Консультация для воспитателей "Бабушкин половичок" (домашнее ткацкое ремесло)
консультация

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Консультация для воспитателей "Бабушкин половичок" (домашнее ткацкое ремесло)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_detskogo_sada.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей детского сада

Бабушкин половичок

(Частная история ткачества в деревне Зебляки Николо-Шангского сельского поселения Шарьинского района Костромской области)

Автор:

воспитатель МБДОУ ««Детский сад №18 «РОДНИЧОК»

городского округа город Шарья Костромской области

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Мы в мыслях и решениях легки,

Живём вприпрыжку, будто понарошку…

А бабушка ткала половики –

Такие самодельные дорожки

Слайд №1-4

           Юрий Хохолков

Не пришлось моей бабушке Вере ходить в школу, так и осталась она неграмотная, а всё потому, что семья была большая, а девочек в ней росло только двое, остальные были парни:  мал, мала, меньше. Пришлось оставить науку и осваивать азы ткачества, чтобы наткать и обшить моей прабабушке Елене, матери бабушки Веры,  всю свою большую деревенскую семью. Вот с такой печальной ноты я и начну свой рассказ.  

Ткацкий станок смастерил мой прадед, до сих пор станок стоит в старом бабушкином доме. Станок добротный,  не одно поколение одел он в домотканую одежду.  Каких только тканей он не соткал за свою долгую трудовую жизнь -  от грубых и неокрашенных холстин до тонкого и белоснежного льняного полотна, из которого бабушка Вера шила полотенца и рубашки уже своим детям.  Прошло время, когда без него было не обойтись. Наступили другие времена. Стали все одеваться в магазинах! Но руки моей бабушки, привыкшие к такому нелёгкому труду за ткацким станком,  соскучились по работе! Да и одежды старой накопилось много мешков за долгие годы! Вот и решила моя бабушка - зачем пропадать добру?  Разрезала она на полоски всю старую одежду: старые дедовы штаны, которые он так и не доносил, ушёл на фронт и не вернулся, пропал без вести, детские платьица моей матери и одежду её маленького брата (уже давным-давно они стали взрослыми), свои девичьи платья и всё остальное, что и выбросить жалко и носить уже не станешь.

 Задумала бабушка на старости лет соткать в свою уютную избу на ткацком станке, который пылился в сарае много-много лет, новые половички - деревенские дорожки! И пошла полным ходом работа! Вышли половички на славу! До сих пор помню их пёстрый нарядный рисунок-узор, ни в одно деревенском доме в Зебляках не было такого! И полоски розовые и голубые и оранжевые! Весёлые вышли половички! А какие мягкие были. Набегаешься летом на каникулах босыми ногами по скошенной деревенской траве, так, что ноги болят, а как встанешь на половичок – обласкает он тебя своей мягкостью и нежностью.

Слайд №5

Ткачество - одно из древнейших ремёсел. На территории нашей страны люди научились ткачеству с периода неолита IV тыс. лет до н.э. В Древней Руси ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли в каждой избе.

Женщины мастерили в любой свободный час, особенно зимой.  В неурожайные годы женщинам приходилось ночью при свете масляных плошек нарабатывать ткань для городских торгов.

В городах ткачеством занимались все женщины. Для изготовления ткани использовали лён и шерсть.

Древняя технология производства льняных и шерстяных тканей лежит в основе изготовления домотканых половиков. Домотканые  половики ткутся из полосок ткани, в основном ситца. Ткацкие станки в эти времена были во многих деревенских  домах. Летом они хранились обычно  в сенях или на чердаке, а после окончания осенних уборочных работ и с наступлением холодов устанавливались в избе. Женщины в течение дня при наличии времени периодически присаживались к станку и продолжали начатое. Технология ткачества половиков на деревянном ручном станке позволяет делать сколь угодно долгие перерывы без какого-либо ущерба.

Слайд №6

Ткали половики из старых, вышедших из обихода вещей. Их простирывали, разрезали аккуратно ножницами на длинные полоски сантиметра по два шириной и сматывали в клубки.

Слайд №7

         Клубков надо было иметь очень приличное количество, чтобы соткать половики. Чем ярче и разнообразнее цвета клубков, тем интереснее получится половичок, это еще от мастера зависит. Обычно узор составлял троицу - делалась широкая (8-10 сантиметров) цветная полоса и затем разделительный бордюр из двух полос , например черных, с белой полосой между ними (шириной по 1-1,5 сантиметра). Подбор цветов лежал полностью на ткаче и был ограничен, конечно, набором клубков.

Длину основы для половиков выбирали такой, чтобы хватило на нее клубков тряпочек и чтобы успеть соткать все за зимний период.

К весне деревянный ткацкий станок обычно разбирали и складывали на хранение. Часть основы с нитеницами и бердом аккуратно складывали отдельно, чтобы при новой сборке и налаживании станка не пришлось опять пробивать все нити основы через нитеницы и бердо. Это очень сложная и многодельная работа. Куда более проще при окончании ниток основы подвязать пониточно следующую длину основы и спокойно продолжать ткачество.

Очень интересная и хитрая процедура намотки основы или "снование".

При сновании необходимо создать несколько сотен параллельных парных нитей (считаются в пасмах, 30 парных нитей - одна пасма) одинаковой длины (длина нити - несколько стен). При этом сматываются нити с двух катушек.

Слайд №8

Для снования применяется свой станок. Он представляет собой две квадратные рамки из деревянных реек размером примерно 2,5 метра, скрепленные крестообразно на оси. Ось жестко закреплена на полу, чтобы рамки могли крутиться. На одной из вертикальных реек вверху вставляется деревянный палец, чтобы зацеплять нить. На противоположной рейке внизу ставится двойная вилка для образования восьмерки (восьмерка потом нужна в технологии оснастки).

От двух катушек, находящихся на полу, протягиваются нити каждая до своего кольца, которое закреплено на стене ровно над катушкой (очень удобно забить в стену ножницы), затем продеваются в кольца и закрепляются вместе на верхнем пальце рамки. Затем рамка закручивается, постепенно навивая на себя с приличным шагом вниз парную нить. За один оборот рамки навивается около 7 метров нити (1 стена). При других размерах станка длина стены будет другая.

Например, нужна длина основы 2,5 стены. При этом шаг намотки должен быть такой, чтобы через два с половиной оборота нить была на уровне нижней вилки. Затем парная нить закрепляется восьмеркой и рамка крутится обратно, наматывая нить по тому же пути, только вверх. Дойдя до верхнего пальца, нить зацепляется за него, и мотаем обратно. Таким образом наматывается пучок параллельных парных нитей в количестве, нужном для данной основы.

Затем пучок снимается и вяжется коса воздушным узлом, как при вязке крюч-ком. В таком виде основа занимает мало места, хорошо переносится, не запутывается и, при сматывании на навой, легко освобождается из косы.

 Слайд №9

Домотканые половики изготовляли различной ширины, в среднем от 50ти до 70ти сантиметров. Некоторые экземпляры половиков, сотканные еще моей бабушкой в 60е годы до сих пор в исправном состоянии.

В настоящее время этот промысел практически уходит в небытие, только силой энтузиастов начинается возрождение старых традиций.

P.S.

Ещё жива была моя бабушка Вера, когда моя мать Бескова Валентина Фёдоровна, выросшая в деревне и знающая не понаслышке о том, как пользоваться станком, решила продолжить традиции. Наткала она много дорожек на том самом бабушкином станке теперь уже из нашей старой одежды. Жаль только, что так никто и не взял ни одной новенькой и красивой дрожки. Всем подавай  интерьер в красивом стиле!  

Слайд №10

Правда, в садовом домике у нас на даче лежит такой половичок, уже изрядно обветшалый. Когда я вижу его, сразу вспоминаю старенькие и добрые бабушкины руки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....

Занятие по рисованию в старшей группе «Путешествие на ткацкую фабрику»

Цель: обучить детей задумывать и воплощать задуманный узор в работе.Задачи: Образовательные: – познакомить детей с историей ткацкого станка; – уточнять и расширять знания детей о видах ...

ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ"

Приобщение детей к народной культуре — одна из задач, которая стоит перед современным педагогом. Эта работа предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев,...

Путешествие платочка Кукляши на ткацкую Фабрику Иваново

Путешествие платочка Кукляши на ткацкую Фабрику Иваново...

Презентация для воспитателей "Бабушкин половичок" (ткацкое домашнее ремесло)

Презентация для воспитателей "Бабушкин половичок" (ткацкое домашнее ремесло)...