Семинар по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
В этом семинаре содержится материал по экспериментальной деятельности дошкольника. Это теория. В нем собраны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности. Кратко затронут метод проектной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев
Опираясь на требования к содержанию образования (Закон «Об образовании», ст. 14), педагоги детского сада должны переориентировать образовательный процесс на « обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Поэтому на современном этапе большое внимание должно уделяться поисково-исследовательской деятельности.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они устанавливают причинно-следственные связи. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение.… Для накопления определенных знаний и применения их в практической деятельности с детьми необходимо как можно больше наблюдать. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления детей к самостоятельному изучению окружающего.
Исследовательское поведение для дошкольников – главный источник для получения представлений о мире.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.
Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.
При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги и т. д.
При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящими растениям вред.
Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.
Опыт проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно– следственных связей.
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.
В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.
Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
- специально-организованное обучение в форме НОД;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей
- Существуют следующие формы работы:
- НОД;
- Плановые эксперименты;
- Дидактические игры;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после несложного наблюдения сам устанавливает истину. Например, такие опыты: «Что сыплется легче песок или глина?», «Что растворяется в воде?», «Тонет – плавает», « Цветные льдинки» и другие.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
- Осознание того, что хочешь узнать;
- Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
- Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
- фиксирование результатов, анализ полученных данных;
- Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.
С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы. В своей работе мы используем серию книг Марины Султановой: «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с природными материалами», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с водой». Используем наглядное пособие «Беседы по картинкам. Уроки экологии». Мы приобрели и применяем в игровой деятельности такие развивающие игры: «Что происходит в природе?» - причинно-следственные связи, «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода» - экологические цепочки, «Ветки и детки».
Образовательно – воспитательные задачи поисково – экспериментальной деятельности дошкольников 4-5 лет:
- Обеспечивать познание детьми законов природы.
- Способствовать умственному и интеллектуальному развитию детей посредством организации опытно-исследовательской и экспериментальной деятельности.
- Обеспечить каждому ребенку возможность реализации его природного стремления к познанию и пониманию окружающей действительности.
- Учить детей делать причинно-следственные выводы на основе наблюдаемых действий и процессов.
- Обучать использованию в речи доступной научной терминологии.
- Углублять представления детей о сенсорных эталонах, учить на их основе описывать предмет (вес, размер, качество и свойства).
- Знакомить детей с различными исследовательскими методами.
- Развивать заинтересованность, любознательность, внимание, активность в процессе наблюдений, опытов и экспериментов и умение предвидеть полученный результат.
- Воспитывать аккуратность и бережное отношение к окружающей действительности, дружелюбие, взаимную поддержку.
Цель эксперимента – способствовать развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Образовательно – воспитательные задачи поисково – экспериментальной деятельности дошкольников 6-7 лет:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
- Развивать представление детей об основных физических явлениях. Развивать представления о некоторых факторах среды: свет, температура воздуха и ее изменчивость; переход воды в различные состояния- жидкое, твердое, газообразное, их отличие друг от друга; давление и сила воздуха.
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песка и глины.
- Расширять представление детей об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода) для удовлетворения своих потребностей.
- Развитие познавательного интереса детей, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр – экспериментов ( увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, бинокль).
- Формировать умения самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение.
Задачи экспериментальной деятельности:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: развитие представлений о химических свойствах веществ; об основных физических свойствах и явлениях; развитие элементарных математических представлений.
- Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр – экспериментов.
- Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, элементарного самоконтроля.
Методы, используемые для наблюдения за объектами природы:
- Определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит.
- Разнообразные проявления живых существ: способы функционирования, для животных – разные формы поведения; для объектов - их состояния: сыпучесть, текучесть, воздушность, плавучесть.
- Определение свойств и характеристик объектов и их частей: цвета, размера, формы, особенностей поверхности.
- Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Для безопасной деятельности при использовании различных материалов нами были разработаны правила работы:
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри, потом повтори.
- Убирай все на место.
- Работа проводится под наблюдением взрослых.
- Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- Не трогать грязными руками глаза.
- Не брать руки в рот.
Для развития познавательной активности ребят и поддержания у них интереса к исследовательской деятельности в нашей группе был создан уголок экспериментирования.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
- Место для постоянной выставки, где размещаются различные коллекции (раковины, камни, кристаллы, перья, природные материалы).
- Место для приборов, для хранения природного и «бросового» материалов.
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, на которых осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности.
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности.
Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в практические полезные дела. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Работа над проектом проходит несколько этапов:
- Постановка цели.
- Поиск формы реализации проекта.
- Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
- Определение направлений поисковой и практической деятельности.
- Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.
- Работа над частями проекта, коррекция.
- Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога),
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом),
- формирование способности целенаправленно исследовать объект.
- Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности,
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно,
- формирование умения применять данные методы для решения поставленной задачи,
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, вести беседу в процессе совместной исследовательской деятельности,
- воспитание способности выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
В нашей группе «Мотылек» мы вместе с детьми реализовали проект
« Зеленый лук, посмотри – вырастили малыши»
Цель: Сравнить результаты посадки лука в воду и в землю. Показать, что растение растет в разных условиях по-разному. Для роста необходимо создать условия. Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.
Итог: выставка работ – «Зеленый лучок».
Проект «Воздух – невидимка»
Цель: Дать понятие о том, что нас окружает воздух. Он невидимый, легкий, мы им дышим, ему можно придать направление.
Итог: создание папки раскладушки «Воздух – невидимка».
Проект «Осенние листочки»
Цель: Формирование представлений детей о том, что листья бывают разнообразной формы, цвета и фактуры. Фенологические наблюдения за временами года.
Итог: Осеннее развлечение и сбор гербария.
Для родителей нами была собрана «Библиотека для родителей»:
Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы».
Ф. Ола, Ж.-П. Дюпре «Занимательные эксперименты и опыты».
Е. Волкова, С. Микерин « Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, весом…».
На родительском собрании провели опыт с мамами «Цветок желаний» - опыт с водой и бумагой. Мамы загадывали желание, опускали бумажный цветок в воду и он раскрывался.
Были предложены родителям памятки «Экспериментирование с водой», «Эксперименты с воздухом», «Простые эксперименты дома»;
Консультация: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников».
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она также отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Используемая литература:
- Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск /2 Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
- Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск /1 Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
- ВОСПИТАТЕЛЬ Дошкольного Образовательного Учреждения. Практический журнал № 7 / 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Познавательно-исследовательская деятельностьЗарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование.К старшему дошкольному возрасту...
«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...
Система работы в смешанной дошкольной группе по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельност...
Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»...
Доклад на тему: "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в ДОУ"
МКДОУ «Новохопёрский детский сад общеразвивающего вида "Ласточка"Доклад на тему:«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в ДОУ...
Консультация для педагогов По теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»
Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные ...