Консультация «Эмоциональное благополучие дошкольников как важный фактор физического воспитания»
консультация
«Эмоциональное благополучие» ребенка - это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в семье и дошкольном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных биологических и социальных потребностей. Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов - физического и психического развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Эмоциональное благополучие дошкольников как важный фактор физического воспитания»
Подготовила: Сердюкова А. Ю., педагог-психолог МБДОУ д/с № 15
г. Белгорода
Детство - это время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия.
«Эмоциональное благополучие» ребенка - это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в семье и дошкольном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных биологических и социальных потребностей. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей.
В настоящее время многими психологами фиксируются у детей повышенная тревожность, агрессивность, изменения межличностных отношений к различным обстоятельствам жизни. Все эти признаки свидетельствуют о том, что многие дети не испытывают эмоционального комфорта, эмоций удовольствия, состояния безопасности, т.е. не испытывают эмоционального благополучия.
Между тем, от эмоционального благополучия зависит насколько счастливым, внутренне защищённым и уравновешенным растёт ребёнок, как он уживается с взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию. Именно это эмоциональное состояние является основой для развития ребёнка дошкольного возраста.
Многие исследователи подчеркивают, что потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников - одна из необходимых в дошкольном детстве. Когда эта потребность реализовывается, тогда она вызывает положительные эмоции, закрепляет чувства радости, переживание удовольствия. На эмоциональное благополучие дошкольников огромное влияние оказывает физическое воспитание. Физическое воспитание развивает у детей коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации. Педагог на занятиях способствует формированию навыков социального партнерства для гармоничного развития личности. Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании детей, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.
Организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.
Ученные отмечают тесную взаимосвязь между двигательной и эмоциональной сферой, подчеркивая, что вызываемые движениями ощущения являются для ребенка ценными. На занятиях физической культуры у детей наблюдается подъем настроения от процесса, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще.
Одним из важных компонентам является, музыкальное сопровождение движений, эмоционально обогащает детей, дает возможность понять движение и лучше его выполнять, т.к. средства музыкальной выразительности (сила звука, темп, ритм и др.) вызывают ответные оттенки реакций в движениях.
Игра и словесное сопровождение движения. В процессе подвижных игр дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. В подвижной игре каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что–то делает хорошо, становится основной позитивного образа себя.
Среди педагогов широко используем различные виды и методы двигательной деятельности, в которых дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт.
Первым компонентом методики организации двигательной деятельности является утренняя гимнастика, которая направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности, а также на создание положительного эмоционального фона в группе.
В содержание утренней гимнастики помимо общеразвивающих упражнений:
- танцевальные упражнения;
- кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения;
- игровые имитационные упражнения;
- игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения;
- игры на развитие умения чувствовать настроение, распознавать эмоции и сопереживать окружающим;
- сюжетные корригирующие упражнения.
Игра является ведущей деятельностью дошкольников, а подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов - физического и психического развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернациональное воспитание дошкольников как важный фактор для улучшения межнациональных отношений.
В работе рассказывается о методах и приёмах , которые используются в работе по интернациональному воспитанию....
Презентация проекта на тему: "Двигательная активность - важный фактор физического развития ребенка"
Двигательная активность у детей в различных видах деятельности....
Презентация проекта на тему: "Двигательная активность - важный фактор физического развития ребенка."
Двигательная активность детей дошкольного возроста....
Презентация "Подвижные игры как важнейший фактор физического воспитания"
Подвижная игра как средство физического воспитанияИгра является ведущим фактором социализации личности в дошкольном возрасте. В этот возрастной период в личностном плане человек становится более...
Работа с родителями. Беседа «Экскурсия в природу – важнейший фактор экологического воспитания у детей»
Роль родителей в воспитании у детей любови к природе, расширение представлений об окружающем мире, бережном отношении и умении ценить красоту и богатство родного края....
Двигательная активность как важный фактор физического развития детей дошкольного возраста
Детство, важное время для развития двигательной активности, т.к. разные формы двигательной активности развивают все системы детского организма...
Двигательная активность как важный фактор физического развития дошкольников
Двигательная активность в ДОУ...