«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_kon.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательно – исследовательская деятельность
как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
Перед началом мне хотелось бы процитировать высказывание выдающегося педагога новатора В.А. Сухомлинского.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребёнка.
Первый этап характеризуется проявлением любопытства.
Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности.
Третий этап в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
Четвёртый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретённые) способы действий.
Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.
В нашем детском саду созданы исследовательские мини лаборатория, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей старшего возраста. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа;
- неживая природа;
- физические явления;
- рукотворный мир.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в нашей лаборатории в работе с детьми мы стараемся:
• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);
• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
В процессе нашей работы реализуются следующие задачи:
• научить видеть проблему; выдвигать гипотезы; задавать вопросы;
• развивать у детей исследовательские умения и навыки (наблюдать, проводить эксперименты и опыты); умение самостоятельно обнаруживать законы природы; развивать умение делиться своими наблюдениями, выводами;
• формировать познавательную сферу личности ребёнка; нравственную сферу; социальную сферу;
• развивать речь;
• обогащать память ребёнка;
• активизировать мыслительные процессы.
Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. В связи с этим предпочтение отдаём групповым и подгрупповым формам работы.
Системная работа по данному направлению позволяет:
• развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;
• развивать детскую любознательность, пытливость ума;
• достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.
Нужно отметить, что дети, показывают высокие результаты в исследовательской деятельности.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Так же охотно принимают участие в конкурсах.
В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями, одной из которых является анкетирование.
Так, например анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» проводится ежегодно с новой группой родителей, с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного интереса.
По результатам анкетирования будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствуют ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков.
Так же, мы стараемся:
• привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях);
• привлекать родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке, проводим консультирование по темам факультатива, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и пр.
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:
• совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии);
• совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»:
- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»
Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, - формирование познавательных интересов и по...
«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир с...
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуа...
Статья "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ.
В статье рассматривается «Методика проведения исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических ...
Статья ««Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС»
Данная статья составлена с целью повышения компетентности педагогов в ДОУ в вопросах развития познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в условиях внедрения ФГОС. Она раскрывает на...
Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»...