Выступление «Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию дошкольников»
материал
Выступление из опыта работы на зональном семинаре-практикуме «Активизация речевой деятельности дошкольников через инновационные технологии»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников».
Вопросы развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации представлены в работах Б.С. Гершунского, О.Е. Докучаевой, Л.И. Звавич, Т.Г. Калугиной, В.А. Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш.Матроса, Л.И. Маркушевой, А.М. Моисеева, И.В. Павловой, М.М. Поташника, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова и др.
«Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности. Умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию». (Е.С.Рапацевич « Педагогика. Большая современная энциклопедия»)
В течение учебного года проводился мониторинг методической работы. Проводился мониторинг профессиональной деятельности педагогов. Использовались следующие методы: анкетирование педагогов для выявления самооценки, анализ планирования, организации деятельности, выявление затруднений педагогов. Самооценка педагогов в ориентации и умений в вопросах организации работы по детским видам деятельности высокая. Ниже балл в двигательной деятельности и деятельности общения, что подтверждает неуверенность педагогов по данным видах деятельности.
Мониторинг образовательной деятельности показал профессионализм и систему работы воспитателей по развитию воспитанников детских видах деятельности. Ниже балл в двигательной деятельности и речевой деятельности, что подтверждает необходимость продолжения работы по данным вопросам.
Важность речевого развития дошкольников подтверждается тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»
Качество методической работы, определяется единством профессиональных знаний и практических умений, которые должны быть сформированы у педагогов МАДОУ.
Методическая работа в МАДОУ должна охватывать всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов и родителей), создавая условия для повышения качества образования и осуществляться в разнообразных формах и методах работы.
Цель: создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников
Задачи:
- Создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности каждого педагога по вопросам речевого развития детей;
- Определить содержание методической работы с педагогами и родителями по данному направлению.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов по речевому развитию воспитанников: уверенность в своих силах, научную, методическую подготовленность и профессиональные умения и навыки.
Результативность методической работы оценивается по качеству работы воспитателя с детьми. Этому способствует активизация культурной речи педагогов, развитие их ситуативного творчества в практике работы с детьми, а также вовлечение родителей в процесс обеспечения непрерывного, гармонического развития детей.
Система работы методической службы включает в себя ряд последовательно осуществляемых шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей.
АНАЛИЗ. Его целью является изучение особенностей речевого развития детей по письменного согласию родителей, компетентности воспитателей и родителей в речевом развитии детей и в состав входит:
- Обследование особенностей речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой по письменному согласию родителей.
- Проведение анкетирования воспитателей и родителей.
- Организация мониторинга деятельности педагогов по речевому развитию детей.
- Мониторинг речи родителей общения и организации совместной деятельности.
В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и ставятся задачи работы
Педагоги в результате реализации первого этапа деятельности разделились на группы: начинающие; имеющие опыт работы; педагоги с достаточным опытом работы, у которых выработан стиль профессиональной деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Его целью является: Спланировать процесс решения задач в работе с педагогами и родителями и в состав входит:
- Планирование инновационной работы.
- Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа, программа развития, перспективные планы специалистов)
- Выбор направлений самообразования педагогов.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса методической работы с педагогами и родителями и в состав входит:
1. Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки литературы.
2. Практический этап: Семинары, тренинги, открытые и коллективные просмотры, работа творческой и инновационной групп, обобщение опыта педагогов по речевому развитию детей.
Работа с родителями:
● Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;
● папки – передвижки;
● изготовление тематических альбомов;
● анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;
● совместные досуговые мероприятия;
● открытые просмотры;
● анкетирование;
● групповые собрания;
● дни открытых дверей.
● Семейный клуб «Раз словечко, два словечко»
РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и образовательный процесс с воспитанниками. Осуществляется этот процесс в виде тематических проверок и мониторинга
КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии речи воспитанников, в организации развивающей предметно – пространственной образовательной среды, в компетентности педагогов. На данном этапе принимаются управленческие решения по данному вопросу на заседаниях педагогического совета или общего собрания работников.
Таким образом, задача развития речевой активности детей средствами инновационных технологий с учетом их индивидуальных особенностей решалась через различные формы методической работы с педагогическими кадрами: от информативных и обучающих до практических, на которых педагоги упражнялись в применении полученных знаний к разнообразным ситуациям взаимодействия с детьми.
Мониторинг этапов деятельности, обучающие семинары, обсуждение результатов работы на совещаниях при заведующей позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми, в применении современных развивающих технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами, специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.
Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем свидетельствуют результаты итогового анкетирования воспитателей и специалистов по речевому развитию детей (средний показатель качественных изменений возрос на 43 %).
Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической работы по повышению профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей является опыт некоторых воспитателей, представленный на районных методических объединениях по разным видам деятельности, связанным с речевым развитием детей. Творческие находки многих педагогов ДОУ опубликованы в печати (сборники районного, городского, регионального и российского уровня).
Методическая работа, направленная на решение задач речевого развития детей и повышения компетентности педагогов реализовывалась через разнообразные интерактивные формы. Основная часть педагогов имеют высокий профессиональный уровень, который позволяет эффективно решать намеченные цели воспитания и развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»
сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...
статья "Управленческое обеспечение системы повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам речевого развития дошкольинков
презентация по указанной теме представляет систему работы старшего воспитателя в условиях детского сада комбинированного вида по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам р...
«Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольника средствами ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющ...
Повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС ДО посредством внедрения инновационных технологий (техник) по речевому развитию дошкольников
Презентация - проект по повышению профессиональной компетентности педагогов...
«Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников»
Опыт работы о создании системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности восп...
Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)
С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»...