Проект "Сказки на Дону"
проект (подготовительная группа)

Цель:

Создание условий для становления основ патриотического сознания детей и познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов Дона.

Задачи:

- Воспитание любви к родному краю, к Родине;

- Знакомить детей с традициями и обычаями народов, проживающих на Дону;

- Воспитание интереса к культурному наследию своего народа;

- Сформировать у детей представления о сказках народов, проживающих на территории Донского края, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах;

- Содействовать развитию речи детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи, развивать связную речь, а также создать условия для развития речи посредствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;

- Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;

- Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками народов Дона, к проектной деятельности, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

- Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов Дона.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dolgosrochnyy_proekt_skazki_na_donu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №137 «САДКО»

Проект 

для детей подготовительной группы

«Сказка на Дону»   

Подготовила:

                                                      Самофалова Юлия Сергеевна

Рожкова Татьяна Анатольевна

2021-2022 учебный год

Тема: «Сказки на Дону».

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, родители и дети подготовительной группы.

Масштаб проекта: время реализации: октябрь 2021 - май 2022 г.

Количество детей: 38.

Актуальность:

«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

Алексей Николаевич Толстой

Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была ещё изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то своё. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

Ничто не воспитывает детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, так, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет маленьких тем, где все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой весёлая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества.

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей народными произведениями.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.

Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и огромной ролью в формировании личности ребенка.

Развитие же связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитии у детей речи, символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

Цель проекта: формирование у детей чувства патриотизма и познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов Дона.

Задачи проекта:

- Воспитание любви к родному краю, к Родине;

- Знакомить детей с традициями и обычаями народов, проживающих на Дону;

- Воспитание интереса к культурному наследию своего народа;

- Сформировать у детей представления о сказках народов, проживающих на территории Донского края, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах;

- Содействовать развитию речи детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи, развивать связную речь, а также создать условия для развития речи посредствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;

- Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;

- Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками народов Дона, к проектной деятельности, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

- Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов Дона.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными сказками людей разных национальностей, то у детей сформируются представления о национальном характере, о традициях, об исторически сложившимся образе жизни народов многонационального Донского края.

Продукт проектной деятельности: «Книга сказок народов Дона», создание 2-3 мультфильмов по народным сказкам (на выбор детей).

Этапы проекта:

I этап - подготовительный.

II этап - организация деятельности в рамках проекта.

III этап - завершающий.

Сроки исполнения

Содержание работы

Участники

Первый этап (подготовительный)

Октябрь - Ноябрь 2021г.

Подбор литературы.

Подбор наглядных и дидактических материалов.

Подготовка презентаций по теме.

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Подбор статей, консультаций, рекомендаций для родителей.

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Второй этап (организация деятельности в рамках проекта)

Декабря 2021 г.

Беседа «Народы Дона» (+презентация).

Беседа «Чему нас учат сказки?»

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Презентация «Путешествие в мир анимации и мультипликации» + практическая работа.

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Декабря 2021 г.

Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Хаврошечка», «Василиса

Прекрасная», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению» и т.д. по выбору детей.

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Декабря 2021 г.

Дидактические игры: «Собери слово», «Сказки-загадки».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Салки», «Удочка», «Горелки».

Театрализованная деятельность (инсценировка сказки): «Гуси-лебеди».

Прослушивание русских народных композиций из сборника «Трень-брень-гусельки».

Рисование по мотивам русских народных промыслов.

Осмысленный просмотр мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Муж и жена», а также мультфильма по выбору детей.

Рисование по мотивам русских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»).

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Январь 2022 г.

Чтение и обсуждение армянских народных сказок: «Бойкая невестка», «Бесхвостая лиса», «Два брата», «Золотое яблоко», «Собака и волк» и т.д. по выбору детей.

Прослушивание армянских народных композиций.

Рисование по мотивам армянских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»).

Консультация для родителей «Что такое осмысленный просмотр?»

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Январь 2022 г.

Чтение и обсуждение украинских народных сказок: «Два товарища», «Как соловей учил человека уму разуму», «Козёл и баран», «Как дед ходил в школу», «Кошелёчек» и т.д. по выбору детей.

Прослушивание украинских народных композиций.

Рисование по мотивам украинских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»).

Рассматривание иллюстраций к сказкам народов Украины, Белоруссии.

Рассматривание национальных костюмов народов Украины, Белоруссии.

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Январь 2022 г.

Чтение и обсуждение белорусских народных сказок: «Волшебная дудка», «Жадный богатей», «Как Иван чертей перехитрил», «Разумная дочь», «Неучтивый сын» и т.д. по выбору детей.

Прослушивание белорусских народных композиций.

Рисование по мотивам белорусских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»).

Дидактические игры: «Сказки-загадки», «Сравни национальные костюмы».

Подвижные игры: «Колдун» и «Перепёлочка» (украинская), «Ёжик и мыши» и «Охотники и утки» (белорусская).

Просмотр презентации (дети+родители) «Путешествие по Белоруссии и Украине».

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Январь 2022 г.

Чтение и обсуждение еврейских народных сказок: «Бедная вдова и клад», «Портные и великан», «Сказка  двух грошах», «Терпение - золото», «Чудесное спасение» и т.д. по выбору детей.

Прослушивание еврейских народных композиций.

Рисование по мотивам еврейских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»).

Осмысленный просмотр (дети+родители). еврейской сказки «Представьте себе» (сборник «Гора самоцветов»).

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Февраль 2022 г.

Чтение и обсуждение грузинских народных сказок: «Жадный купец и бедняк», «Как волк душу спасал», «Лев и заяц», Три лентяя», «Сварливые старухи и разумная девочка» и т.д. по выбору детей.

Прослушивание грузинских народных композиций.

Рисование по мотивам грузинских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»).

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Февраль 2022 г.

Беседа «Кто такие казаки?» (+презентация).

Беседа «Традиции и обычаи Донских казаков»(+презентация).

Казачьи забавы: «Казаки», «Заря», «Ловишка в кругу», «Пятнашки».

Чтение и обсуждение казачьих сказок: «Как сотник замуж дочь выдавал», «Казак и птицы», «Казаки и разбойники», «Бочонок и бочка» и т.д. по выбору детей.

Прослушивание казачьих народных композиций.

Рисование по мотивам казачьих народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»).

Осмысленный просмотр (дети+родители). казачьей сказки «Про Степана кузнеца» (сборник «Гора самоцветов»).

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Третий этап (завершающий).

Февраль 2022 г.

Сбор иллюстраций по сказкам народов Дона. Оформление и печать книги.

Деление группы на две - три подгрупп в соответствии с количеством выбранных сказок.

Выбор каждой группой анимационной техники для работы в Сиреневой мультстудии.

Подбор материала для домашнего чтения (дети+родители).

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Март 2022 г.

Раскадровка будущих мультфильмов.

Работа над персонажами.

Создание фонов и декораций.

Чтение сказок народов Дона (дети+родители).

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Апрель 2022 г.

Съёмочный процесс.

Монтаж.

Озвучивание мультфильмов.

(Работа ведётся по группам).

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

Май 2022 г.

Съёмочный процесс.

Монтаж.

Озвучивание мультфильмов.

(Работа ведётся по группам).

Презентация созданной книги и мини-сборника мультфильмов родителям, пед. коллективу, детям других групп.

Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед.

На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей. Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогами в этом направлении.

Второй и третий, практические этапы, охватывает непосредственную деятельность педагогов и детей, а также работу с родителями. Начинали мы с чтения и обсуждения сказок народов Донского края, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей.

Предполагаемый конечный результат:

- Сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители примут непосредственное участие в работе группы.

- Возрождение традиции семейного чтения разных видов сказок.

- Создание совместной творческой работы по прочитанным произведениям -«Книга сказок народов Дона».

Трансляция проекта:

- Презентация проекта на педагогическом совете внутри детского сада.

- Обмен опытом среди воспитателей групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе "В гостях у Дона Кактуса"

ЗАнятие по ознакомлению с комнатными растениями в старшей группе...

Яблочный спас на Дону

Сценарий  православного праздника праздника  для детей старшей группы ДОУ ,в честь 75-ти летнего юбилея Ростовской области.В празднике принимали участие родители воспитанников, казаки Общест...

Сценарий народного праздника «Покровская ярмарка на Дону»

Сценарий народного праздника «Покровская ярмарка на Дону»  для детей разновозрастной группы (от3-10 лет).Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре.Задачи:Поддерживать интер...

Сказки Дона

Метод проекта "Сказки Дона"...

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону»

Тема: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрир...

отчет о работе проекта по казачеству: "На Дону, на Доне."

Мы живем на Донской земле. И нам не безразлично будущее наших детей.  Мы решили взять проект по казачеству: знакомить детей с историей нашего края, традициями донского народа и т.д. К реализации ...