Консультация для педагогов «Использование адаптационных технологий в группе детей раннего возраста»
консультация

Сердюкова Алина Юрьевна

С приходом ребенка в детский сад  его жизнь существенно меняется, появляется  режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками. Для того, чтобы период адаптации прошел успешно, рекомендую использование адаптационных технологий в образовательных и режимных процессах.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование адаптационных технологий в группе детей раннего возраста»

Подготовила: Сердюкова А. Ю.,  педагог-психолог МБДОУ д/с № 15

 г. Белгорода

Ранний возраст - это тот период, когда дети становятся более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинают использовать взрослого как средство общения с предметный миром. Разрушая моменты  неразрывного единства ребенка с мамой, познавая других взрослых.

Периодизация психического развития утверждает, о том что,  ранний возраст  имеет временные границы с года до трех лет, это так называемый период раннего детства. Можно уверенно сказать, что это – период интенсивного развития всех сторон психики ребенка. У него активно развиваются познавательные процессы память, мышление, речь, он учится общаться с другими людьми  на деловой основе. Возрастают физические возможности, ребенок осваивает орудийные действия учится самостоятельности есть ложкой, держать карандаш,  изучает форму, цвет, величину, положение предметов в пространстве и многое другое. В этот период ребенок постепенно начинает осознавать себя мальчиком или девочкой, различает пол других людей; происходит раскрытие самосознания (я – это я), возрастает самостоятельность ребенка и его желание познавать активно этот мир.

В данном возрасте  к ребёнку можно ощущать особую нежность и трепетность, поскольку малыши отличаются умиляющей красотой и чрезвычайно большей активностью и любопытством. Малыши забавны, в хорошем смысле не обременены социализацией и очень непосредственны, искренни в своих проявлениях, но растить  и воспитывать малыша – очень непростая задача для родителей и педагогов дошкольного образования, требующая их  терпеливости, мудрости, готовности преодолевать многие сложности воспитания.

С приходом ребенка в детский сад  его жизнь существенно меняется, появляется  режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может повлиять на поведение и эмоции ребёнка. Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности  в адаптации, именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. Большие влияние оказывает на развитие ребёнка это социальное окружение.

Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними. Для того чтобы сделать процесс адаптации к новым условиям жизни ребенка более плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы, которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта; формы работы, имеющие, терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.

Выделяют такие технологии как: 

 Игровые технологии. Целью  данной технологии является, налаживание контакта, создание доверительных отношений. Эта технология включает в себя несколько направлений: 

- подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения; 

- театральные игры, они включают использования двусторонних картинок, стенд-книжка, теневой театр, кукольные,  бибабо, пальчиковыми, перчаточными, так как встреча с театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. 

Технологии проектной и исследовательской деятельности. Она позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Эта технология в данный период, способствует лучшему взаимодействию воспитателя и ребенка, заинтересованности и мотивации. Благоприятно влияют на развитие эмоционального фона  упражнения  с песком, крупой, водой несут огромную пользу, дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный период адаптации;

Здоровьесберегающие технологии. Они необходимы для сохранения здоровья ребенка. К данным технологиям относят различные виды гимнастик: дыхательную, пальчиковую, глазодвигательную; подвижные игры; элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции. 

Использование музыкотерапиисказкотирапии в различных режимных моментах, обеспечивает эмоциональный комфорт, ребенок чувствует нежность и заботу, которые исходят от взрослого. Также огромную роль играет,  пение колыбельных песен, рассказывание потешек, сказок о животных, которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей

Информационно-коммуникативные  технологии вызывают активный познавательный интерес, оказывают помощь воспитателю в оформлении развивающей предметно-пространственной среды. В данную технологию вот один подбор яркого иллюстративного материала для показа детям и музыкального сопровождения для прослушивания.

Формы использование ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста, входят презентация, создание дидактических, аудиозаписи, физкультминутки, просмотр познавательных мультфильмов. ИКТ делает процесс интересным и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию, расширяет границы, реализует возможность восприятия того или иного объекта, обеспечить который в реальности сложно. А это, в свою очередь, требует и новых умений, и знаний от воспитателя: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, интерактивные игры.

Позитивно отражается на развитии малышей использование бизиборда. Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. Бизиборб, в процессе адаптации, способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению собственной активности. Также служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО.

В настоящее время,  актуальным для работы с родителями используется нетрадиционные формы работы с родителями - интерактивные технологии.  Общение через сайт ДОУ, WhatsApp, группы в социальных сетях дают возможность родителям принимать активное участие в жизни ДОУ, позволяют донеси до родителей любую информацию, установить с семьями партнерские отношения, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов и объединение сил для развития и воспитания детей, активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Ведь совместная работа с родителям даёт успешное прохождение адаптации ребёнка к детскому саду.

Эмоционально благоприятная атмосферы в группе,  формирует у ребёнка чувства безопасности и создаёт условия для охраны и укрепления здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Использование современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).Методические рекомендации представляют с...

Консультация для педагогов «Использование интеграции в образовательной деятельности с детьми раннего возраста как средство развития творческих способностей».

Интеграция- одна из важнейших и перспективных направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение несколько учебных предметов в один. Таким образ...

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов «тестопластики» как средства развития детей раннего возраста».

Конспект мастер-класса дя педагогов по использованию приемов "тестопластики" для занятий с детьми раннего возраста....

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста».

повышение компетенции педагогов по использованию арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста, в соответствии с образовательной программой «Теремок» под ред. И.А.Лыковой....

Консультация для родителей «Использование STEM-технологий для развития детей раннего возраста»

Каждый родитель, безусловно, хочет видеть своего ребенка успешным, самодостаточным человеком. Для этого необходимо, чтобы у ребенка были сформированы прочные, современные знания в разных областях...

Консультация для родителей «Использование STEM-технологий для развития детей раннего возраста»

Каждый родитель, безусловно, хочет видеть своего ребенка успешным, самодостаточным человеком. Для этого необходимо, чтобы у ребенка были сформированы прочные, современные знания в разных областях...