Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста».
статья
Обоснование актуальности и перспективности опыта .
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса .
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это естественно и заслуживает всяческого одобрения. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают, хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка– это обучение правилам безопасности. Главная цель обучения– сформировать у детей дошкольного возраста чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, причиной гибели детей становится незнание элементарных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Малышей во время пожара отличает пассивно-оборонительная позиция: ребенок от страха в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или другое укромное место, вместо того, чтобы уйти или позвать на помощь. Страх парализует ребенка, и он не может самостоятельно спастись… Вместе с тем детям дошкольного возраста свойственна тяга к огню, огонь притягивает и завораживает детей. Они, зачарованные картиной яркого пламени, тянутся к огню… И сталкиваются с его коварством и жестокостью. И порой, это знакомство заканчивается трагически. Запреты тут не помогут. Дошкольники во многом подражают взрослым, которых они любят и ценят. Взрослые так прекрасно справляются со своими бытовыми приборами: с газовыми плитами и электроплитами, с разного рода электроприборами, которых сейчас большое количество в доме, с созданием уютной атмосферы со свечами и т. д . и дети пытаются повторить тоже самое, чаще втайне от взрослых, в одиночестве или со сверстниками, братьями, сестрами, потому что для них – это игра, но увы, игра очень опасная. Проблема пожарной безопасности человека в современных условиях– одна из самых актуальных. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор мной темы: «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста ». Данный опыт будет накапливаться в течении нескольких лет.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущей педагогической идеей является– все то, чему учат детей в детском саду и дома, чтобы они могли применить в реальной жизни, на практике при встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и основам пожарной безопасности важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность( развитие« Чувства опасности »). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам пожарной безопасности невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций. Последнее время я стала часто замечать безнравственное поведение молодых родителей, которые курят в присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки зажигалки, спички, не задумываясь о том, к каким трагическим последствиям это может привести. В беседах с детьми выяснилось, что эти предметы всегда находятся в доступных для них местах они, играют с ними не только в присутствии родителей, а так же когда их нет. Насторожило и то, что большинство детей самостоятельно включают телевизор, магнитофон, микроволновую печь, обогреватели и д. р. В ответах детей прозвучала тревожная нотка о том, что они любят прятаться в шкафах, под кроватью не только в игровой деятельности, но и в случаях избегания наказания от родителей за какую-либо провинность. Выяснилось, что дети имеют минимум знаний о действиях в случае возникновения пожара. Именно эти, вышеизложенные обстоятельства привели меня к обобщению опыта по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников. Главная цель моей работы – в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Весь мой опыт целенаправлен на реализацию следующих задач:
Образовательные:
Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара. Формировать знания о элементарных действиях по тушению очага возгорания.
Развивающие:
Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем. Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной проблеме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения . Кроме того, тема работы позволяет развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.
Теоретическая база опыта .
В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации « О пожарной безопасности ». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме. Были изучены:
1.Программа Н. Н. Авдеевой , О. Л. Князевой . Р.В. Стеркиной « Основы безопасности детей дошкольного возраста » .
2.Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С. Г. Скокова; ГАОУ ДПО ИРОСТ,-Курган,2016.-76с.
Дополнительно использовала следующие материалы и пособия :
1 .Потапова Т . В. « Беседы с дошкольниками о профессиях » // Т.В. Потапова Т.Ц. Москва « Просвещение -2005-62.(электронная версия)
2. Маршак С.Я. « Пожар » , « Рассказ о неизвестном герое » , « Кошкин дом»// С.Я. Маршак –М. « Фламинго » - 2000-62.
3. Степанов В. А. « Азбука в загадках » .// В.А. Степанов –М « Фламинго » -2005-с-15
4. Толстой Л. Н. « Пожарные собаки ». // Толстой Л. Н. М- « Фламинго -2000-с.20
5 .Чуковский К. И. « Путаница ».// Чуковский – М. «Самовар » -2003 – с 50
6. Волкова Н. А. из книги «Мой детский сад», Челябинск, 2010 г.(электронная версия)
7.Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности»(электронная версия)
В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие безопасность определяется как «отсутствие опасности, предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность ».
« Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества, общества и государства от пожара ».
Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых ( А.С. Вернадский , М.В. Ломоносов , И. М. Сеченов ), огромный вклад в решение научной проблемы выживания,самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А . Адлера , Б. Паскаля , З .Фрейда .
По утверждению данных авторов, обучение детей действием в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебников и методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса.Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы , приемы воспитания и обучения .
Формирование основ пожарной безопасности детей в нашем дошкольном учреждении осуществляется в разных направлениях. Основные – работа с детьми, родителями. Работая над опытом по теме« Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» я стараюсь создать стройную систему, обеспечивающую систематичность и последовательность. Для реализации опыта мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с удовольствием слушали произведения художественной литературы, участвовали в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно – техническое оборудование. Работу по изучению правил пожарной безопасности я проводила по двум направлениям:
1. Профилактическая работа с детьми.
2. Разъяснительная работа с родителями.
Основные методы работы с детьми:
Моделирование игровых ситуаций;
Проектирование;
Игра;
Экспериментирование;
Общение и рефлексия.
В своей практике я использовала следующие формы работы с детьми:
Игры с правилами, творческие игры, игры-придумывания, игровой тренинг, элементарные опыты, беседы, наблюдения, виртуальные экскурсии, экскурсионные проекты, чтение художественной литературы, работа в тетрадях-раскрасках, коллективная творческая деятельность, просмотр мультимедийных материалов,встреча с работниками пожарной охраны показ мультфильмов, презентаций на пожарную тему, викторины на противопожарную тему, загадки, стихи, пословицы о пожарах. спортивные праздники, экскурсия в пожарную часть,беседы, дидактические игры и подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.
Работу с детьми провожу не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану, потому что дети должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело, организованные занятия будут проходить систематически. Беседы строю в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем. Каждый случай я излагаю используя законченный сюжет, совместно с детьми даем оценку и делаем вывод. Я стараюсь, чтобы дети сами становились участниками беседы( проводимого мероприятия ), не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может и произошли или могли бы произойти по их вине. Дети при этом становятся активными участниками беседы. Оживлению разговора способствуют вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы. Осуществляю правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственное(практическое ) или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию, активно использовала наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия программы обучения, применяю предварительно разработанные сценарии игр, утренников и т. п, на пожарные темы, обеспечивая тем самым, их вхождение в детское сознание. Использую в процессе занятий макеты и игрушки имитирующую пожарную технику и пожарно – техническое вооружение( пожарные щиты, каски, рукава и т. д.), изготовленную с привлечением детей. При обучении детей, использую, прежде всего, игровые приемы и формы, способствующие привлечению внимания детей к поставленной задаче и в значительной степени, облегчающее ее решение. В каждом конкретном случае я тщательно продумываю форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально.
Большое значение в группе придается предметно-развивающей среде. Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по пожарной безопасности.
В нем представлены:
- макет пожарного щита; - атрибуты для сюжетно – ролевых игр; - наглядный плакат« Правила поведения при пожаре »; - папки передвижки; - ширмы« Огонь – друг, огонь – враг »; - дидактические карточки по « Основам пожарной безопасности »; - « Азбука безопасности »; - литература ; - огнетушитель; - пожарная машина.
Для того чтобы ближе познакомиться с правилами пожарной безопасности. дети имеют свободный доступ к играм, наглядному материалу, альбомам для рассматривания, к атрибутам сюжетно – ролевых игр. Знакомство детей с работой пожарных начинали с рассматривания иллюстраций, проведением бесед, экскурсий в пожарную часть. Совсем по-другому усваивается информация детьми, когда об этом рассказывает пожарный, ведь для детей пожарный – человек героический, спасающий из огня людей, встающий на пути у разрушения. Благодаря такому мероприятию, как экскурсия в пожарную часть дети нашего детского сада не только пополнили свой багаж знаний- познакомились с основными причинами возникновения пожаров, но и научились осторожному обращению с огнем и умению действовать в случае возникновения пожара. Дети получили огромный заряд положительных эмоций от экскурсии.
Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожаробезопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. С ними проводились беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра. Организовывала выступления перед родителями пожарных инспекторов и врачей(советы по оказании медицинской помощи при ожогах и отравлениях угарным газом ).
Используемые формы работы с родителями:
1 .Анкетирование. 2. Консультации. 3 .Папки – передвижки. 4.Беседы по противопожарной тематике.
Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей.Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел« Пожарная безопасность » должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполнили главную задачу– охрану жизни детей.
Анализ результативности.
Проанализировав опыт работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасности, я пришла к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источником пожара. Таким образом, можно сделать вывод,что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. В ходе работы по формированию основ пожарной безопасности дети познакомились с причинами и правилами противопожарной безопасности, сформировали навыки безопасного поведения при пожаре и сознательное отношение к соблюдению этих правил. Так же умению реально оценивать возможную опасность, выучили элементарные действия по тушению очага возгорания. Дети испытывают благодарность к людям, которые помогают им в трудных ситуациях. Родители проявили заинтересованность и готовность к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения при пожаре.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный материал будет полезен для молодых специалистов, а так же для воспитателей средних, старших и подготовительных групп, так как эта работа направлена на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности, развитие у них самостоятельности , внимательности , осмотрительности, осторожности при соприкосновении с огнем. Воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро идти в школу и оставаться одним дома, разогревать обеды, ходить в походы и т. д. и метод проекта является, одним из действенных и эффективных в работе с дошкольниками и их родителями. Забота о сохранности детской жизни- важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты. Пожар-это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только деньгами, но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать.
Наглядное приложение: конспект открытого занятия, фооточеты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buk.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт
« Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного
возраста».
Обоснование актуальности и перспективности опыта .
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса .
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это естественно и заслуживает всяческого одобрения. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают, хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка– это обучение правилам безопасности. Главная цель обучения– сформировать у детей дошкольного возраста чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, причиной гибели детей становится незнание элементарных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Малышей во время пожара отличает пассивно-оборонительная позиция: ребенок от страха в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или другое укромное место, вместо того, чтобы уйти или позвать на помощь. Страх парализует ребенка, и он не может самостоятельно спастись… Вместе с тем детям дошкольного возраста свойственна тяга к огню, огонь притягивает и завораживает детей. Они, зачарованные картиной яркого пламени, тянутся к огню… И сталкиваются с его коварством и жестокостью. И порой, это знакомство заканчивается трагически. Запреты тут не помогут. Дошкольники во многом подражают взрослым, которых они любят и ценят. Взрослые так прекрасно справляются со своими бытовыми приборами: с газовыми плитами и электроплитами, с разного рода электроприборами, которых сейчас большое количество в доме, с созданием уютной атмосферы со свечами и т. д . и дети пытаются повторить тоже самое, чаще втайне от взрослых, в одиночестве или со сверстниками, братьями, сестрами, потому что для них – это игра, но увы, игра очень опасная. Проблема пожарной безопасности человека в современных условиях– одна из самых актуальных. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор мной темы: «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста ». Данный опыт будет накапливаться в течении нескольких лет.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущей педагогической идеей является– все то, чему учат детей в детском саду и дома, чтобы они могли применить в реальной жизни, на практике при встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и основам пожарной безопасности важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность( развитие« Чувства опасности »). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам пожарной безопасности невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций. Последнее время я стала часто замечать безнравственное поведение молодых родителей, которые курят в присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки зажигалки, спички, не задумываясь о том, к каким трагическим последствиям это может привести. В беседах с детьми выяснилось, что эти предметы всегда находятся в доступных для них местах они, играют с ними не только в присутствии родителей, а так же когда их нет. Насторожило и то, что большинство детей самостоятельно включают телевизор, магнитофон, микроволновую печь, обогреватели и д. р. В ответах детей прозвучала тревожная нотка о том, что они любят прятаться в шкафах, под кроватью не только в игровой деятельности, но и в случаях избегания наказания от родителей за какую-либо провинность. Выяснилось, что дети имеют минимум знаний о действиях в случае возникновения пожара. Именно эти, вышеизложенные обстоятельства привели меня к обобщению опыта по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников. Главная цель моей работы – в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Весь мой опыт целенаправлен на реализацию следующих задач:
Образовательные:
Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара. Формировать знания о элементарных действиях по тушению очага возгорания.
Развивающие:
Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем. Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной проблеме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения . Кроме того, тема работы позволяет развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.
Теоретическая база опыта .
В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации « О пожарной безопасности ». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме. Были изучены:
1.Программа Н. Н. Авдеевой , О. Л. Князевой . Р.В. Стеркиной « Основы безопасности детей дошкольного возраста » .
2.Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С. Г. Скокова; ГАОУ ДПО ИРОСТ,-Курган,2016.-76с.
Дополнительно использовала следующие материалы и пособия :
1 .Потапова Т . В. « Беседы с дошкольниками о профессиях » // Т.В. Потапова Т.Ц. Москва « Просвещение -2005-62.(электронная версия)
2. Маршак С.Я. « Пожар » , « Рассказ о неизвестном герое » , « Кошкин дом»// С.Я. Маршак –М. « Фламинго » - 2000-62.
3. Степанов В. А. « Азбука в загадках » .// В.А. Степанов –М « Фламинго » -2005-с-15
4. Толстой Л. Н. « Пожарные собаки ». // Толстой Л. Н. М- « Фламинго -2000-с.20
5 .Чуковский К. И. « Путаница ».// Чуковский – М. «Самовар » -2003 – с 50
6. Волкова Н. А. из книги «Мой детский сад», Челябинск, 2010 г.(электронная версия)
7.Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности»(электронная версия)
В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие безопасность определяется как «отсутствие опасности, предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность ».
« Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества, общества и государства от пожара ».
Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых ( А.С. Вернадский , М.В. Ломоносов , И. М. Сеченов ), огромный вклад в решение научной проблемы выживания,самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А . Адлера , Б. Паскаля , З .Фрейда .
По утверждению данных авторов, обучение детей действием в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебников и методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса.Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы , приемы воспитания и обучения .
Формирование основ пожарной безопасности детей в нашем дошкольном учреждении осуществляется в разных направлениях. Основные – работа с детьми, родителями. Работая над опытом по теме« Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» я стараюсь создать стройную систему, обеспечивающую систематичность и последовательность. Для реализации опыта мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с удовольствием слушали произведения художественной литературы, участвовали в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно – техническое оборудование. Работу по изучению правил пожарной безопасности я проводила по двум направлениям:
1. Профилактическая работа с детьми.
2. Разъяснительная работа с родителями.
Основные методы работы с детьми:
Моделирование игровых ситуаций;
Проектирование;
Игра;
Экспериментирование;
Общение и рефлексия.
В своей практике я использовала следующие формы работы с детьми:
Игры с правилами, творческие игры, игры-придумывания, игровой тренинг, элементарные опыты, беседы, наблюдения, виртуальные экскурсии, экскурсионные проекты, чтение художественной литературы, работа в тетрадях-раскрасках, коллективная творческая деятельность, просмотр мультимедийных материалов,встреча с работниками пожарной охраны показ мультфильмов, презентаций на пожарную тему, викторины на противопожарную тему, загадки, стихи, пословицы о пожарах. спортивные праздники, экскурсия в пожарную часть,беседы, дидактические игры и подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.
Работу с детьми провожу не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану, потому что дети должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело, организованные занятия будут проходить систематически. Беседы строю в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем. Каждый случай я излагаю используя законченный сюжет, совместно с детьми даем оценку и делаем вывод. Я стараюсь, чтобы дети сами становились участниками беседы( проводимого мероприятия ), не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может и произошли или могли бы произойти по их вине. Дети при этом становятся активными участниками беседы. Оживлению разговора способствуют вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы. Осуществляю правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственное(практическое ) или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию, активно использовала наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия программы обучения, применяю предварительно разработанные сценарии игр, утренников и т. п, на пожарные темы, обеспечивая тем самым, их вхождение в детское сознание. Использую в процессе занятий макеты и игрушки имитирующую пожарную технику и пожарно – техническое вооружение( пожарные щиты, каски, рукава и т. д.), изготовленную с привлечением детей. При обучении детей, использую, прежде всего, игровые приемы и формы, способствующие привлечению внимания детей к поставленной задаче и в значительной степени, облегчающее ее решение. В каждом конкретном случае я тщательно продумываю форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально.
Большое значение в группе придается предметно-развивающей среде. Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по пожарной безопасности.
В нем представлены:
- макет пожарного щита; - атрибуты для сюжетно – ролевых игр; - наглядный плакат« Правила поведения при пожаре »; - папки передвижки; - ширмы« Огонь – друг, огонь – враг »; - дидактические карточки по « Основам пожарной безопасности »; - « Азбука безопасности »; - литература ; - огнетушитель; - пожарная машина.
Для того чтобы ближе познакомиться с правилами пожарной безопасности. дети имеют свободный доступ к играм, наглядному материалу, альбомам для рассматривания, к атрибутам сюжетно – ролевых игр. Знакомство детей с работой пожарных начинали с рассматривания иллюстраций, проведением бесед, экскурсий в пожарную часть. Совсем по-другому усваивается информация детьми, когда об этом рассказывает пожарный, ведь для детей пожарный – человек героический, спасающий из огня людей, встающий на пути у разрушения. Благодаря такому мероприятию, как экскурсия в пожарную часть дети нашего детского сада не только пополнили свой багаж знаний- познакомились с основными причинами возникновения пожаров, но и научились осторожному обращению с огнем и умению действовать в случае возникновения пожара. Дети получили огромный заряд положительных эмоций от экскурсии.
Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожаробезопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. С ними проводились беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра. Организовывала выступления перед родителями пожарных инспекторов и врачей(советы по оказании медицинской помощи при ожогах и отравлениях угарным газом ).
Используемые формы работы с родителями:
1 .Анкетирование. 2. Консультации. 3 .Папки – передвижки. 4.Беседы по противопожарной тематике.
Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей.Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел« Пожарная безопасность » должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполнили главную задачу– охрану жизни детей.
Анализ результативности.
Проанализировав опыт работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасности, я пришла к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источником пожара. Таким образом, можно сделать вывод,что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. В ходе работы по формированию основ пожарной безопасности дети познакомились с причинами и правилами противопожарной безопасности, сформировали навыки безопасного поведения при пожаре и сознательное отношение к соблюдению этих правил. Так же умению реально оценивать возможную опасность, выучили элементарные действия по тушению очага возгорания. Дети испытывают благодарность к людям, которые помогают им в трудных ситуациях. Родители проявили заинтересованность и готовность к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения при пожаре.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный материал будет полезен для молодых специалистов, а так же для воспитателей средних, старших и подготовительных групп, так как эта работа направлена на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности, развитие у них самостоятельности , внимательности , осмотрительности, осторожности при соприкосновении с огнем. Воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро идти в школу и оставаться одним дома, разогревать обеды, ходить в походы и т. д. и метод проекта является, одним из действенных и эффективных в работе с дошкольниками и их родителями. Забота о сохранности детской жизни- важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты. Пожар-это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только деньгами, но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать.
Наглядное приложение: конспект открытого занятия, фооточеты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»образовательная технология: «Педагогическая мастерская - метод проектов»
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11.2009 г...
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
« Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
Закрепить понятия безопасного поведения...
«Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
Важно вовремя объяснить ребенку правила обращения с пожароопасными предметами.Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санита...
формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста
консультация для педагогов, содержащая рекомендации по формированию основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время.Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными пред...