Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)
материал по обж (старшая группа)

ольга николаевна шабалина - лариса евгеньевна команова

Ведущей нашей педагогической идеей является –  то, чему учат детей в детском саду и дома, чтобы они могли применить в реальной жизни, на практике при встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_pb.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста.  Мы хотим поделиться опытом работы с нашими детьми по данной теме.

2 слайд

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому - что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это естественно и заслуживает всяческого одобрения. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают, хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка– это обучение правилам безопасности. Главная цель обучения (см. на слайде) С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, причиной гибели детей становится незнание элементарных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Малышей во время пожара отличает пассивно-оборонительная позиция: ребенок от страха в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или другое укромное место, вместо того, чтобы уйти или позвать на помощь. Страх парализует ребенка, и он не может самостоятельно спастись… Вместе с тем детям дошкольного возраста свойственна тяга к огню, огонь притягивает и завораживает детей. Они, зачарованные картиной яркого пламени, тянутся к огню… И сталкиваются с его коварством и жестокостью. И порой, это знакомство заканчивается трагически. Запреты тут не помогут. Дошкольники во многом подражают взрослым, которых они любят и ценят. Взрослые так прекрасно справляются со своими бытовыми приборами: с газовыми плитами и электроплитами, с разного рода электроприборами, которых сейчас большое количество в доме, с созданием уютной атмосферы со свечами и т. д . и дети пытаются повторить тоже самое, чаще втайне от взрослых, в одиночестве или со сверстниками, братьями, сестрами, потому что для них – это игра, но увы, игра очень опасная.

3 слайд

Ведущей нашей педагогической идеей является –  то, чему учат детей в детском саду и дома, чтобы они могли применить в реальной жизни, на практике при встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.                                                                                         Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и основам пожарной безопасности важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность,  развитие чувства опасности . Полное обучение знаниям, умениям и навыкам пожарной безопасности невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций. Но, безнравственное поведение молодых родителей, которые курят в присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки зажигалки, спички, не задумываются о том, к каким трагическим последствиям это может привести. В беседах с детьми выяснилось, что эти предметы всегда находятся в доступных для них местах  они, играют с ними не только в присутствии родителей, а так же когда их нет.  Насторожило и то, что большинство детей самостоятельно включают телевизор, микроволновую печь, обогреватели и д. р. В ответах  детей прозвучала тревожная нотка о том, что они любят прятаться в шкафах, под кроватью не только в игровой деятельности, но и в случаях избегания наказания от родителей за какую-либо провинность. Выяснилось, что дети имеют минимум знаний о действиях в случае возникновения пожара.

Поэтому,  главная цель нашей работы – в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

4 слайд

Весь наш опыт целенаправлен на реализацию следующих задач (см. на слайде)

Мы на личном опыте убедились, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной проблеме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения . Кроме того, тема работы позволяет  развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.

5 слайд

 В своей деятельности руководствовались Федеральным Законом Российской Федерации « О пожарной безопасности ». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме.

В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие безопасность определяется как  «отсутствие опасности, предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность ».

« Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества, общества и государства от пожара ».

Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых ( А.С. Вернадский , М.В. Ломоносов , И. М. Сеченов ), огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А . Адлера , Б. Паскаля , З .Фрейда .

По утверждению данных авторов, дети на занятиях - не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.

6 слайд

Формирование основ пожарной безопасности детей осуществляется в разных направлениях. Основные – работа с детьми, родителями. Работая над опытом по этой теме ,мы стараемся создать стройную систему, обеспечивающую систематичность и последовательность. Для реализации опыта нами были приложены большие усилия. Мы стараемся как на занятиях, так и вне их, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с удовольствием слушают произведения художественной литературы, участвуют в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно – техническое оборудование.        Работу по изучению правил пожарной безопасности мы проводили по двум направлениям:

1. Профилактическая работа с детьми.

2. Разъяснительная работа с родителями.

7 слайд

В своей практике мы  использовали следующие формы работы с детьми:  

игры с правилами, творческие игры, игры-придумывания, игровой тренинг, элементарные опыты, беседы, наблюдения, чтение художественной  литературы, работа в тетрадях-раскрасках, коллективная  творческая деятельность, просмотр мультимедийных материалов,встреча с работниками пожарной охраны, показ мультфильмов, презентаций на пожарную тему,   викторины на противопожарную тему, загадки, стихи, пословицы о  пожарах, спортивные праздники, экскурсия в пожарную часть,беседы, дидактические игры и подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.

Работу с детьми проводим не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану, потому что дети должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело, организованные занятия будут проходить систематически.                                                                                                                   Беседы строим в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем. Осуществляем правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственное(практическое ) или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию. Используем в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующую пожарную технику и пожарно – техническое вооружение( пожарные щиты, каски, рукава и т. д.), изготовленную с привлечением детей.

8 слайд

 Большое значение в группе придается предметно-развивающей среде. Поэтому в группе есть информационно– познавательный центр по пожарной безопасности.

В нем представлены:

- макет пожарного щита;                                                                                           - атрибуты для сюжетно – ролевых игр;                                                                - наглядный плакат« Правила поведения при пожаре »;                                        - папки передвижки;

- ширмы« Огонь – друг, огонь – враг »;                                                                    - дидактические карточки по « Основам пожарной безопасности »;                    - « Азбука безопасности »;                                                                                          - литература ;                                                                                                              - огнетушитель;                                                                                                          - пожарная машина.

Для того, чтобы ближе познакомиться с правилами пожарной безопасности. дети имеют свободный доступ к играм, наглядному материалу, альбомам для рассматривания, к атрибутам  сюжетно – ролевых игр.

9 слайд                                

  Знакомство детей с работой пожарных начинали с рассматривания иллюстраций, проведением бесед, экскурсий в пожарную часть.                           Совсем по-другому усваивается информация детьми, когда об этом рассказывает пожарный, ведь для детей пожарный – человек героический, спасающий из огня людей, встающий на пути у разрушения. Благодаря такому мероприятию, как экскурсия в пожарную часть дети, не только пополнили свой багаж знаний- познакомились с основными причинами возникновения пожаров, но и научились осторожному обращению с огнем и умению действовать в случае возникновения пожара. Дети получили огромный заряд положительных эмоций от экскурсии.

10 слайд

Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожаробезопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. С ними проводились беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра. Используемые формы работы с родителями:

анкетирование.                                                                                             консультации.                                                                                                         папки – передвижки.                                                                                              беседы по противопожарной тематике.

11 слайд                                                                        

 Проанализировав опыт работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасности, мы пришли к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источником пожара.                                                                                                    Таким образом, можно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. В ходе работы по формированию основ пожарной безопасности дети познакомились с причинами и правилами противопожарной безопасности, сформировали навыки безопасного поведения при пожаре и сознательное отношение к соблюдению этих правил. Так же умению реально оценивать возможную опасность, выучили элементарные действия по тушению очага возгорания. Дети испытывают благодарность к людям, которые помогают им в трудных ситуациях.                                                          Родители проявили заинтересованность и готовность к сотрудничеству с  педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения при пожаре.                                                                          В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.                                                        Пожар-это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только деньгами, но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать.                                                                                                                             

12 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

«Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Важно вовремя объяснить ребенку правила обращения с пожароопасными предметами.Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санита...

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста».

Обоснование актуальности и перспективности опыта . Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса .« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островск...

формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

консультация для педагогов, содержащая рекомендации по формированию  основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время.Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными пред...