Консультация «Эмоциональное благополучие дошкольников как важный фактор физического воспитания»
консультация

Сердюкова Алина Юрьевна

«Эмоциональное благополучие»  ребенка - это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в семье и дошкольном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных биологических и социальных потребностей. Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов - физического и психического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Эмоциональное благополучие дошкольников как важный фактор физического воспитания»

Подготовила: Сердюкова А. Ю.,  педагог-психолог МБДОУ д/с № 15

 г. Белгорода

Детство - это время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия.

«Эмоциональное благополучие»  ребенка - это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в семье и дошкольном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных биологических и социальных потребностей. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей.

В настоящее время многими психологами фиксируются у детей повышенная тревожность, агрессивность, изменения межличностных отношений к различным обстоятельствам жизни. Все эти признаки свидетельствуют о том, что многие дети не испытывают эмоционального комфорта, эмоций удовольствия, состояния безопасности, т.е. не испытывают эмоционального благополучия.

     Между тем, от эмоционального благополучия зависит насколько счастливым, внутренне защищённым и уравновешенным растёт ребёнок, как он уживается с взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию. Именно это эмоциональное состояние является основой для развития ребёнка дошкольного возраста.

Многие исследователи подчеркивают, что потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников - одна из необходимых в дошкольном детстве. Когда эта потребность реализовывается, тогда она вызывает положительные эмоции, закрепляет чувства радости, переживание удовольствия. На эмоциональное благополучие дошкольников огромное влияние оказывает   физическое воспитание.  Физическое воспитание развивает у детей коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации. Педагог на занятиях способствует формированию навыков социального партнерства для гармоничного развития личности. Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании детей, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.

Организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.

Ученные отмечают тесную взаимосвязь между двигательной и эмоциональной сферой, подчеркивая, что вызываемые движениями ощущения являются для ребенка ценными. На занятиях физической культуры у детей наблюдается подъем настроения от процесса, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще.  

Одним из важных компонентам является, музыкальное сопровождение движений, эмоционально обогащает детей, дает возможность понять движение и лучше его выполнять, т.к. средства музыкальной выразительности (сила звука, темп, ритм и др.) вызывают ответные оттенки реакций в движениях. 

Игра и словесное сопровождение движения. В процессе подвижных игр дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. В подвижной игре каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что–то делает хорошо, становится основной позитивного образа себя.

  Среди педагогов широко используем  различные виды и методы двигательной деятельности, в которых дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт.

      Первым компонентом методики организации двигательной деятельности является утренняя гимнастикакоторая направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности, а также на создание положительного эмоционального фона в группе.

В содержание утренней гимнастики помимо общеразвивающих упражнений:

  • танцевальные упражнения;
  • кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения;
  • игровые имитационные упражнения;
  • игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения;
  • игры на развитие умения чувствовать настроение, распознавать эмоции и сопереживать окружающим;
  • сюжетные корригирующие упражнения.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, а подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности.

      Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов - физического и психического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернациональное воспитание дошкольников как важный фактор для улучшения межнациональных отношений.

В работе рассказывается о методах и приёмах , которые используются в работе по интернациональному воспитанию....

Презентация "Подвижные игры как важнейший фактор физического воспитания"

Подвижная игра как средство физического воспитанияИгра является ведущим фактором социализации личности в дошкольном возрасте. В этот возрастной период в личностном плане человек  становится более...

Работа с родителями. Беседа «Экскурсия в природу – важнейший фактор экологического воспитания у детей»

Роль родителей в  воспитании у детей любови к природе, расширение представлений об окружающем мире,  бережном отношении и умении ценить красоту и богатство родного края....

Двигательная активность как важный фактор физического развития детей дошкольного возраста

Детство, важное время для развития двигательной активности, т.к. разные формы двигательной активности развивают все системы детского организма...