Опыт работы по теме: Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.
статья
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya.docx | 88.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Опыт работы по теме:
Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Аксенова Галина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории
2023г
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть.
1.1. Теоретические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста……………………………………………………………………… 3
1.2. Использование образовательных технологий в реализации профориентационного направления…………………………………………5
2. Практическая часть
2.1.Актуальность опыта работы………………………………………………7
2.2.Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр……..10
2.3. Встречи с интересными людьми как одна из эффективных форм взаимодействия с семьей…………………………………………………….12
2.4. Взаимодействие с социумом……………………………………………14
3.Результативность………………………………………………………… 14
4.Заключение……………………………………………………………….. 15
5.Список использованной литературы……………………………………. 15
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.
1. Теоретическая часть.
1.1. Теоретические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста
В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года говорится о том, что«развитие воспитания в системе образования предполагает подготовку личности к трудовой деятельности», для этого необходимо «развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей». Включение ребенка в различные виды деятельности, позволяющие расширить интересы, опыт доступной трудовой деятельности, сформировать начальные универсальные трудовые умения и ценностные установки.
ФГОС ДО определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе родзанятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
В Челябинской области разработан и запущен проект «Темп», который схематично выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е – единство целей и задач; М – мотивация и стимулирование; П – пути решения и приоритеты деятельности.
В соответствии со стратегией образовательного проекта «ТЕМП», направленного на подготовку квалифицированных кадров для экономики уральского региона, Челябинская область должна стать территорией опережающего развития, причем, за счет собственных ресурсов. Для достижения этой цели необходимо накопить кадровый потенциал, нацеленный на производство и созидание. В рамках региональной концепции ТЕМП в русле популяризации технологического образования предполагается повышение престижа рабочих и инженерных профессий на всех уровнях общего образования, начиная с дошкольного.
Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде того региона, в которую он включается самим фактом своего рождения, когда ежедневно имеет возможность наблюдать профессиональную деятельность взрослых, накапливать впечатления, а затем, в разнообразных видах культурных практик (игре, познавательной, продуктивной деятельности и др.)воспроизводить свои знания. Ведущие отрасли экономики Челябинской области обуславливают тематику ознакомления детей с профессиями взрослых.
Ребенок узнает, что в Челябинской области добывают полезные ископаемые, выплавляют металл, производят станки, тракторы, автоприцепы, дорожные машины, бульдозеры, грузовики. В области функционируют центры атомной промышленности, ракетостроения и космической промышленности. Детям рекомендуется дать представления о профессиях, распространенных на Урале: металлургов, шахтеров, машиностроителей, архитекторов, инженеров-конструкторов, робототехников и др.
Однако опыт показывает, что дети недостаточно владеют знаниями о содержании профессий взрослых Уральского региона, их общественной значимости (цель труда, предмет, условие, способы трудовой деятельности человека, необходимые ему инструменты и машины, конкретный продукт труда).
Содержание сообщаемых детям знаний о труде взрослых как и прежде, направлено, в основном, на сферу обслуживания и строительство, что отражается в сюжетах игр «больница», «парикмахерская», «библиотека», «магазин».
А. С. Макаренко говорил «… что правильное воспитание это, обязательно, трудовоевоспитание, так как труд всегда был основой жизни».
В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудомвзрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В.Крулехт.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед).
М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.
Педагоги, Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство положительного отношения к труду взрослых, возможен и первый и второй подход. Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться.
В последнее время стали появляться методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но, по преимуществу они основаны на словесных методах формирования представлений у детей, что значительно обедняет практику дошкольного образования в данном направлении. При этом следует учитывать отсроченный (отдаленный) результат профориентации в дошкольном возрасте. Поэтому в данном исследования рассматривала создание организационно-педагогических условий для поддержки детских интересов, развития самосознания, выявления и развития способностей каждого ребенка как предпосылок осознанного выбора в последующем профессии в соответствии со своими способностями, возможностями и потребностями региона.
Все исследования говорят о том, что для прочного усвоения знаний требуется
сформировать позитивное отношение, интерес детей о профессии. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед воспитателем стоит задача организовать педагогический процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором деятельность дошкольников становится успешной, а знания востребованными.
1.2. Использование образовательных технологий в реализации профориентационного направления
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на
реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными именно в реализации профориентационного направления являются:
1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
• опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений, в процессе представления технологии изготовления продуктов производства, технологии выполнения профессиональных обязанностей представителями различных профессий;
• коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений, которые могут способствовать пониманию сущности каждой отдельно взятой профессии.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б.
Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры «в профессии» позволяют детям закрепить полученные знания на практике, формируют у детей образное мышление,
пространственное воображение, способствуют социализации и формируют коммуникативные навыки у дошкольников.
4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной.
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, применение образовательные технологии в ДОУ является важным для гармоничного развития личности ребенка (ФГОС ДО).
2. Практическая часть
2.1. Актуальность опыта работы
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Поэтому развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Поэтому неслучайно проблема развития любознательности, познавательного интереса у дошкольников является достаточно дискуссионной в современной научной литературе и образовательной практике.
Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых не доступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку их сложно понять.
Началом работы по формированию первоначальных представлений о мире профессий и труде взрослых стал анализ уровня сформированности воспитанников в данном направлении.
Так, диагностическое обследование по определению уровня знаний и представлений о труде взрослых на основе диагностикой методики Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых», показало следующие результаты: 40% воспитанников проявляют незначительный интерес к игре, знания сформированы частично; 60% воспитанников бегло рассматривают орудия и изображения профессий. Частично используют образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения; имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают кем работают, и каким делом заняты их родители.
Таким образом, дети недостаточно ориентируются в профессиях, большинство не осознаёт их социальную значимость, ценность профессии. У детей недостаточно развиты словарный запас профессиональной лексики, связанной с описанием профессии. Опрос родителей показал, что 80% из них напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии. 35% обсуждали с детьми их будущую профессию.
Сказанное выше определило выбор проблемы исследования : как в условиях детского сада использовать современные технологии для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования ранней профориентации детей в ДОУ.
Актуальность данной темы заключается в поиске наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Самым перспективным направлением развития является определение возможностей реализации ранней профориентации детей через знакомство дошкольников с профессиями и трудом взрослых посредством использования игровых технологий, а также экскурсий, мероприятий познавательного характера.
Начиная работу по теме педагогического опыта, я определила результат: научить детей уважать труд и людей труда, познакомить дошкольников с профессиями их родителей непосредственно на предприятиях нашего города и, помочь воспитанникам, пускай только в процессе игры, определиться – «Кем я хочу стать, когда вырасту?».
Я считаю, что формирование представлений дошкольников о труде и профессиях - это актуальный процесс, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий, не забывая предпосылки исторического прошлого и исследовательские показатели.
Целью данной работы является: формирование базовых знаний о профессиях и профессионального самоопределениядошкольников.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
Задачи:
-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;
-расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
-научить устанавливать связи между разными видами труда;
-сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;
-заинтересовать родителей совместными мероприятиями.
-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);
-активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой (профессией).
предполагаемые результаты должны быть четко диагностируемы в соответствии с поставленными целью и задачами, решаемыми в процессе совместной деятельности педагога с детьми. Ребенок:
- знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом.
Достижение заявленных результатов будет возможно, если будет вестись планомерная профориентационная работа с воспитанниками.(см.Приложение1)
Методы и приемы .В практике с детьми по ранней профориентации использую разнообразные методы,
которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них
Наглядные (живые образы), к которым относятся: экскурсии, наблюдения, дидактические пособия, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, просмотр
видеозаписей и др.
Словесные, которые включают: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, малые фольклорные формы, проблемные ситуации, высказывания и сообщения и др.
Практические – это: трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры и др.
Игровые, к которым относятся: дидактические игры, игровые упражнения, игры с
правилами, словесные игры, игры-воображения, игры-шутки, сюжетно-ролевые игры,
сюрпризные моменты.
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это: показ, объяснение, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, обсуждение труда и его результатов, оценка и др.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики, ориентированы на развитие личности ребенка и его способности.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
2.2.Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Так как педагогу отводится немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создания интереса к игре. И только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, дети вовлекаются в сплочённые группы, с желанием участвуют в игровых действиях и могут полностью реализовать себя в игре. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств для создания своего образа. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры
Вышеперечисленные формы работы с детьми благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.
Мне, как педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого мне нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников былаэффективной, создала определенную развивающую предметно – пространственную среду, выстроенную с ориентировкой на знакомство с профессиональной деятельностью человека:
- организовала уголок по профориентации;
- пополнила библиотеку подборкой книг о профессиях, пословицами и поговорками о труде, загадками, скороговорками, считалками, стихами о профессиях и орудиях труда; стихами для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминутками;
- подобрала дидактические, развивающие, настольно — печатные игры, игры с предметами, демонстрационный материал;
- сделала подборку презентаций;
- периодически совершаем виртуальные экскурсии.
Силами детей и родителей оформили альбом «Профессии нашей семьи», подобраны и распечатаны раскраски.
Составила картотеку Сюжетно-ролевых игр
2.3. Встречи с интересными людьми как одна из эффективных форм взаимодействия с семьей
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Учреждения с семьей.
Сегодня актуальным становится поиск таких путей и форм работы с семьёй, которые бы эффективно решали задачи дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт призывает родителей стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Такой подход способствует формированию детско-родительских отношений, позволяет выстроить общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло не только на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, но и способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию.
Огромная роль в этом принадлежит взрослым, особенно близким людям. Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к миру ребенок пронесет через всю жизнь. Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка, прежде всего его мама и папа. В.А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
«Встречи с интересными людьми» - это форма работы с семьей, которая позволяет воспитателю достичь цели своей педагогической деятельности, а родителям быть не пассивными зрителями, а стать активными участниками образовательного пространства. Эти встречи обогащают представления детей об окружающем мире, развивают познавательный интерес, коммуникативные навыки, повышают родительский авторитет, способствуют укреплению детско-родительских отношений, укрепляют позитивное отношение родителей к дошкольному учреждению, а также решают задачи ранней профориентации дошкольников.
Темы проводимых встреч должны быть разнообразными. Содержание может быть вариативным – это позволит родителям принимать участие в выборе более подходящего, по их мнению, варианта.
Вместе с тем, благоприятные условия трудового воспитания создаются только в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребенка очень важный стимул.
В начале учебного года на собрании была предложена идея встреч с интересными людьми различных профессий. Родители с радостью откликнулись и предложили свое участие. Таким образом, воспитанники моей группы были познакомлены с такими профессиями:
Оператор животноводства, юрист, водитель пожарной машины, бухгалтер.
Такие встречи с родителями вдохновляют наших детей, помогают им постичь этот многогранный мир будущих профессий.
После таких встреч, и дети, и взрослые долго остаются под впечатлением увиденного, услышанного, ребята испытывают чувство гордости, радости, счастья, удовлетворения. Реализуемая форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» - эффективна, актуальна, значима для установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечения семьи и Учреждения в единое информационное пространство для сотрудничества.
Реализуемая форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» - я считаю эффективна, актуальна, значима для установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечения семьи и ДОУ в единое информационное пространство для сотрудничества
Рассказы родителей об особенностях разных профессий приносят ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес. В ходе таких встреч у дошкольников формируется положительное отношение к труду и задатки ранней профориентации.
2.4. Взаимодействие с социумом.
Как интересно рассказать детям о разных профессиях?
Показать детям, как трудятся взрослые. Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно. Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе! Тесное взаимодействие с социальными партнерами поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей.
3.Результативность
Работа по организации профориентации дошкольников в нашей группе принесла положительные результаты: дети стали, более раскрепощенными и самостоятельными, знают и называют большее количество профессий, чем ранее. Они расширили свои представления о мире взрослых профессий, используя, в том числе формы, традиции народного фольклора: пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Воспитанники в свободной деятельности широко применяют свои знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.
Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий).
В результате проведенной работы были сделаны выводы о том, что воспитанники имеют фрагментарное представление о труде взрослых. Не могут определять значимость труда людей. Представления о структуре трудового процесса не точные, поскольку часто ошибаются в установлении взаимосвязи: (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Не всегда испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Не проявляют особого стремления получать знания о труде взрослых.
Сравнительный анализ уровня сформированности представлений у воспитанников о многообразном мире профессий
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
май 2022 | 14% | 72,5% | 13,5% |
май 2023 | 6,5% | 47,5% | 46% |
По результатам диагностического обследования можно сделать вывод о том, что воспитанники имеют четкие представления о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Понимают значимость труда людей. Имеют представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.
4.Заключение.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.
Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. В дальнейшем мы планируем продолжать работу детского сада по данному направлению, так как ранняя профориентация в детском саду не проводится с целью подготовки детей к осознанному выбору профессии, а направлена на развитие личности ребенка, овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы, самостоятельности, активности и обладание установкой положительного отношения к разным видам труда.
5.Список использованной литературы
1.Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2.Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
3.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
4.Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.
5.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
6.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
7. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
8. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К. П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2008
Приложение 1.
План работы по формированию представлений о профессиях (средняя группа)
Сроки | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудование | |
Сентябрь | Труд в почете любой, мир профессий большой! | Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям | Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка | Форма проведения: беседа. | Книги, сюжетные картинки. |
«Что такое профессия?» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях, названии, орудиями труда, месте работы и т.д. | Форма проведения: НОД, презентация | Мультимедийное оборудование, презентация, наглядный материал, дидактические игры. | ||
Октябрь | «Профессии моих родителей». | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях родителей. привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов, | Презентации или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители. выступления родителей перед детьми о своей профессии. | Мультимедийное оборудование, презентация, альбомы. | |
Ноябрь | «Профессии в детском саду» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений: воспитатель, помощник воспитателя, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра, прачка, повар, плотник. | Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация. «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». | Мультимедийное оборудование, презентация. Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, учителя-логопеда, педагога-психолога, в прачечной, на пищеблоке. | |
Декабрь | Разнообразие мира медицинских профессий. | Профессия: «Врач» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, санитара, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества | Формы проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, встреча с медсестрой. сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинете у врача», «Процедурный кабинет» |
Январь | Добрый доктор Айболит! Профессия – ветеринар. | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача- ветеринара. | Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника». | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В ветеринарной клинике», фигурки животных, медицинские инструменты. | |
Февраль | Профессия: «Военнослужащий» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии военнослужащего; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); | Форма проведения:НОД, Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм. | Мультимедийное оборудование, презентация, картинки, с родами войск, фотографии; | |
Март | Мир рабочих профессий | Профессия: «Повар» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии повара, спецификой его труда; познакомить детей с процессом приготовления пищи, расширять и уточнять представления детей о здоровом образе жизни. | Формы проведения: беседа, экскурсия на пищеблок, сюжетно-ролевая игра «Угощение для гостей». | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: фартуки, посуда, муляжи овощей, фруктов. |
Апрель | Профессия: «Водитель» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии водителя, познакомить детей с особенностями работы водителей различного транспорта; расширять знания детей о правилах поведения водителей на дороге. | Форма проведения: НОД, Основные понятия: механик, тракторист, комбайнер, правила дорожного движения | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Шофер», картинки с изображением различного вида транспорта, дорожные знаки; дидактическая игра «Водители». | |
Май | Профессия: «Продавец» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии продавец, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии | Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Хлебный магазин», «Цветочный магазин», «Магазин Фрукты – овощи» | Картинки «Профессии», иллюстрация «Продавец», картинки с атрибутами профессии продавца, «Овощной магазин», «Хлебный магазин», «Цветочный магазин», «Магазин Фрукты – овощи», презентация. |
План работы по формированию представлений о профессиях (старшая группа)
Сроки | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудование | |
Сентябрь | Удивительный мир педагогических профессий. | Профессия: «Воспитатель» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии воспитателя | Форма проведения: беседа, презентация | Мультимедийное оборудование, презентация, наглядный материал, дидактические игры. |
Октябрь | Профессия: «Учитель» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии учителя | Форма проведения: беседа, презентация. моделирование сюжетно-ролевой игры «Школа». | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Школа» | |
Ноябрь | Отважные профессии | Профессия: «Спасатель» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии спасателя | Форма проведения: экскурсия в пожарную часть | Мультимедийное оборудование, презентация. |
Декабрь | Творческие профессии | Профессия: «Актер» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии актера | Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Спектакль». | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «Спектакль», «Концерт» |
Январь | Профессия: «Художник» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии художник. | Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Вернисаж». | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «Вернисаж» | |
Февраль | Закон и порядок | Профессия: «Полицейский» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии полицейского; | Форма проведения: НОД, Основные понятия: полицейский, служебные собаки, полицейский-регулировщик, ППС, номер 02, героизм, патриотизм. | Мультимедийное оборудование, презентация, картинки. |
Март | Мир рабочих профессий | Профессия: «Строитель, монтажник, сварщик» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии строителя, спецификой его труда; познакомить детей с процессом строительства, материалами (бетон, кирпичи, бревна и т.д.) | Формы проведения: НОД(конструирование), презентация | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: Различные виды конструкторов, грузовые машины, спецтехника. |
Апрель | Профессия: «Архитектор» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии архитектора | Форма проведения: беседа, Основные понятия: проектирование зданий, зодчий, инженер | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Строим город» | |
Май | Профессия: «Парикмахер» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии парикмахера | Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевые игры «В парикмахерской» | Мультимедийное оборудование, презентация, картинки. |
План работы по формированию представлений о профессиях (подготовительная группа)
Сроки | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудование | |
Сентябрь | Каждый может выбрать дело, чтоб оно в руках кипело! | Профессия: «Спортсмен» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии спортсменов | Форма проведения: НОД (спортивное развлечение-эстафета) | Мультимедийное оборудование, презентация, картинки. |
Октябрь | Профессия: «Кулинар, кондитер, пекарь» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии кулинара, кондитера, пекаря, в чем сходство и различия. | Форма проведения: беседа, презентация. моделирование сюжетно-ролевой игры «Кафе». | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Кафе» | |
Ноябрь | Профессия: «Парикмахер, визажист, мастер маникюра» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии парикмахера, визажиста | Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Салон красоты». | Мультимедийное оборудование, презентация. | |
Декабрь | Профессия: «Швея, портной, модельер» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии швеи, портного, модельера | Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Показ мод». | Мультимедийное оборудование, презентация. Атрибуты для моделирования игровой ситуации | |
Январь | Профессия: «Журналист, корреспондент» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии журналиста | Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра «Интервью». | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «Интервью» | |
Февраль | Профессии на селе | Профессия: «Агроном, фермер животновод, пчеловод» | Цель: обогащать знания и представления детей о работниках сельского хозяйства | Форма проведения: НОД, презентация | Мультимедийное оборудование, презентация, картинки. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ферма». |
Март | Кем быть? | Профессия: «Учитель» (по предметам) | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии учителя предметника. | Форма проведения: беседа, презентация | Мультимедийное оборудование, презентация, |
Апрель | Профессия: «Космонавт» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии космонавта | Форма проведения: беседа, презентация | Мультимедийное оборудование, презентация, картинки | |
Май | Кем я хочу быть? | Цель: систематизировать знания и представления детей о профессиях | Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевые игры | Мультимедийное оборудование, презентация, картинки. |
Приложение 2.
Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»
Критерии:
Характер представлений о труде взрослых.
Отношение детей к труду взрослых.
Показателями характера представлений о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.
Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
Для чего люди ходят на работу?
Что такое профессия?
Какие ты знаешь профессии?
Какие профессии тебе нравятся больше всего?
Кем работают твои мама и папа?
Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.
Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
Шкала оценок - Характеристика оценки ответов детей
Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
1 уровень– высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.
Приложение 3.
Алгоритм ознакомления с профессией
Формы и методы работы с дошкольниками:
Приложение 4.
Пословицы и поговорки о работе и труде
Человек трудом велик.
Кто любит труд, того люди чтут.
Без дела жить – только небо коптить.
За один раз дерево не срубишь.
Всяк годится, да не на всякое дело.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Баловством хлеба не добудешь.
С разговоров сыт не будешь.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Муравей не велик, а горы копает.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Пчѐлка маленькая, а и та работает.
У плохого мастера и пила плохая.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Скороговорки о содержании труда
Пѐтр в печке пѐк печенье,
Да перепѐк всю выпечку.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испѐк спозаранку.
Рубили дроворубы
Сыры дубы на срубы.
Шѐл Егор через двор,
Нѐс топор чинить забор.
Ткѐт ткач ткани на платье Тане.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.
Перекрыть крышу пригласили Гришу.
Петя пилил пилой пень.
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
Скоро, но не споро.
Грабли – грести,
Метла – мести,
Весла – везти,
Полозья – ползти.
Щипцы да клещи –
Вот наши вещи.
Считалоки с упоминанием профессиональной деятельности
На дрожжах поставим тесто,
Потеплей поищем место,
Тесто, тесто, подходи!
Пекарь, пекарь, выходи!
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжѐн.
Кочерыжка, выйди вон!
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам ракеты запускать.
Кто к отлѐту опоздал,
Тот в ракету не попал.
Чтоб лететь нам на планету.
Смастерили мы ракету.
Раз, два, три,
Полетишь сегодня ты!
Мы сейчас уху варили,
Посолить уху забыли.
Не солѐны караси.
Сбегай, соли принеси!
Шерсть чесать - рука болит,
Письмо писать - рука болит,
Воду носить - рука болит,
Кашу варить - рука болит,
А каша готова - рука здорова
Перечень стихотворенийо профессиях
Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглёр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.
Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».
Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.
Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофёр. Сапожник. Переплётчица. Портниха. Монтёр. Строители.
Ладонщиков Г. Звездочка.
Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.
Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?
Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стёпа-милиционер. Жонглёр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?
Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.
Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофёром.
Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?
Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.
Родари Дж. Пожарный. Человек на подземном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла?
Собакин Т. Будущая профессия.
Усачѐв А. Поливальная машина.
Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лётчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник
Чуковский К. Айболит.
Приложение 5.
Анкета для родителей
«Дошкольник и профессия»
1.Проявляет ли Ваш ребенок интерес к какой-либо профессии?
2. Рассказываете ли Вы ребенку о своей профессии?
3. Посвящаете ли Вы своего ребенка в свою профессиональную деятельность?
4. О какой профессии мечтает Ваш ребенок?
5. Какие условия Вы создаете ребенку для ознакомления с профессиями?
6. Какие, с Вашей точки зрения, представления о профессиях нужно совершенствовать?
7. Ваши пожелания. Какими знаниями, о каких профессиях Вы бы хотели, чтобы овладел Ваш ребенок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метеостанция - как эффективное средство для ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС.
Наша переносная метеостанция имеет свое оригинальное оборудование необходимое для наблюдения за погодой. Метеорологические приборы, красиво оформлены и объединены в переносную метеостанцию.Мы ис...
Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО
Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс/...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС ДО с учетом регионального компонента»
Рабочая программа...
Консультация для воспитателей на тему: «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»
Консультация для воспитателей«Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»...