; Прогресс, 1989 г.

• Буренина А. И «Кукляндия». Учебное – методическое пособие по театрализованной деятельности – СПБ; издательство «Музыкальная палитра» 2008 г.

• Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Учебное пособие: «Дошкольная педагогика и психология». М. ; «Просвещение», 1983 г.

• Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду». Методическое пособие. – Ярославль; Академия развития. 2006 г.

• Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие – М. ; Вако, 2006 г.

• Девятова Т. Н. «Звук волшебник». Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ; Линко – Пресс, 2006 г.

• Комиссарова Л. Н. ; Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – Москва «Просвещение» 1986 г.

• Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; Книга из опыта работы. М. ; Просвещение, 1990 г.

• Метлов Н. А. «Музыка – детям»; Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. М. ; Просвещение, 1985 г.

• Куцакова Л. В. ; Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника»; Программа – методическое пособие «Росинка». М. ; – Гуманит. Издательский центр Владос, 2004 г.

• Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – Учебное пособие. М. ; Гуманит изд. Центр Владос. 1997 г.

• Роот З. Я. «Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста»; Пособие для музыкальных руководителей. М. ; Айрис – пресс, 2004 г.

• Суворова Т. И. «Танцуй малыш». Методическое пособие. ; СПБ; 2007 г.

• Сауко Т. Н. ; Буренина А. И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет – СПБ; 2001 г.

• Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музыцирование», Программа «Элементарное музыцирование с дошкольниками»; СПБ; Лоиро, 2003 г.

«Творчество – непосредственное единство мысли и дела, осуществляется только в непрерывной деятельности, в творении.

Творчество – торжество с творением, ибо вне творения нет творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foto.docx1.78 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении

Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...

"Нравственно-патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении"

      Дошкольный возраст – важнейший период в нравственном становлении личности, период закладки всех человеческих начал. Этот возраст является наиболее сензитивным для эмоционал...

Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Доклад из опыта работы на городском семинаре "Физическое воспитание детей"...

Выступление на педсовете, посвященному правовому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении

Человек получает права, когда появляется на свет. В раннем детстве ребенок должен почувствовать и осознать себя человеком, живущим в обществе и имеющим равные со всеми права, обязанности и свобо...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

1.Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учрежденийПрежде чем раскрыть содержание современных инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, ...

ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»

ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя  Тема: «Музыкальная гостиная,  как инновационная форма музыкального  воспитания детей в ДОУ»...