Доклад "Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство заботы о здоровье детей
статья по теме
Выступление на форуме "Детские салы - детям"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1vystuplenie_okonchatelnyy_variant.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступающий – Пилюгина Лилия Алексеевна
старший воспитатель
МДОУ д/с №3 «Ивушка»
Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство заботы о здоровье детей
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития всего лишь 12-13% детей поступают в детские сады абсолютно здоровыми.
Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима.
Хочу поделиться некоторыми радостными событиями, которые произошли в детских садах нашего города в плане укрепления и сохранения здоровья детей.
В течение 4-х лет действовала целевая программа «Здоровый дошкольник», которая позволила пополнить дошкольные учреждения некоторым медицинским, спортивным, технологическим оборудованием и нестандартными пособиями, что способствовало более широкому внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.
В 2007 году в детском саду №4 «Сказка» был внедрен авторский проект оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста «Крепыш». В этом же году детский сад №4 «Сказка» стал обладателем Гранта в конкурсе проектов социальной инициативы Брянщины в номинации «Здоровье и отдых». В 2009 года в рамках реализации проекта «Крепыш» в детском саду был оборудован и начал свою работу массажный кабинет с тренажерным блоком. Результатом проводимой работы стало улучшение у детей осанки, голеностопных суставов, снизилось количество простудных заболеваний по сравнению с 2008-2010 годами.
Проводимая работа стала реальной благодаря энтузиазму сотрудников, а так же финансовой поддержке родителей детей, посещающих детский сад. Для большей эффективности закаливающих и оздоровительных процедур хотелось бы приобрести аппарат для кислородных коктейлей.
В 2008 году по инициативе Департамента общего и профессионального образования Брянской области детский сад №3 «Ивушка» стал базовой площадкой БИПКРО по внедрению научно- методической разработки «Здоровячок», разработчиками которой являются Е.М.Бохорский и Л.С.Кротова.
В рамках этой программы из областного бюджета были выделены денежные средства на оснащение и обновление материально-технической базы, обучение педколлектива и родителей, издание методической литературы.
Детским садом было приобретено физкультурное оборудование, тренажёры, дидактические игры и пособия, научно-методическая литература.
Нами была разработана и реализовывалась система физкультурно-оздоровительной работы.
Для определения положительной или отрицательной динамики экспресс-диагностика проводилась 2 раза в год (в сентябре и мае)
В комплексной диагностике культуры здоровья детей выявлялось отношение детей к здоровому образу жизни, знание строение человеческого тела, правила культурно-гигиенических навыков.
Очень интересные ответы можно было услышать от детей. Например, на вопрос: «Знаешь ли ты, что находится у тебя в животике?», дети отвечали: «Да: чипсы, жвачки и кола». На вопросы о строении человеческого тела дети говорили, что туловище для того, чтобы руки и ноги не отвалились, а шея, чтобы голова на пол не падала.
Модель системы Ф.О. работы выглядит так:
Все занятия условно разделены на следующие разделы:
- Уроки Мойдодыра;
- Человеку о человеке;
- Закаляйся, если хочешь быть здоров;
- Для здоровья много ль надо;
- Человек и природа;
- Мы все-такие разные;
- Предупреждаем травматизм, оказываем помощь.
Русская пословица: « В здоровом теле- здоровый дух»,а дух-это душа. И основное условие охраны психологического здоровья детей - укрепление их нервной системы через создание спокойной, доброжелательной обстановки в детском саду и дома, удовлетворение их эмоциональных потребностей, осуществление поддержки.
Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального контакта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психологическое и социальное развитие, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.
Одна из главных задач по охране психологического здоровья детей – научить ребенка самостоятельно снимать повышенное эмоциональное напряжение, т.е. научить расслабляться.
Одной из особенностей в «Здоровячке» - это тесный контакт в работе с родителями. Для ознакомления и обучения родителей неоднократно приезжали её создатели: Е.М Бохорский и Л. С. Кротова. На мероприятиях, которые проходили в форме семинара-практикума, они рассказывали родителям о необходимости ведения здорового образа жизни(и взрослыми тоже!), создании спокойного, доброжелательного психологического климата в семье, о влиянии закаливающих мероприятий для укрепления здоровья. А самое главное, что родители должны понимать своих детей, принимать их такими, какие они есть. Никогда не сравнивать их с другими детьми. Ведь каждый ребёнок по своей природе уникален и индивидуален. Родители были очень заинтересованы, задавали интересующие их вопросы и из этой встречи (по итогам анкетирования)почерпнули для себя много познавательного.
Между воспитателем и родителями велись тетради взаимосвязи, в которых воспитатель в виде интересных вопросов просил рассказать о своём ребенке, рассказывал о том, как прошла текущая неделя. В начале родители к этому относились настороженно, с неохотой, но потом они заинтересовались, а уже к концу года сами просили тетради.
Анализ сравнительных результатов первичной и повторной экспресс-оценки позволяет говорить о тенденциях улучшения состояния физического и психического состояния детей. Процент заболеваний снизился на 4,5%. Дети очень много узнали о своем теле, появились начатки осознанного отношения к ЗОЖ, воспитатели наблюдали за проявлениями здоровосберегающей компетентности в повседневной жизни, при необходимости корректировали её. Большое внимание уделялось нравственному аспекту: отношение к себе, другим людям.
Впервые в практике детского сада вводились элементы православного воспитания (в ненавязчивой форме ребятам рассказывалось о христианских праздниках, методистом была подготовлена презентация «Евангельские сюжеты в живописи для малышей», в праздник Пасхи проводился конкурс на самое красивое яйцо)
Авторы разработки остались удовлетворены результатами работы, которую коллектив нашего детского сада продолжает и в настоящее время.
Наряду с положительными результатами, у нас существуют проблемы, которые невозможно решить, основываясь только на энтузиазме педагогических работников.
- Недостаток молодых квалифицированных специалистов в связи и низкой заработной платой.
- Превышение нормативной наполняемости в группах вследствие нехватки мест в дошкольных учреждениях.
В течение последних лет в городе было введено в строй дополнительно шесть дошкольных групп на сто двадцать мест, причем три из них- в 2010 году на базе средней общеобразовательной школы №4. Затраты на группы при школе сравнительно небольшие: 2,8 млн.рублей из областного бюджета и 4 млн. рублей из местного. Тем не менее, очередь в детские сады составляет порядка 250 человек, что для нашего небольшого города является значительной.
В соответствии с областной программой открытия дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях планируется из областного бюджета выделить средства на открытие еще одной дошкольной группы на базе средней общеобразовательной школы №4 в 2012 году и на строительство нового детского сада в 2015 году.
В этой связи хочу выразить просьбу родительской общественности о переносе сроков проведения данных мероприятий на более ранние сроки, чтобы открыть дополнительную группу в текущем году, тем более, что проектно-сметная документация уже подготовлена, а строительство нового детского сада провести в 2012-2013 годах.
3. Выполнение приоритетного направления – здоровьесберегающих технологий требует расширения штатного расписания за счет привлечения квалифицированных медицинских работников, капитальных ремонтов пищеблоков ДОУ, функционирующих более 30 лет и приобретение современного технологического оборудования, т.к. ремонт старого имеющегося оборудования требует постоянных финансовых затрат.
4. В старых дошкольных учреждениях изношен линолеум, который к тому же не соответствует требованиям Пожнадзора и Роспотребнадзора. Систематические штрафы из-за этого только ухудшают финансовое положение дошкольных учреждений, а саму проблему не решают.
5. Одной из проблем являются частые проверки всевозможных контролирующих органов, что мешает нормальному функционированию детского сада и проведению системной воспитательно-образовательной работы, так как отнимает много времени, здоровья. На наш взгляд, оценкой качества образования должно быть не количество проверок и документов, а отзывы родителей, учителей начальных классов и общественности, счастливые лучистые глаза детей, от того, что воспитатель всегда рядом, убежденность наших воспитанников, что детский сад – это дом, где его понимают, любят и ждут.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей
Реализация важнейших положений концепций, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в современных до...
Семинар-практикум: «Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей».
Семинар направлен на повышение психолого-педагогической компетентности в области создания психологического климата в ДОУ....
Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
В краткой презентации "Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО" представлена характеристика основно...
Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».
Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство заботы о здоровье детей
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребён...
Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей
Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскр...