Проект "Сказки на Дону"
проект (подготовительная группа)
Цель:
Создание условий для становления основ патриотического сознания детей и познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов Дона.
Задачи:
- Воспитание любви к родному краю, к Родине;
- Знакомить детей с традициями и обычаями народов, проживающих на Дону;
- Воспитание интереса к культурному наследию своего народа;
- Сформировать у детей представления о сказках народов, проживающих на территории Донского края, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах;
- Содействовать развитию речи детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи, развивать связную речь, а также создать условия для развития речи посредствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;
- Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
- Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками народов Дона, к проектной деятельности, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
- Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов Дона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_skazki_na_donu.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №137 «САДКО»
Проект
для детей подготовительной группы
«Сказка на Дону»
Подготовила:
Самофалова Юлия Сергеевна
Рожкова Татьяна Анатольевна
2021-2022 учебный год
Тема: «Сказки на Дону».
Тип проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, родители и дети подготовительной группы.
Масштаб проекта: время реализации: октябрь 2021 - май 2022 г.
Количество детей: 38.
Актуальность:
«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
Алексей Николаевич Толстой
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была ещё изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то своё. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
Ничто не воспитывает детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, так, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет маленьких тем, где все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой весёлая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества.
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей народными произведениями.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.
Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и огромной ролью в формировании личности ребенка.
Развитие же связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитии у детей речи, символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
Цель проекта: формирование у детей чувства патриотизма и познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов Дона.
Задачи проекта:
- Воспитание любви к родному краю, к Родине;
- Знакомить детей с традициями и обычаями народов, проживающих на Дону;
- Воспитание интереса к культурному наследию своего народа;
- Сформировать у детей представления о сказках народов, проживающих на территории Донского края, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах;
- Содействовать развитию речи детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи, развивать связную речь, а также создать условия для развития речи посредствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;
- Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
- Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками народов Дона, к проектной деятельности, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
- Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов Дона.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными сказками людей разных национальностей, то у детей сформируются представления о национальном характере, о традициях, об исторически сложившимся образе жизни народов многонационального Донского края.
Продукт проектной деятельности: «Книга сказок народов Дона», создание 2-3 мультфильмов по народным сказкам (на выбор детей).
Этапы проекта:
I этап - подготовительный.
II этап - организация деятельности в рамках проекта.
III этап - завершающий.
Сроки исполнения | Содержание работы | Участники |
Первый этап (подготовительный) | ||
Октябрь - Ноябрь 2021г. | Подбор литературы. Подбор наглядных и дидактических материалов. Подготовка презентаций по теме. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей. Подбор статей, консультаций, рекомендаций для родителей. | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Второй этап (организация деятельности в рамках проекта) | ||
Декабря 2021 г. | Беседа «Народы Дона» (+презентация). Беседа «Чему нас учат сказки?» Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Презентация «Путешествие в мир анимации и мультипликации» + практическая работа. | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Декабря 2021 г. | Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Хаврошечка», «Василиса Прекрасная», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению» и т.д. по выбору детей. | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Декабря 2021 г. | Дидактические игры: «Собери слово», «Сказки-загадки». Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Салки», «Удочка», «Горелки». Театрализованная деятельность (инсценировка сказки): «Гуси-лебеди». Прослушивание русских народных композиций из сборника «Трень-брень-гусельки». Рисование по мотивам русских народных промыслов. Осмысленный просмотр мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Муж и жена», а также мультфильма по выбору детей. Рисование по мотивам русских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»). | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Январь 2022 г. | Чтение и обсуждение армянских народных сказок: «Бойкая невестка», «Бесхвостая лиса», «Два брата», «Золотое яблоко», «Собака и волк» и т.д. по выбору детей. Прослушивание армянских народных композиций. Рисование по мотивам армянских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»). Консультация для родителей «Что такое осмысленный просмотр?» | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Январь 2022 г. | Чтение и обсуждение украинских народных сказок: «Два товарища», «Как соловей учил человека уму разуму», «Козёл и баран», «Как дед ходил в школу», «Кошелёчек» и т.д. по выбору детей. Прослушивание украинских народных композиций. Рисование по мотивам украинских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»). Рассматривание иллюстраций к сказкам народов Украины, Белоруссии. Рассматривание национальных костюмов народов Украины, Белоруссии. | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Январь 2022 г. | Чтение и обсуждение белорусских народных сказок: «Волшебная дудка», «Жадный богатей», «Как Иван чертей перехитрил», «Разумная дочь», «Неучтивый сын» и т.д. по выбору детей. Прослушивание белорусских народных композиций. Рисование по мотивам белорусских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»). Дидактические игры: «Сказки-загадки», «Сравни национальные костюмы». Подвижные игры: «Колдун» и «Перепёлочка» (украинская), «Ёжик и мыши» и «Охотники и утки» (белорусская). Просмотр презентации (дети+родители) «Путешествие по Белоруссии и Украине». | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Январь 2022 г. | Чтение и обсуждение еврейских народных сказок: «Бедная вдова и клад», «Портные и великан», «Сказка двух грошах», «Терпение - золото», «Чудесное спасение» и т.д. по выбору детей. Прослушивание еврейских народных композиций. Рисование по мотивам еврейских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»). Осмысленный просмотр (дети+родители). еврейской сказки «Представьте себе» (сборник «Гора самоцветов»). | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Февраль 2022 г. | Чтение и обсуждение грузинских народных сказок: «Жадный купец и бедняк», «Как волк душу спасал», «Лев и заяц», Три лентяя», «Сварливые старухи и разумная девочка» и т.д. по выбору детей. Прослушивание грузинских народных композиций. Рисование по мотивам грузинских народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»). | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Февраль 2022 г. | Беседа «Кто такие казаки?» (+презентация). Беседа «Традиции и обычаи Донских казаков»(+презентация). Казачьи забавы: «Казаки», «Заря», «Ловишка в кругу», «Пятнашки». Чтение и обсуждение казачьих сказок: «Как сотник замуж дочь выдавал», «Казак и птицы», «Казаки и разбойники», «Бочонок и бочка» и т.д. по выбору детей. Прослушивание казачьих народных композиций. Рисование по мотивам казачьих народных сказок (создание иллюстраций к «Книге сказок народов Дона»). Осмысленный просмотр (дети+родители). казачьей сказки «Про Степана кузнеца» (сборник «Гора самоцветов»). | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Третий этап (завершающий). | ||
Февраль 2022 г. | Сбор иллюстраций по сказкам народов Дона. Оформление и печать книги. Деление группы на две - три подгрупп в соответствии с количеством выбранных сказок. Выбор каждой группой анимационной техники для работы в Сиреневой мультстудии. Подбор материала для домашнего чтения (дети+родители). | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Март 2022 г. | Раскадровка будущих мультфильмов. Работа над персонажами. Создание фонов и декораций. Чтение сказок народов Дона (дети+родители). | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Апрель 2022 г. | Съёмочный процесс. Монтаж. Озвучивание мультфильмов. (Работа ведётся по группам). | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
Май 2022 г. | Съёмочный процесс. Монтаж. Озвучивание мультфильмов. (Работа ведётся по группам). Презентация созданной книги и мини-сборника мультфильмов родителям, пед. коллективу, детям других групп. | Дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед. |
На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей. Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогами в этом направлении.
Второй и третий, практические этапы, охватывает непосредственную деятельность педагогов и детей, а также работу с родителями. Начинали мы с чтения и обсуждения сказок народов Донского края, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей.
Предполагаемый конечный результат:
- Сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители примут непосредственное участие в работе группы.
- Возрождение традиции семейного чтения разных видов сказок.
- Создание совместной творческой работы по прочитанным произведениям -«Книга сказок народов Дона».
Трансляция проекта:
- Презентация проекта на педагогическом совете внутри детского сада.
- Обмен опытом среди воспитателей групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в старшей группе "В гостях у Дона Кактуса"
ЗАнятие по ознакомлению с комнатными растениями в старшей группе...
Яблочный спас на Дону
Сценарий православного праздника праздника для детей старшей группы ДОУ ,в честь 75-ти летнего юбилея Ростовской области.В празднике принимали участие родители воспитанников, казаки Общест...
Сценарий народного праздника «Покровская ярмарка на Дону»
Сценарий народного праздника «Покровская ярмарка на Дону» для детей разновозрастной группы (от3-10 лет).Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре.Задачи:Поддерживать интер...
Сказки Дона
Метод проекта "Сказки Дона"...
Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год
quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону»
Тема: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрир...
отчет о работе проекта по казачеству: "На Дону, на Доне."
Мы живем на Донской земле. И нам не безразлично будущее наших детей. Мы решили взять проект по казачеству: знакомить детей с историей нашего края, традициями донского народа и т.д. К реализации ...