Доклад «Здоровьесбергающее пространство ДОУ»
учебно-методический материал

Белохонь Инесса Геннадьевна

Доклад в  рамках педагогического совета «Оптимизация процессов здоровьесбережения и здоровьясохранения дошкольников и педагогов в детском саду и семье»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_pedsovet.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 Невского района г. Санкт-Петербурга

Доклад

«Здоровьесбергающее пространство ДОУ»

в рамках педагогического совета

«Оптимизация процессов здоровьесбережения и здоровьясохранения дошкольников и педагогов в детском саду и семье»

Санкт-Петербург, 2021 г.

Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках заявленной темы Педсовета позвольте представить Вашему вниманию здоровьесберегающее пространство нашего ДОУ. Но прежде, чем рассмотреть наш опыт, и наши эффективные формы оптимизации процесса здоровьясбережения и сохранения, обратимся к актуальности вопроса здоровьясбережения.

В современном мире мы имеем тенденцию к ухудшению здоровья.  Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Поэтому, ФГОС ДО ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно — образовательном процессе ДОУ, то есть создание здоровьесберегающего педагогического процесса в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии -  это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

•        формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

•        организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий.

Рассмотрим каждый вид технологи и  практический опыт использования той или иной технологий в создании здоровьесберегающего пространства в нашем ДОУ.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Задачи медико-профилактической деятельности:

— организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

— организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

— организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

— организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

— организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медработник дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе лист здоровья, который помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей. 

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

•        Утренняя и бодрящая гимнастика

•        Подвижные и спортивные игры

•        Организация прогулок с учетом норм СанПина и ФГОС

•        Физминутки

•        Артикуляционная гимнастика

•        Самомассаж

•        Гимнастика для глаз;

•        Пальчиковая гимнастика;

•        Дыхательная гимнастика;

•        Релаксация

•        Дополнительные занятия «Фитнес-Аэробика»

•        Платные образовательные услуги «Гномики»

•        Закаливание;

•        Спортивные досуги, праздники и развлечения.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

-        приобщение детей к физической культуре

-        использование развивающих форм оздоровительной работы.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч и коррекционно-развивающих занятий с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ, используя отдельные формы и методы данных технологий. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

  • Игротерапия
  • Песочная терапия (Дополнительная платная образовательная услуга «Магия песка»)
  • Технологии музыкального воздействия (Музыкальное занятие, элементы, методы и приемы как часть образовательного процесса);
  • Сказкотерапия

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

•        Консультации для педагогических работников «Профилактика простудных заболеваний в осенний и зимний периоды», «Профессиональное выгорание», «Организация профилактической, оздоровительной и образовательной деятельности с детьми летом», «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка», «Проведение оздоровительных мероприятий»;

•        Семинары для педагогов «Психологическая готовность детей к обучению в школе»;

•        Тематический педсовет «Оптимизация процессов здоровьясбережения и здоровьясохранения дошкольников и педагогов в детском саду и семье»;

•        Мастер-класс «Необходимость использования артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик», «Музыкально-игровая гимнастика»;

•        Рабочие совещания по анализу заболеваемости.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Очень важная роль по внедрении здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении отводится семье. В данном направлении работы с роделями мы используем технологии валеологического просвещения родителей. Валеологическое просвещение родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.

Система работы с родителями строится на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества. В условиях эпидемиологической обстановки, нам доступна только информационно-просветительская форма работы, которая выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам

охраны и укрепления здоровья детей

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Реализация здоровьесберегающих технологий педагогами ДОУ

Весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать укреплению здоровья и позволять обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, формировать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.

С целью совершенствования, оптимизации двигательного режима и повышения двигательной активности разработан план физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня для детей в детском саду, который включает разнообразные формы двигательной активности. План физкультурно-оздоровительной работы представлен в Годовом планировании, а также в рабочих программах воспитателей групп.

Оздоровительная работа воспитателями усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Необходимым   условием для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей является создание развивающей среды. В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в помещении оборудован физкультурный зал. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. Также в каждой группе оборудован «Физкультурно-оздоровительный центр».

Помимо всего этого, оборудование, установленное на групповых игровых площадках в ДОУ также способствуют повышению их двигательной активности, разнообразной самостоятельной деятельности на открытом воздухе.

Все вышесказанное образует неразрывную систему здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, залог успешной и достойной жизни в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства...

Применение здоровьесбергащие технологии

применение здоровьесберегающие технологии...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...

Здоровьесбергающие технологии в доу

Песочная терапия: здоровьесберегающие технологии для дошкольников...

Консультация для родителей по здоровьесбергающим технологиям

Консультация для родиптелей на тему: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ  в соотоветствии с ФГООС ДО"...

Здоровьесбергающие технологии

Здоровьесбергающие технологии...