Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
презентация
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира Исследовательская деятельность помогает решать следующие задачи: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы исследовательской деятельности: I ЭТАП Характеризуется проявлением любопытства, развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Познание ребенком окружающего мира осуществляется через органы чувств и процессы чувственного отражения - ощущения и восприятия. Ведущим органом обследования является рука, глаза следуют за ней, а слово лишь обозначает действие или его результат. Мышление 3-летнего ребенка преимущественно наглядно-действенное. Отличительной особенностью восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности - возрастной пик "почемучек". Ребенок переходит на новый уровень общения со взрослым - познавательный, у него возникает ненасыщаемая потребность познать окружающий мир. Ведущими остаются процессы чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным у ребенка достаточно ярко представлено и образное мышление. Ребенок уже способен к элементарному анализу, систематизации и классификации. Он рассуждает, высказывает простые суждения и умозаключения. Характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности, используя разные (приобретённые) способы действий. У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени. II ЭТАП III ЭТАП
Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов: Принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов. Принцип деятельности - новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» их детьми. Принцип вариативности - формируется умение осуществлять собственный выбор. Принцип творчества - ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Формы работы детьми Групповая. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов: доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования), структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов), непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения). Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например). Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
эвристические беседы; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты(экспериментирование) с предметами и их свойствами; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; проектная деятельность; трудовые поручения, действия. Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
Содержание познавательно- исследовательской деятельности Опыты (экспериментирование). Состояние и превращение веществ. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений. Путешествие по карте(пространственные отношения) Природные ландшафты и их обитатели. Рельефы местности. Части света. Стороны света. Коллекционирование(классификационная работа) Виды растений. Виды животных. Виды минералов. Путешествие по «реке времени» (временные отношения). Прошлое и настоящее человечества. История жилища и благоустройства.
Структура исследовательской деятельности Постановка цели Целеполагание (что нужно сделать) Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получилось) Проверка гипотез Анализ полученного результата Формулирование выводов
Критерии сформированности исследовательской деятельности у детей Самостоятельность Полнота и логичность ответов Правильность выводов
Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо: Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?» Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы. Создавайте ситуацию успешности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-86876-1422107929.jpg)
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Познавательно-исследовательская деятельностьЗарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование.К старшему дошкольному возрасту...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/28/picture-461275-1403948634.jpg)
Семинар по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».
В этом семинаре содержится материал по экспериментальной деятельности дошкольника. Это теория. В нем собраны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности. Кратко затронут метод проектной деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/21/picture-674386-1682107428.jpg)
«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/09/picture-805120-1470725131.jpg)
Познавательно -исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-750370-1454688885.jpg)
Презентация "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника"
В презентации описанны этапы, отправные моменты, показатели сформированности и значение познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ....
Презентация по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО» (из опыта работы).
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально раз...