Статья "Роль музыкально-ритмических движений в развитии ребенка"
статья
В данной статье излагается информация о пользе музыкально-ритмических движений в развитии ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzykalno.docx | 23.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Роль музыкально-ритмических движений,
в развитии ребёнка»
Воспитатель: Ковалевич Людмила Ивановна
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку и научиться этому можно у ребенка» А. И. Буренина
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.
В детском возрасте, причём в очень раннем, закладываются основы любви к музыке - этому величайшему из искусств. Через движение с музыкой идёт активный процесс приобщения ребёнка к музыке, её пониманию. Музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой. Поэтому необходимо как можно раньше начинать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику. Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке. А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям особую выразительность и гармонию. Гармония (от греч.) – «согласие, лад, красота». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса.
«От красивых образов мы перейдем красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте» Платон
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в каком творческом направлении развивать ребёнка. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно.
В процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям решается целый ряд задач:
-Дети обогащаются музыкальными впечатлениями, накапливают опыт;
- совершенствуют естественные движения (ходьбу, бег, прыжки);
- обучаются танцевальным движениям;
- совершенствуют психомоторные способности (развивают музыкально-ритмическое чувство, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой, формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений);
- развивают творческие и созидательные способности детей (мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, навыки самостоятельного выражения движений под музыку, трудолюбие, лидерство, инициативу);
- развивают коммуникативные качества (чувство партнёрства, взаимопомощи).
В процессе обучения дошкольников музыкально – ритмическим движениям, решается такая важная задача, как укрепление здоровья детей.
Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
Таким образом, вывод напрашивается сам собой: музыкально – ритмические движения не только всесторонне развивают детей, но и способствуют укреплению детского здоровья.
Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Что бы развивать своего ребёнка родителям не нужно надеяться только на детский сад и кружки. Нужно начинать развивать своего малыша самим
Музыкально-ритмические игры помогают интересно, а главное с пользой проводить время с ребенком, они являются хорошей профилактикой неврозов и сердечно– сосудистых заболеваний, прекрасным фундаментом для дальнейшего обучения ребенка.
-Улучшают общее физическое развитие , формируют осанку ;
-развивают слух , ритм , музыкальную память ;
-формируют навыки вербального и невербального общения;
-учат принимать решения, добиваться взаимопонимания , идти на компромиссы;
-развивают мелкую и крупную моторику ,слуховые , зрительные , тактильные способности к восприятию. Детский танец
Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира.
Основная цель на занятиях с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи музыкально – ритмических движенийна музыкальных занятиях:
Развитие музыкальности.
Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.
Развитие музыкальной памяти.
Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше.
У музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия.
Звук.Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих. Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц, свист чайника и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения
РитмВторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист? В живописи такт соответствовал бы общему движению или потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать.Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша.
МелодияИ, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительностиМелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.Когда дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции.,тем самым экперементируя с эмоциональными звуками.Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которых наши дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки.Вариативность ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям разработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.
Ритм и координация движений - наиболее важные аспекты танца. Ребенок должен научиться согласовывать свои движения с ритмом музыки. Музыкальный ритм, с его сменой скорости движения, остановками по сигналу и изменениями силы движения, облегчает работу мышц, вносит большую долю эмоциональности, которая разнообразит и оживляет все задания на участие волевых центров, позволяя придавать большей части работы вид игры. Так как вся двигательная проработка исходит из законов музыкального ритма. Здесь полезным музыкальным материалом может служить хорошо знакомая детям песня, ее самый короткий отрезок. Песенный материал - хороший помощник в музыкальной части работы. С песни удобно начинать работу по структуре музыкальной фразы, здесь пригодна песня с повторяющейся ритмической темой. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение.
В сюжетно-образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности. Ритм способствует формирование пространственных ориентировок, развитие пространственного мышления и воображения. При помощи ритма происходит совершенствование навыков основных движений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, боковой галоп). Музыкально- ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринимать музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами. Занятия музыкально- ритмическими движениями направлены на повышение физических возможностей ребенка путем равномерного развития всей мышечной системы, а также на профилактику и коррекцию некоторых физических недостатков (сутулость, искривление позвоночника и плоскостопие).
Музыкально - ритмические занятия имеют и большое оздоровительно - гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Красивые движения, разученные на занятии, ребенок с радостью, интересом будет выполнять и дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте. Ритмика закладывает надежный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребенка, для его серьезных занятий танцевальным творчеством, формирует любовь к танцам, движению на всю жизнь. Ритмика - это самый первый пропуск в мир красоты, здоровья, гармонии, музыкальности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально – ритмические упражнения как средство развития представления о себе у дошкольников.
в статье раскрываются и проводится аналогия таких понятий как самооценка , представления о себе. раскрываются цели , задачи применения музыкально - ритмических упражнений у дошкольников. Т...
Роль музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии дошкольников.
Материал полезен для музыкальных руководителей ДОУ....
Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"
Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет...
Консультация для воспитателей. " Влияние музыкально- ритмических движений на развитие ребенка".
quot;Влияние музыкально-ритмических движений на эмоциональное и физическое развитие ребенка"...
Консультация для педагогов "Музыкально- ритмическая гимнастика. Влияние на организм ребенка"
Музыкально ритмическая гимнастика. Влияние на организм ребенка....
"РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА" консультация для родителей
quot;РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗВИТИ РЕБЕНКА" - консультация для родителей...