«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
презентация к уроку по теме
Познавательно-исследовательская деятельностьЗарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_ztap.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Познавательно-исследовательская деятельность Зарождается в раннем детстве , поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую»
Цель моей работы – развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: 1. Углублять представления о живой и неживой природе. 2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. 3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
Ведущие методы руководства познавательно–исследовательской деятельностью дошкольников : – вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы ; – схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения ); – содержание или природную закономерность ; – метод, стимулирующий детей к коммуникации ; – метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий
Показатели сформированности исследовательской деятельности (А.И. Савенков ): – умение видеть проблему; – умение формулировать и задавать вопросы; – умение выдвигать гипотезы; – умение делать выводы и умозаключения; – умение доказывать и защищать свои идеи; – умение самостоятельно действовать на этапах исследования. Критерии сформированности исследовательской деятельности: – самостоятельность; – полнота и логичность ответа; – правильность выводов и формулировок.
Критерии сформированности исследовательской деятельности: -Самостоятельность; -Полнота и логичность опыта; -Правильность выводов и формулировок.
Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу? - вчера нужен был исполнитель, -сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией
Этапы детского исследования: Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Выдвижение гипотезы; Поиск и предложение возможных вариантов решения; Обобщение полученных данных.
В нашем детском саду открыта лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу: - работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам; -использовать интересы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей; -не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»).
Для положительной мотивации деятельности дошкольника используются различные стимулы: - внешние стимулы (новизна, необычность объекта); -тайна, сюрприз; -мотив помощи; -познавательный мотив; -ситуация выбора.
Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – профессором Знайкиным , с оборудованием и правилами поведения. Профессор показывает забавные опыты. Кроме профессора Знайкина к детям в «лабораторию» заходят Незнайка, Капелька, «приплывает» золотая рыбка и другие известные персонажи.
Взаимодействие с семьей: ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность. •Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе . Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. •Оформление наглядной информации в родительском уголке – Консультация на тему : «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» – Рекомендации : «Проведите с детьми дома» В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. •Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей. Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников
Благодаря проведению экспериментов , занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование, развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Я стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию. Стремлюсь дать не максимум информации, а научить ориентироваться в ее потоке. Китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Становится очевидны, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок, слышит, видит и делает сам.
Динамика роста дошкольников в экспериментальной деятельности по методике Л.Н. Прохоровой.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...
Методические рекомендации: воспитание нравственности в общении с природой как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательном процессе ДОУ.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, его окружающей. Воспитатель в группе является носителем экологической ...
«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»
Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, - формирование познавательных интересов и по...
«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир с...
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуа...
Статья "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ.
В статье рассматривается «Методика проведения исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических ...