Активные формы взаимодействия с родителями при реализации ФГОС ДО
статья
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В ФГОС говорится что «Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie_s_roditelyami_v_detskom_sadu.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные формы взаимодействия с семьей при реализации ФГОС ДО
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В ФГОС говорится что «Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи».
Также в нем сформулированы и требования по взаимодействию работы образовательной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество образовательной организации с семьёй, а «ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов»
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В соответствии с ФГОС «Детский сад обязан: информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность. Обеспечить открытость дошкольного образования: Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией проектов».
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое ему необходимо.
Одним из главных направлений работы нашего учреждения является активное сотрудничество с родителями. Взаимодействие воспитателей и родителей главным образом направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребёнка.
Я, со своей стороны, планомерно и активно распространяю педагогические знания среди родителей, оказываю практическую помощь в воспитании детей и способствую вовлечению родителей в образовательную деятельность.
Для этого использую разнообразные формы работы:
- Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно использую инновационные формы и методы работы:
- Анкетирование (при подготовке к собраниям, семинарам, круглым столам, консультациям, при выпуске буклетов)
- "Круглый стол" по любой теме, семинары – практикумы, мастер- классы. ( По выбору родителей, которые указывают темы для обсуждения при анкетировании в начале или конце учебного года).
- Тематические выставки, фотовыставки, выставки совместного творчества родителей и детей. (По теме недели).
- Консультации специалистов; (по желанию родителей)
- Семейные спортивные встречи, дни здоровья, «Папа – мама - я- спортивная семья», походы. (пропаганда здорового образа жизни, привлечение родителей к образовательной деятельности, совместному активному отдыху)
- Открытые занятия для просмотра родителей. (Открытость образования)
- Конкурсы семейных талантов:
- «Минута славы» - ежегодно в апреле месяце, «Семья года»-1 раз в 3 года, «А ну-ка бабушки»- 1 раз в 3 года, «А ну-ка мамочки», «Мисс детского сада» (распространение семейного опыта, поддержка семейных традиций)
- День открытых дверей. (Вовлечение родителей в образовательную деятельность). Проводим ежегодно в феврале месяце. Родители принимают активное участие в совместной деятельности( рисуют, лепят, поют, делают зарядку и т. д)
- Сайт ДОУ и группы. (Открытость и доступность, информирование родителей или (законных представителей) о жизни детей в детском саду и группе). Имеется сайт ДОУ (http://det-sad-kort.umi.ru/), где работает страница нашей группы, где я размещаю информацию обо всех событиях, конкурсах, мероприятиях группы и детского сада. На страничке группы размещены рубрики «Для вас, родители», «Учите вместе с нами» «Новости».
- «Осенняя ярмарка» (активное привлечение родителей с жизни группы и детского сада, сбор средств на нужды группы.) проводим ежегодно.
В свою работу с родителями включаю формы работы с использованием современных приемов подачи информации; презентации, видеозаписи организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей, слайд – шоу на родительских собраниях, семинарах – практикумах, круглых столах, что вызывает большой интерес и восхищение со стороны родителей.
Семинар-практикум – одна из форм сотрудничества с родителями, где предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практическое решение проблемы.
При подготовке родительских собраний, часто провожу анкетирование с целью выявления компетентности родителей по теме собрания, круглого стола или семинара. Проводила анкетирование по теме: «Удовлетворенность ДОУ» с целью: изучить сферу сотрудничества семьи и детского сада в воспитании детей.
Анализ анкетирования показывает высокую удовлетворенность родителей педагогами и работой детского сада в целом. Результаты анкетирования находят свое отражение в планировании работы с родителями.
В своей группе я ежегодно разрабатываю перспективный план по работе с родителями, а так же совместной деятельности родителей и воспитанников. Мероприятия составляю таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ и потребностям родителей.
Одной из актуальных активных форм работы с родителями в ходе реализации ФГОС ДО является - вовлечение родителей в проектную деятельность детского сада и группы.
Я активно вовлекаю родителей своей группы в проектную деятельность, которая является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне группы, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
При использовании нетрадиционных, интерактивных способов взаимодействия, родители моей группы стали активно принимать участие в жизни группы и участвовать во всех культурно – массовых мероприятиях, проектах, творческих выставках, конкурсах , ярмарках и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы « Родительский клуб как активная форма взаимодействия с родителями»
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье те...
Активная форма взаимодействия с родителями родительское собрание - практикум «Речь, как одно из средств целевой подготовки ребенка к школе».
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт? С чем связано введение ФГОС ДО? Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы? Как изменятся взаимоотн...
Игротека- как активная форма взаимодействия с родителями
Активные формы взаимодействия с родителями – это обучение родителей практическим приемам и методам воспитания и развития детей, через внедрение технологий игрового обучения, технологий здоровьес...
Развитие взаимодействия с родителями в реализации ФГОС ДО
Семья и дoшкoльнoе учреждение – два важных института сoциализации детей. Их вoспитательные функции различны, нo для всестoрoннегo развития ребенка неoбхoдимo их взаимoдействие этo актуальный вoп...
Презентация "Активные формы взаимодействия с родителями"
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их ...
Семинар-практикум для воспитателей "Активные формы взаимодействия с родителями в контексте ФГОС ДО"
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их ...
Презентация "Активные формы взаимодействия с родителями в контексте ФГОС ДО"
Презентация для воспитателей "Активные формы взаимодействия с родителями в контексте ФГОС ДО" поможет педагогам оказать семье педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в пл...