Применение здоровьесбергащие технологии
учебно-методический материал на тему
применение здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА». Интенсивное развитие современного общество в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Валеологические песенки - распевки. Доброе утро! Доброе утро! (поворачиваются друг к другу) Будет веселее. (хлопают в ладоши) Дыхательная гимнастика. Ø положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; Ø способствуют восстановлению центральной нервной системы; Ø улучшает дренажную функцию бронхов; Ø восстанавливает нарушенное носовое дыхание; Ø исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Например: "Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха) И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании. "Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов). И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу. "Собачка" (закаливание зева) И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка). Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Ø Укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Ø Тренировка силы вдоха и выдоха. Ø Развитие продолжительности выдоха.
Артикуляционная гимнастика "Жаба Квака" (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки) Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Оздоровительные и фонопедические упражнения. Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например: "Динозаврик" Четыре динозаврика, ура, ура, ура! Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!" тоже проводится на музыкальных занятиях. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например: Игровой массаж 1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли" 2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок" 3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим" 4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись" 5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть" 6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть" 7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть" Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день. Пальчиковые игры. "Кошка" Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
Речевые игры. Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например: "Дождь" Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям) Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыка для встречи детей и их свободной деятельности Классика: И.С.Бах. "Прелюдия до мажор". И.С.Бах. "Шутка". И.Брамс. "Вальс". А.Вивальди "Времена года" Й.Гайдн. "Серенада" Д.Кабалевский "Клоуны" Д.Кабалевский "Петя и волк" В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада" В.А.Моцарт "Турецкое рондо" И.Штраус "Полька "Трик-трак" Детские песни: "Антошка" В.Шаинский "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин "Будьте добры" А.Санин "Веселые путешественники" М.Старокадомский "Все мы делим пополам" В.Шаинский "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин "Если добрый ты" Б.Савельев "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко "Настоящий друг" Б.Савельев "Песенка о волшебниках" Г.Гладков Музыка для пробуждения после дневного сна Л.Боккерини "Менуэт" Э.Григ "Утро" А.Дворжак "Славянский танец" Лютневая музыка XVII века Ф.Лист "Утешения" Ф.Мендельсон "Песня без слов" В.Моцарт "Сонаты" М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов" М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке" К.Сен-Санс "Аквариум" Музыка для релаксации И.С.Бах "Ария из сюиты №3" Л.Бетховен "Лунная соната" К.Глюк "Мелодия" Э.Григ "Песня Сольвейг" К.Дебюсси "Лунный свет" Колыбельные Н.Римский-Корсаков "Море" Г.Свиридов "Романс" К.Сен-Санс "Лебедь" Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются: Ø повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка; Ø повышение уровня речевого развития; Ø снижение уровня заболеваемости; Ø стабильность физической и умственной работоспособности.
Литература. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, ТЦ "Сфера", 2208.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».
Кейс технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».Описание материала: предлагаю вам ко...
Здоровьесбергающие технологии в доу
Песочная терапия: здоровьесберегающие технологии для дошкольников...
Консультация для родителей по здоровьесбергающим технологиям
Консультация для родиптелей на тему: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соотоветствии с ФГООС ДО"...
Здоровьесбергающие технологии
Здоровьесбергающие технологии...
Конспект ОД по обучению грамоте с применением инновационных технологий к педсовету «Интеграция детских видов деятельности по развитию речи в ОД с применением современных технологий»
Обучение грамоте с инновационными технологиями...