ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Приобщение детей к народной культуре — одна из задач, которая стоит перед современным педагогом. Эта работа предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.
Жизнеспособность каждого человека, так же, как жизнеспособность целого общества, всецело зависит от той системы духовно-нравственных ценностей, которой он руководствуется. Именно поэтому так настоятельно заявляет о себе потребность во введении духовно-нравственной составляющей в содержание современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_remesla_rossii.narodnye_remesla_rodnogo_kraya.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
«НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ»
АВТОР: СЕРИНА НАТАЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине
В.А. Сухомлинский
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Д.С. Лихачёв
Актуальность проекта:
С раннего возраста начинается познание ребенком многих нравственных ценностей, основанных на любви к родным местам. Взрослые должны помнить, что если они искренне любят свой родной край и демонстрируют эту любовь своим детям, тогда их дети тоже будут сильно любить Родину, а патриотизм не будет для них пустым понятием. Необходимо постоянно прививать детям любовь к родным местам. Вот тогда можно полностью быть уверенным в том, что их дети станут самыми достойными гражданами своей Родины, ощутят гордость за свою страну и ее традиции.
Концепция проекта:
Знакомство детей с народными промыслами, изучение быта и уклада жизни людей в старину способствует развитию интереса дошкольников к русской национальной культуре.
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к истории и культуре своей страны, своего края
через знакомство с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Развивать познавательный интерес к истории и культуре своей страны, своего родного края.
Знакомить с особенностями народных промыслов на территории нашей страны, Ивановской области.
Расширять представления детей об истории ярмарки, женском русском народном костюме.
Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями.
Приобщать детей к русской национальной культуре.
Воспитывать уважение к «малой родине».
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать активный словарь, повышать интонационную
выразительность речи.
Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Развивать умения и навыки детей художественно-эстетической направленности.
Ожидаемые результаты:
В сюжетно-ролевых играх дети используют знания об истории, культуре, традициях своего народа.
Ценность представлений о гордости за свою страну и «малую родину» возрастает.
У детей улучшилась речь, они используют больше слов в своем активном словаре.
Методы реализации проекта:
Реализация проекта через интеграцию пяти образовательных областей:
Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие,
Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Этапы и сроки реализации проекта: долгосрочный (2016-2017 учебный год)
1 этап – подготовительный (Август - сентябрь 2016 г.)
2 этап – основной (Октябрь – март 2017 г.)
3 этап – итоговый (Апрель-май 2017 г.)
План мероприятий по реализации проекта:
Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
Подготовительный этап | ||
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, иллюстрации, плакаты с элементами росписи, предметы из музея «русской избы») | Август-сентябрь 2016 г. | Воспитатель |
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами, историей ярмарки, русскому национальному костюму, ремеслами | Август-сентябрь 2016 г. | Воспитатель |
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр | Август-сентябрь 2016 г. | Воспитатель |
Подбор произведений фольклора, русских народных песен, стихов на тему народных промыслов | Август-сентябрь 2016 г. | Воспитатель |
Подготовка материалов для организации художественно-эстетической, творческой деятельности детей | Август-сентябрь 2016 г. | Воспитатель |
Основной этап | ||
Тематические беседы: «Матрешка семеновская, Полхов –майданская матрешка» ,«Филимоновские игрушки » , « Мастера дымковской игрушки», «Голубое чудо Гжели», «Золотая хохлома », «Жостовская роспись», «Городецкие узоры», «Тульский самовар», «Палехская и Холуйская миниатюра», «Вологодское кружево», «Резная береста», «История павлопосадского платка». | В течение срока реализации проекта | Воспитатель |
Просмотр презентаций: «Искусство Гжели», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка», «Народные промыслы родного края», «Русский народный костюм», «История ярмарки», «Ремесла» | В течение срока реализации проекта | Воспитатель |
Поход в Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина, и его отдел - Музей ивановского ситца; посещение музейных выставок и просмотр экспозиций «Рубаха, сарафан, панева», музейных занятий «Как рубашка в поле выросла» | Декабрь 2016 г. –Февраль 2017 г. | Воспитатель, Ст.воспитатель |
Чтение произведений фольклора по теме « Народные промыслы» (сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, рассказы, былины) | В течение срока реализации проекта | Воспитатель |
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; | Ноябрь 2016 г. | Воспитатель |
Заучивание наизусть текстов русских народных песен «Ах, вы сени, мои сени», «Во саду ли, в огороде», «Дуня-тонкопряха», «Во поле береза стояла», «Валенки», « Во кузнице» | Январь 2017 г. | Воспитатель |
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала | В течение срока реализации проекта | Воспитатель |
Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки» | Октябрь 2016 г. | Воспитатель |
Лепка из глины и роспись «Дымковская барышня» | Ноябрь 2016 г. | Воспитатель |
Рисование «Матрешки» | Декабрь 2016 г. | Воспитатель |
Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома» | Январь 2017 г. | Воспитатель |
Рисование «Роспись посуды. Гжель» | Февраль 2017 г. | Воспитатель |
Рисование «Гжельские петушки» | Март 2017 г. | Воспитатель |
Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись» | Апрель 2017 г. | Воспитатель |
Подвижные народные игры «Горелки», «Гори ясно», «Золотые ворота» | В течение срока реализации проекта | Воспитатель |
Хороводные народные игры «Каравай», «Карусель», «Мы матрешки», «Подковка», «Родничок» | В течение срока реализации проекта | Воспитатель |
Сюжетно – ролевые игры «Ярмарка», «В гостях у кузнеца»; «Мы ткачихи и пряхи», «Гончар» | В течение срока реализации проекта | Воспитатель |
Разучивание танцев «Кадриль», Танец «Приглашение» укр. нар. мелодия, «Танец с ложками», «Танец с платками» «Околица» группа “Золотое кольцо”», «Матрешки», «Танец цыганок и медведя», хоровод-танец «Карусель»; | В течение срока реализации проекта | Воспитатель |
Проведение досуга «Ненила-льняница» | Ноябрь 2016 г. | Воспитатель |
Проведение фольклорного праздника «Веселые посиделки» | Декабрь 2016 г. | Музык. руководитель, Воспитатель |
Проведение НОД « Крещение» | Январь 2017 г. | Воспитатель |
Проведение развлечения «Масленица» | Февраль 2017 г. | Музык. руководитель Воспитатель |
Проведение НОД «Жаворонки» | Март 2017 г. | Воспитатель |
Проведение весеннего девичьего праздника Ляльника | Апрель 2017 г | Музык. Руководитель, Воспитатель |
Итоговый этап | ||
Создание мини- музея из предметов народных промыслов | В течение срока реализации проекта | Воспитатель |
Создание папки «узоры мастеров» | Апрель-май 2017 г. | Воспитатель |
Создание выставки детских работ по теме «Народные ремесла» | Апрель-май 2017 г. | Воспитатель |
Проведение итоговой НОД «Ярмарка» по теме «Ремесла родного края» Чаепитие | Апрель-май 2017 г. | Воспитатель |
Участники проекта:
Дети группы
Воспитатели группы
Музыкальный руководитель
Старший воспитатель
Работа с родителями:
1.Родителями организована помощь по сбору предметов народных промыслов для мини-музея.
2. Родители активно проявляют интерес к участию ребенка в проекте.
3. Помощь родителей детям в разучивание стихотворений.
4. Помощь родителей в изготовлении костюмов.
5. Участие родителей в праздниках, досугах, развлечениях.
Литература:
Е.А.Алябьева «Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2016.
С.Л.Сон, Е.В.Чинаева, А.М.Чистых «Азбука юного ивановца, или с алфавитом по родному краю», М.: Планета, 2012.
Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина;- 2-е доп.изд.- М.:Дет. лит.,1984.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.
Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные промыслы родного края. Подмосковье.
Цель занятий - познакомить детей с прикладным искусством Подмосковья в детском саду.Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчест...
Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».
Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда красивая, я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...
«Как знакомить дошкольников с ремеслами родного края»
Знакомство дошкольников с ремёслами Старооскольского края....
Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с народным искусством родного края и изобразительной деятельности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ МАСТЕРОВ»
laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. Калинин...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность....
Дидактическая игра с использованием интерактивного оборудования «Приобщение старших дошкольников к труду через ознакомление с народными промыслами родного края»
Цель: Способствовать формированию представлений старших дошкольников о народных промыслах родного края....
Проект "Народные умельцы родного края"
Знакомство детей с народными промыслами Подмосковья...