Опыт работы по ранней профориентации дошкольников
проект (старшая группа)

Никитина Анастасия Юрьевна

Обобщение опыта работы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_professii_attestatsiya.docx179.6 КБ

Предварительный просмотр:

                            Опыт работы  по теме: 

«Профориентация дошкольников»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………….......3

Описание опыта:……………………………………………………..……………....5

Вводная диагностика представлений дошкольников о труде взрослых……..…..5

Разработка перспективного планирования по формированию представлений

о профессиях. ………………………………………………………………………...6

 Создание условий по формированию представлений о труде взрослых…….

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми, взаимодействие с родителями……………………………………….……………....7

Сравнительные результаты вводной и итоговой диагностики представлений дошкольников о труде взрослых……………………………….……………………9

Список литературы…………………………………………..……...………………11

Приложения:

Приложение 1………………………………………………………………………..12

Приложение 2………………………………………………………………………..17

Приложение 3………………………………………………………………………..19

Приложение 4………………………………………………………………………..21

Приложение 5………………………………………………………………………..25

ВВЕДЕНИЕ

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Профориентация дошкольников  –  это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация?  Это система мероприятий, направленных  на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации дошкольный возраст является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.  Дошкольное учреждение  –  первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

У человека все закладывается с детства  и профессиональная направленность в том числе.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике   и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В.И.Логинова. Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень ценной, выражена в следующих ее словах:

"Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).

При отсутствии продуманного руководства развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне, тогда как при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние дети превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому".

Таким образом, "доступность" знаний о труде взрослых — это не признак только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или менее хорошей педагогической работы. На этом и основана моя  работа по теме: «Профориентация дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых».

Целью данной работы является: формирование базовых знаний о профессиях и профессионального самоопределения дошкольников. 

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

Задачи:

-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;

-расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;

-научить устанавливать связи между разными видами труда;

-сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;

-заинтересовать родителей совместными мероприятиями.

-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);  

-активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой (профессией).

Очевидно, что предполагаемые результаты должны быть четко диагностируемы в соответствии с  поставленными целью и задачами, решаемыми в процессе совместной деятельности педагога с детьми.  Ребенок:

- знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

Достижение заявленных результатов  будет возможно, если в дошкольной образовательной организации ведѐтся планомерная профориентационная работа с воспитанниками.

          ОПИСАНИЕ ОПЫТА

Вводная диагностика

Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».

Сравнительный анализ на начальном этапе диагностики представлений о труде взрослых показал:

 У 35 % опрошенных - узкий активный и пассивный словарь по теме "Профессии", большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель

 У большинства  детей не высокий  уровень знаний о профессиях родителей, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии.

После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком

По результатам диагностики выявлена проблема: не высокий уровень сформированности представлений о труде взрослых.

Ради выяснения отношения родителей к значимости профориентационной работы мною было проведено анкетирование среди родителей (Приложение 4). Данные анкетирования родителей показали, что они хорошо представляют значимость профориентационной работы, Можно сделать вывод, что родители стремятся познакомить ребенка со своими профессиями, расширить его кругозор по другим профессиям. Проведенное анкетирование показало, что родители желают, чтобы дети овладевали знаниями о разных профессиях.

Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам.

Создание условий по формированию представлений о труде взрослых

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая способна обеспечить социально-культурное становление ребенка дошкольного возраста, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития. В связи с эти пространство группы представляет собой разграниченные «центры» оснащенные развивающим материалом, с учетом возрастной группы детей и создает условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Наполнение центров соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста. В центрах имеется  разнообразные оборудование: игрушки и ролевые атрибуты для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр. Прогулочный участок группы, в частности  часть веранды была преобразована в приспособление  для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

 Таким образом, организация развивающей предметно-пространственной среды в группе  и на участке ДОУ стала эффективным условием реализации задач по ранней профориентации детей, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности детей,  их эмоционального благополучия.  

Разработка перспективного планирования по формированию представлений

о профессиях.

 Для систематизации развивающей  работы с детьми по направлению составлен перспективный план работы для средней, старшей и подготовительной группы. Темы ознакомления с профессиями распределены с сентября по май.(Приложение 1)

 Изучая новую профессию, используем  следующий алгоритм (Приложение2):
«профессия» (название и как называется человек данной профессии),

«место работы» (здание, место),

«материал для труда» (с чем работает),

«форменная одежда» (во что одевается)

«орудия труда» (чем работает человек),
«трудовые действия» (что делает человек),

«результат труда» (что получилось),

«личностные качества» (какими качествами обладает)

 польза труда (кому это нужно).
           

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя

с детьми, взаимодействие с  родителями.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального раз- вития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не пре- доставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

               Мною была разработана система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых я провожу в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям:

- приближение детей к труду взрослых;

- приближение работы взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы я осуществляю в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. 

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволило детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Ознакомление детей с трудом взрослых также  происходит и в процессе изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер, но и пробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также способствует  усвоению информации о труде взрослых.

Выполнение физических упражнений также было организуется в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летчики», в котором имитируются полеты самолетов (взлет, полет, посадка).

Совместно с музыкальным руководителем  в музыкальную деятельность включаются  игры-импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».

Знакомство с профессиями происходит в ходе формирования элементарных математических представлений, предлагается  посчитать, например, количество товаров у продавца, количество пациентов  у врача, количество ёлок у лесника и т.д.

Наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых  являются  наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают  наглядность и ясность получаемых представлений,  они способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого, поэтому  в процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка. В этом направлении работы с детьми, я  придаю большое значение игровым технологиям, используя сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.).

 В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Например, в играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей. Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.

Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, я использую метод проектов так как он:
- основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности!
В рамках проекта «Все профессии нужны, все профессии важны!» совместно с  педагогами были разработаны конспекты ННОД: «Я бы в космос полетел, пусть меня научат», «Профессия фермера», «Профессия парикмахера», «Как стать певицей», «Что?Где?Когда?», «Как стать спортсменом». Активными участниками проекта стали родители наших дошкольников, в рамках праздника 8 Марта, была организована игра «Поле Чудес» посвященная профессиям мам. 

Так же участие родителей в профориентационной работе прежде всего проявилось в доступных детям беседах о себе, своей работе, профессиях родственников. Для систематизации работы с родителями, я использую формы взаимодействия для активных и малоактивных родителей (Приложение5).        

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации

подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек,

связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях

и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке

изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

-  подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;  

- выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно-ролевых игр.

Примеры материалов для оснащения профориентационной предметно-развивающей

среды приведены в (Приложении3).

 

Сравнительные результаты вводной и итоговой диагностики представлений дошкольников о труде взрослых

В подготовительной группе на начало учебного года была проведена диагностика сформированности представлений дошкольников о труде взрослых  - проанализирована динамика формирования знаний о труде взрослых у детей, которая доказала результативность использования выбранных форм и методов работы, правильность их комбинирования и

актуальность использования. Повысился уровень представлений дошкольников

о труде взрослых: дети различают профессии по существенным признакам;

называют профессионально важные качества представителей разных профессий; выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

понимают  роль труда в благополучии человека; моделируют в игре отношения между людьми разных профессий; эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности и труду в целом (Приложение 4).

Убеждена что, формирование представлений дошкольников о труде взрослых  –

это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.

Знакомство детей с миром профессий нужно осуществлять на протяжении всего периода

получения  воспитанниками дошкольного образования и реализовать в разнообразных

        формах работы. Проводимая  профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к  важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Список используемой литературы:

  1. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
  2. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В.Логинова, Л.Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56-63.
  3. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69
  4. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
  5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.
  6. Пасечникова Т.В., Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие – Сама-ра : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
  7. Фирсова Е. А., Бондаренко Е. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 36-39.

                                                                                                                                                                                                                    Приложение 1                                                                                                                                                  fd7c68f8a663t

                 

                                                                             /Средняя группа/

Сроки

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Материал, оборудование

Сентябрь

Труд в почете любой, мир профессий большой!

Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

Форма проведения: беседа.

Книги, сюжетные картинки.

«Что такое профессия?»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях, названии, орудиями труда, месте работы и т.д.

Форма проведения: ННОД, презентация

Мультимедийное оборудование, презентация, наглядный материал, дидактические игры.

Октябрь

«Профессии моих родителей».

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях родителей. привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов,

Презентации или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители. выступления родителей перед детьми о своей профессии.

Мультимедийное оборудование, презентация, альбомы.

Ноябрь

«Профессии в детском саду»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений: воспитатель, помощник воспитателя, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра, прачка, повар, плотник.

Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация. «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».

Мультимедийное оборудование, презентация. Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, учителя-логопеда, педагога-психолога, в прачечной, на пищеблоке.

Декабрь

Разнообразие мира медицинских профессий.

Профессия: «Врач»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, санитара, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями  сформировать понимание значимости данной профессии для общества

Формы проведения:

беседа, экскурсии в процедурный кабинет, встреча с медсестрой. сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинете у врача», «Процедурный кабинет»

Январь

Добрый доктор Айболит! Профессия – ветеринар.

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача- ветеринара.

Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника».

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В ветеринарной клинике», фигурки животных, медицинские инструменты.

Февраль

Профессия: «Военнослужащий»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии военнослужащего; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);

Форма проведения: ННОД, Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм.

Мультимедийное оборудование, презентация, картинки, с родами войск,  фотографии;

Март

Мир рабочих профессий

Профессия: «Повар»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии повара, спецификой его труда; познакомить детей с процессом приготовления пищи, расширять и уточнять представления детей о здоровом образе жизни.

Формы проведения:

беседа, экскурсия на пищеблок,

сюжетно-ролевая игра «Угощение для гостей».

Атрибуты для моделирования игровой ситуации:

фартуки, посуда,  муляжи овощей, фруктов.

Апрель

Профессия: «Водитель»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии водителя, познакомить детей с особенностями работы водителей различного транспорта; расширять знания детей о правилах поведения водителей на дороге.

Форма проведения: ННОД, Основные понятия: механик, тракторист, комбайнер, правила дорожного движения

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Шофер», картинки с изображением различного вида транспорта, дорожные знаки; дидактическая игра «Водители».

Май

Профессия: «Продавец»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии продавец, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии

Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Хлебный магазин», «Цветочный магазин», «Магазин Фрукты – овощи»

Картинки «Профессии», иллюстрация «Продавец», картинки с атрибутами профессии продавца, «Овощной магазин», «Хлебный магазин», «Цветочный магазин», «Магазин Фрукты – овощи», презентация.

рисунок

fd7c68f8a663t

 

/Старшая группа/

 

Сроки

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Материал, оборудование

Сентябрь

Удивительный мир

педагогических профессий.

Профессия: «Воспитатель»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии воспитателя

Форма проведения: беседа, презентация

Мультимедийное оборудование, презентация, наглядный материал, дидактические игры.

Октябрь

Профессия: «Учитель»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии учителя

Форма проведения: беседа, презентация. моделирование сюжетно-ролевой игры «Школа».

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Школа»

Ноябрь

Отважные  профессии

Профессия: «Спасатель»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии спасателя

Форма проведения: экскурсия в пожарную часть

Мультимедийное оборудование, презентация.

Декабрь

Творческие профессии

Профессия: «Актер»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии актера

Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Спектакль».

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «Спектакль», «Концерт»

Январь

Профессия: «Художник»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии художник.

Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Вернисаж».

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «Вернисаж»

Февраль

Закон и порядок

Профессия: «Полицейский»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии полицейского;

Форма проведения: ННОД, Основные понятия: полицейский, служебные собаки, полицейский-регулировщик, ППС, номер 02, героизм, патриотизм.

Мультимедийное оборудование, презентация, картинки.

Март

Мир рабочих профессий

Профессия: «Строитель, монтажник, сварщик»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии строителя, спецификой его труда; познакомить детей с процессом строительства, материалами (бетон, кирпичи, бревна и т.д.)

Формы проведения:

ННОД (конструирование), презентация

Атрибуты для моделирования игровой ситуации:

Различные виды конструкторов, грузовые машины, спецтехника.

Апрель

Профессия: «Архитектор»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии архитектора

Форма проведения: беседа, Основные понятия: проектирование зданий, зодчий, инженер

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Строим город»

Май

Профессия: «Парикмахер»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии парикмахера

Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевые игры «В парикмахерской»

Мультимедийное оборудование, презентация, картинки.

рисунокfd7c68f8a663t

 

/Подготовительная группа/

 

Сроки

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Материал, оборудование

Сентябрь

Каждый может выбрать дело, чтоб оно в руках кипело!

Профессия: «Спортсмен»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии спортсменов

Форма проведения: ННОД (спортивное развлечение-эстафета)

Мультимедийное оборудование, презентация, картинки.

Октябрь

Профессия: «Кулинар, кондитер, пекарь»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии кулинара, кондитера, пекаря, в чем сходство и различия.

Форма проведения: беседа, презентация. моделирование сюжетно-ролевой игры «Кафе».

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Кафе»

Ноябрь

Профессия: «Парикмахер, визажист, мастер маникюра»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии парикмахера, визажиста

Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Салон красоты».

Мультимедийное оборудование, презентация.

Декабрь

Профессия: «Швея, портной, модельер»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии швеи, портного, модельера

Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Показ мод».

Мультимедийное оборудование, презентация. Атрибуты для моделирования игровой ситуации

Январь

Профессия: «Журналист, корреспондент»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии журналиста

Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Интервью».

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «Интервью»

Февраль

Профессии на селе

Профессия: «Агроном, фермер животновод, пчеловод»

Цель: обогащать знания и представления детей о работниках сельского хозяйства

Форма проведения: ННОД, презентация

Мультимедийное оборудование, презентация, картинки. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ферма».

Март

Кем быть?

Профессия: «Учитель» (по предметам)

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии учителя предметника.

Форма проведения: беседа, презентация

Мультимедийное оборудование, презентация,

Апрель

Профессия: «Космонавт»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии космонавта

Форма проведения: беседа, презентация

Мультимедийное оборудование, презентация, картинки

Май

Кем я хочу быть?

Цель:  систематизировать знания и представления детей о профессиях

Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевые игры

Мультимедийное оборудование, презентация, картинки.

Приложение 2

Алгоритм ознакомления с профессией

Формы и методы работы с дошкольниками:

Приложение 3

Примерный перечень

игрушек и ролевых атрибутов

для организации профориентационных

сюжетно-ролевых игр

Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».

Конструктор.

Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).

Кукольные коляски, соразмерные куклам.

Комплект постельных принадлежностей для кукол.

Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.

Кукольные кухонный шкафчик и плита.

Набор чайной посуды.

Набор кухонной посуды.

Набор продуктов (объѐмные муляжи).

Весы.

Касса.

Игрушечные деньги.

Сумки, корзины, рюкзачки.

Белая шапочка, белая косынка, белый халат.

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).

Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен).

Светофор.

Гараж.

Руль автомобильный.

Грузовые машины.

Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).

Полицейский набор.

Набор «Железная дорога».

Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, само-лѐт, ракета).

Фуражка / бескозырка.

Штурвал на подставке.

Бинокль (подзорная труба).

Машины общественного транспорта.

Машины – строительная техника.

Каска строительная.

Набор инструментов.

Домашние и дикие животные и птицы.

Телефон.

Набор бытовой техники.

Набор музыкальных инструментов.

Примеры пословиц и поговорок

о работе и труде

Человек трудом велик.

Кто любит труд, того люди чтут.

Без дела жить – только небо коптить.

За один раз дерево не срубишь.

Всяк годится, да не на всякое дело.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Баловством хлеба не добудешь.

С разговоров сыт не будешь.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Муравей не велик, а горы копает.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пчѐлка маленькая, а и та работает.

У плохого мастера и пила плохая.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Примеры скороговорок о содержании труда

Пѐтр в печке пѐк печенье,

Да перепѐк всю выпечку.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испѐк спозаранку.

Рубили дроворубы

Сыры дубы на срубы.

Шѐл Егор через двор,

Нѐс топор чинить забор.

Ткѐт ткач ткани на платье Тане.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Перекрыть крышу пригласили Гришу.

Петя пилил пилой пень.

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Кован колокол, да не по-колоколовски,

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Скоро, но не споро.

Грабли – грести,

Метла – мести,

Весла – везти,

Полозья – ползти.

Щипцы да клещи –

Вот наши вещи.

Примеры считалок

с упоминанием профессиональной деятельности

На дрожжах поставим тесто,

Потеплей поищем место,

Тесто, тесто, подходи!

Пекарь, пекарь, выходи!

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжѐн.

Кочерыжка, выйди вон!

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам ракеты запускать.

Кто к отлѐту опоздал,

Тот в ракету не попал.

Чтоб лететь нам на планету.

Смастерили мы ракету.

Раз, два, три,

Полетишь сегодня ты!

Мы сейчас уху варили,

Посолить уху забыли.

Не солѐны караси.

Сбегай, соли принеси!

Шерсть чесать - рука болит,

Письмо писать - рука болит,

Воду носить - рука болит,

Кашу варить - рука болит,

А каша готова - рука здорова

Примерный перечень стихотворений

по теме «Профессии»

Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглѐр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.

Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».

Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.

Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофѐр. Сапожник. Пере-плѐтчица. Портниха. Монтѐр. Строители.

Ладонщиков Г. Звездочка.

Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.

Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?

Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стѐпа-милиционер. Жонглѐр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?

Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.

Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кон-дитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Руба-нок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофѐром.

Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?

Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.

Родари Дж. Пожарный. Человек на подъѐмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремѐсла? Какого цвета ре-мѐсла?

Собакин Т. Будущая профессия.

Усачѐв А. Поливальная машина.

Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лѐтчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник

Чуковский К. Айболит.

                                                                                   Приложение 4

Диагностика представлений дошкольников

о труде взрослых 

Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».

Были подобраны вопросы для  индивидуальной беседы.

Детям задавались вопросы:

1. Какие ты знаешь профессии? (Лексический словарь)

2. Объяснить процесс работы по названной профессии (что делает?).

3. Какие инструменты и материалы, необходимы для  их работы.

4. Кем  работают  твои родители, что делают?

Ответы детей занесены в Таблицу, 

Высокий (2.6 - 3 баллов) – ребенок устанавливает связи между мотивом, целью, результатом труда и физическими усилиями человека, может объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных ранее представлений.

Средний (1.6- 2.5 баллов) – ребенок с помощью педагога устанавливает связи между мотивом, целью, результатом труда и физическими усилиями человека; может объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных раннее представлений, но с помощью педагога.

Низкий (1- 1.5 баллов) – ребенок знает названия профессий, но затрудняется в обосновании значимости разных видов труда, установлении связи между ними; не может объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных ранее представлений, даже с помощью педагога

Шкала баллов

Характеристика оценки ответов детей

3

Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий; может рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии; может объяснить процесс данной профессии.

2

Ребенок имеет не достаточно представлений о разнообразии профессий; не может без помощи взрослых рассказать об орудии труда, которыми пользуется человек данной профессии; не может объяснить процесс данной профессии без наводящих вопросов воспитателя.

1

Ребенок не может назвать профессии в соответствии с программой; не может рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии; не может объяснить процесс труда данной профессии.

После обработки данных, выявили следующие показатели:

  1. Критерий. Какие профессии знают дети.

  1. Критерий. Процесс труда (что делает)

  1. Критерий. Орудие труда

  1. Критерий. Кем работают родители.


Сравнительный анализ  на начальном этапе диагностики представлений о труде взрослых показал:

 У 35 % опрошенных - узкий активный и пассивный словарь по теме "Профессии", большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель

 У большинства  детей не высокий  уровень знаний о профессиях родителей, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии.

По результатам диагностики выявлена проблема: не высокий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам.

В результате проведенной работы уровень знаний и умений детей повысился, изменилось и отношение детей к труду взрослых.

- значительно повысился уровень знаний о профессиях родителей, знают их трудовые действия, каков результат их труда, для чего они ходят на работу, орудия труда и инструменты,

- у всех детей повысился активный словарь по теме "Профессии" (словарь пополнился новыми словами, дети активно используют их при описании той или иной профессии)

Анкета для родителей

«Дошкольник и профессия»              

Сроки: сентябрь

В анкетировании приняло участие 21 родитель

1.Проявляет ли Ваш ребенок интерес к какой-либо профессии?

19 из 21 ответили - ДА

Остальные 2 человека ответили - НЕТ

2. Рассказываете ли Вы ребенку о своей профессии?

20 человека ответили- ДА

1- НЕТ

3. Посвящаете ли Вы своего ребенка в свою профессиональную деятельность?

17 человек ответил – ЧАСТО

Остальные 6 – РЕДКО

1 – Никогда

4. О какой профессии мечтает Ваш ребенок?

Ответы: пожарный, космонавт, продавец, повар, воспитатель, врач, полицейский

5.  Какие условия Вы создаете ребенку для ознакомления с профессиями?

Популярные ответы: книги, беседы, рассказ стихотворений, просмотр фильмов.

6.  Какие,  с    Вашей    точки    зрения,    представления    о    профессиях    нужно совершенствовать?

Ответы: спасать людей, любовь и труд, читать книги

Остальные воздержались от ответа

7.  Ваши пожелания. Какими знаниями, о каких профессиях Вы бы хотели, чтобы овладел Ваш ребенок?

Ответы: чтобы знал(а) о других профессиях

Можно сделать вывод, что родители стремятся познакомить ребенка со своими профессиями, расширить его кругозор по другим профессиям.  Понимают значимость ранней профориентации дошкольников и осознают свою роль в подготовке ребенка к выбору профессии.

Приложение №5    

г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...

Информационная копилка "Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников"

Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников....

«Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Профориентация – в настоящее время является важным  направлением работы образовательных учреждений.  Закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. ...

«ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ»: ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным на протяжении всего существования человека. Ведь отвечая на него, каждый определяет свое будущее. Наблюдая, в какие игры играют дети, какие игру...

Опыт работы по теме: Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...

Опыт работы по ранней профориентации дошкольников. Проект "Профессии наших родителей"

   Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время. И чем раньше мы нач...