Мастер - класс для педагогов:"Сказки - шумелки"
методическая разработка (подготовительная группа)

Мастер - класс для педагогов:"Сказки - шумелки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Сказки - шумелки»

Добрый  день уважаемы педагоги! Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игре на детских музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям.

Так что же такое шум?

Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

        Благодаря такой деятельности, как игре на музыкальных инструментах, осуществляется комплексное развитие ребёнка:
        1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
        2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
        
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
        
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

        5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
        
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

        7. Совершенствуются  навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями, у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. (Примеры)

        Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

        Сказка - шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз,  ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

  • Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
  •  Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
  •  Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
  • Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
  • Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
  • Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
  • Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы
  • Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
  • Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  • Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
  • Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
  • Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  • Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
  • Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
  • Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
  • Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
  • Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшие произведения.

Пых

         Жили-были дед да бабка. И была у них внучка Машенька.  Дед мастерил, молотком стучал (ложки)  и пилой пилил (рубель). Бабка пол подметала (рукой по барабану) и пыль  вытирала (пакет). А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала (металлофон).

        Вот как-то Машенька и говорит: «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!». Дедушка и пошел в огород. Сначала по полу (барабан), потом по камушкам (ксилофон), потом по травке (пакетик). Подошел дед к грядке, вокруг тихо, только пчелки жужжат ( ж-ж-ж-ж) и комарики пищат (писк). И только хотел дед ягодку сорвать, вдруг кто-то на него как фыркнет (трем ладошку о ладошку). Дед испугался и домой побежал , сначала по травке (пакетик), затем по камушкам (Ксилофон) , а потом по полу (барабан). Прибежал домой и говорит:

-«Я ягод не принес. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!»

        Тогда Машенька бабушке говорит: «Бабушка, принеси мне ягод, пожалуйста!»

        Бабушка и пошла в огород.  Сначала по полу (барабан), потом по камушкам (ксилофон), потом по травке (пакетик). Остановилась у грядки – вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж) и комарики пищат(з-з-з) .И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает (фыр . фыр, фыр). Бабушка испугалась и домой побежала сначала по травке (пакетик), затем по камушкам (Ксилофон), а потом по полу (барабан). Прибежала и говорит:

-« Я ягод не принесла. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!»

        Тогда Машенька говорит: «Раз вы такие бояки – я сама пойду».

        Пошла Машенька в огород. Сначала по полу (барабан), потом по камушкам (ксилофон), потом по травке (пакетик).  Остановилась у грядки. Только хотела ягодки сорвать, вдруг на неё кто-то как зафыркает (ладошки). А Маша не испугалась. Смотрит, а в траве ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком (струны), положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек (глиссандо на ксилофоне).Принесла ёжика в платочке домой и молоком напоила. А ночью ёж не спал и по комнате бегал (барабан).

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

ЗАЯЦ В ЛЕСУ


Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)


Проводится мультимедийная презентация сказок шумелок:

- «Теремок»

- «Курочка ряба»

- «Пых»

- «Зимняя сказка»

На этой веселой ноте мы заканчиваем наш мастер класс. Спасибо за внимание!

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Сказки - шумелки"

Сказки-шумелки как разновидность шумового оркестра. Мастер-класс для родителей....

Мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки"

Презентация и мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки" как разновидность шумового оркестра...

Мастер-класс по теме "Сказки - Шумелки"

Мастер класс для педагогов....

Мастер-класс для педагогов "Сказка шумелка в театре ложек"

Совмещение театра ложек и элементарного музицирования...

Мастер-класс для педагогов «Сказки-шумелки как инновационная форма работы с детьми с ТНР»

Знакомство педагогов с формой работы с детьми с ТНР "Сказки - шумелки"...

Мастер-класс для педагогов "Сказки-шумелки"

Цель: Познакомить участников мастер класса с приёмом обыгрывания небольших текстов русских народных сказок при помощи музыкальных инструментов и подручных предметов....

Мастер-класс для педагогов "Сказки-шумелки в условиях театрально-музыкальной деятельности дошкольников"

Мастер-класс для педагогов «Сказки - шумелкив условиях театрально-музыкальнойдеятельности дошкольников»...