Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
В своей работе музыкального руководителя я ставлю основные задачи. Развитие ребёнка через музыкально-эстетические формы взаимодействия. «Без музыки не может быть полноценного воспитания личности. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» - писал Василий Сухомлинский. Известно , что для творчества любого рода необходима эмоциональная подпитка мозга, отвечающего за рациональное мышление. Музыка лучше, чем любой другой вид искусства, справляется с этой задачей. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования гармоничного человека, развития его лучших личностных качеств, творческого потенциала.
В своей работе я использую разнообразные методы и формы обучения: методы формирования сознания (рассказ, беседа, работа с литературой, метод показа на собственном примере); методы организации деятельности (иллюстрации и демонстрации, практические работы); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, поощрение); эффективности (выступления, концерты, музыкальные гостиные). .
Одной из форм культурного развития дошкольников в соответствии с основными видами деятельности в образовательной области является музыкальная гостиная, цель которой – создание условий для творческой деятельности детей, свободного общения педагога и дошкольников на музыкальном материале.
Так что же такое музыкальная гостиная? Музыкальная гостиная – это воспитательное мероприятие, которое имеет ряд достоинств, позволяющих широко использовать её содержание для воспитания музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Следовательно, целью проведения музыкальных гостиных является – развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. Для достижения цели решаются следующие задачи: формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению; развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Такие встречи воспитывают в детях потребности в музицировании; формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы, мышления, индивидуального восприятия; развитие социально – коммуникативных качеств: общения, соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения, выдержки.
Какие инновационные формы имеют музыкальные гостиные? Одной из инновационных форм в практике проведения музыкальных гостиных являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
На какие виды музыкальные гостиные делятся? Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются музыкально-театрализованные гостиные, музыкально-литературные гостиные, которые сочетают различные виды искусства. Одной из инновационных форм проведения этих гостиных, содержащих приключенческую игру, можно считать музыкальный квест. Музыкальный квест – это некая цепь продвижения по музыкальным «станциям» с помощью решения музыкальных заданий. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий.
Например, знакомство с новой музыкальной темой можно сопровождать показом слайдов, видео фрагментов, фотографий и иллюстраций; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов; демонстрировать графический материал (модели формы музыкального произведения, схемы движения мелодии); виртуально “посещать” музеи, театры, концерты; моделировать музыкальные сюжеты и явления.
Например, с помощью обучающих мультимедийных программ («Веселые нотки», «Весело-грустно», «Угадай, что звучит?») дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами. Музыкальные клипы с демонстрацией творчества художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют полному пониманию красоты и богатства музыкальной и художественной культуры человечества.
В нашем деском саду проходили цикл музыкально-литературных гостиных, посвящённых популярным поэтам,( Роберта Рождественского, Булата Окуджавы, Сергея Есенина, Евгения Евтушенко и Ларисы Рубальской) на таких встречах звучали не только стихи, но и романсы и песни. Исполняли их и гости нашего сада и ведущие. А так же проводились музыкальные гостиные на темы : «Рождественские песни и забавы » на материале русских народных колядок и подвижных игр, «Детская музыка » по произведениям из «Детского альбома» П.И.Чайковского , «Путешествие популярных песен Владимира Шаинского», «Память поколений» на материале песен военных лет. Проводятся гостиные три раза в год. В них принимают участие дети старшего возраста, приглашённые гости и родители. Репертуар выбирается в соответствии с темой.
Так же наш детский сад посещала школа искусств со своей программой, в которой были исполнены детьми на музыкальных инструментах произведения классиков. В сопровождении педагогов Корастылева А.А. и Никоновой Л. Педагоги рассказывали о музыки и исполняли в дуэтах со своими учениками музыкальные произведения. Такие встречи наполняют детские души новыми впечатлениями.
Используемая литература
• Арцеменди А. Л., «Дошкольное музыкальное воспитание» перевод с испанского. Методическое пособие. М. ; Прогресс, 1989 г.
• Буренина А. И «Кукляндия». Учебное – методическое пособие по театрализованной деятельности – СПБ; издательство «Музыкальная палитра» 2008 г.
• Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Учебное пособие: «Дошкольная педагогика и психология». М. ; «Просвещение», 1983 г.
• Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду». Методическое пособие. – Ярославль; Академия развития. 2006 г.
• Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие – М. ; Вако, 2006 г.
• Девятова Т. Н. «Звук волшебник». Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ; Линко – Пресс, 2006 г.
• Комиссарова Л. Н. ; Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – Москва «Просвещение» 1986 г.
• Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; Книга из опыта работы. М. ; Просвещение, 1990 г.
• Метлов Н. А. «Музыка – детям»; Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. М. ; Просвещение, 1985 г.
• Куцакова Л. В. ; Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника»; Программа – методическое пособие «Росинка». М. ; – Гуманит. Издательский центр Владос, 2004 г.
• Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – Учебное пособие. М. ; Гуманит изд. Центр Владос. 1997 г.
• Роот З. Я. «Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста»; Пособие для музыкальных руководителей. М. ; Айрис – пресс, 2004 г.
• Суворова Т. И. «Танцуй малыш». Методическое пособие. ; СПБ; 2007 г.
• Сауко Т. Н. ; Буренина А. И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет – СПБ; 2001 г.
• Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музыцирование», Программа «Элементарное музыцирование с дошкольниками»; СПБ; Лоиро, 2003 г.
«Творчество – непосредственное единство мысли и дела, осуществляется только в непрерывной деятельности, в творении.
Творчество – торжество с творением, ибо вне творения нет творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foto.docx | 1.78 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении
Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении"
Дошкольный возраст – важнейший период в нравственном становлении личности, период закладки всех человеческих начал. Этот возраст является наиболее сензитивным для эмоционал...
Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)
Доклад из опыта работы на городском семинаре "Физическое воспитание детей"...
Выступление на педсовете, посвященному правовому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении
Человек получает права, когда появляется на свет. В раннем детстве ребенок должен почувствовать и осознать себя человеком, живущим в обществе и имеющим равные со всеми права, обязанности и свобо...
Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия...
Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
1.Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учрежденийПрежде чем раскрыть содержание современных инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, ...
ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»
ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»...