«Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)
учебно-методический материал на тему
Профориентация – в настоящее время является важным
направлением работы образовательных учреждений.
Закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pechat_konsultatsiya.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».
(консультация для педагогов и родителей)
Профориентация – в настоящее время является важным
направлением работы образовательных учреждений.
Закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется
должного внимания этой проблеме. Причина этому,
отсутствующая программа профориентации детей.
Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже
примерного представления о том, кем хочет стать, какую
профессию получить, кем работать после окончания
техникума или института, профессию зачастую детям выбирают
родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок,
даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений,
может не найти себя в нужной ему профессии.
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Профориентация дошкольников – это новое,
малоизученное направление в психологии и педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система
мероприятий, направленных на выявление личностных
особенностей, интересов и способностей у каждого человека для
оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее
соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается
не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже
проявля как личность. У него проявляются способности,
наклонности, определенные потребности в той или иной
деятельности.
Зная психологические и педагогические особенности ребенка в
детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том
или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка,
дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной
области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников –
это новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром
происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда
дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой
информации узнают о разных профессиях.
В зависимости от способностей, психологических особенностей
темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему
ценности труда у детей формируется система знаний
о профессиях, интересы и отношение к определенным видам
деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы
далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело
вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы
наши
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень
важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с
помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им
нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками,
трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы
свои трудовые способности.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях , активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Наша задача состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики....
Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)
Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...
Информационная копилка "Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников"
Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников....
Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников
Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО....
Методическая разработка: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и п...
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников (консультация для педагогов)
laquo;Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - ин...
Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников.
В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся....