Выступление «Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию дошкольников»
материал

Выступление из опыта работы на  зональном семинаре-практикуме «Активизация речевой деятельности дошкольников через инновационные технологии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников».

             Вопросы развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации представлены в работах Б.С. Гершунского, О.Е. Докучаевой, Л.И. Звавич, Т.Г. Калугиной, В.А. Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш.Матроса, Л.И. Маркушевой, А.М. Моисеева, И.В. Павловой, М.М. Поташника, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова и др.

  «Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности. Умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию». (Е.С.Рапацевич « Педагогика. Большая современная энциклопедия»)

В течение учебного года проводился мониторинг методической работы. Проводился мониторинг профессиональной деятельности педагогов. Использовались следующие методы: анкетирование педагогов для выявления самооценки, анализ планирования, организации деятельности, выявление затруднений педагогов. Самооценка педагогов в  ориентации и умений  в вопросах организации работы  по детским видам деятельности  высокая. Ниже балл в двигательной деятельности и деятельности общения, что подтверждает неуверенность педагогов по данным видах деятельности.

             Мониторинг образовательной деятельности показал профессионализм и систему работы воспитателей  по развитию воспитанников детских видах деятельности. Ниже балл в двигательной деятельности и речевой деятельности, что подтверждает необходимость продолжения работы по данным вопросам.

Важность речевого развития дошкольников подтверждается тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»

        Качество методической работы, определяется единством профессиональных знаний и практических умений, которые должны быть сформированы у педагогов МАДОУ.

Методическая работа в МАДОУ должна охватывать всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов и родителей), создавая условия для повышения качества образования и осуществляться в разнообразных формах и методах работы.

 Цель: создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение  профессиональной  компетентности воспитателей по вопросам  речевого развития  дошкольников

Задачи:

  • Создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности каждого педагога по вопросам речевого развития детей;
  • Определить содержание методической работы с педагогами и родителями  по данному направлению.
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов по речевому развитию воспитанников:  уверенность в своих силах, научную, методическую подготовленность и профессиональные умения и навыки.

Результативность методической работы оценивается по качеству работы воспитателя с детьми. Этому способствует активизация культурной речи педагогов, развитие их ситуативного творчества в практике работы с детьми, а также вовлечение родителей в процесс обеспечения непрерывного, гармонического развития детей.

Система работы методической службы включает в себя ряд последовательно осуществляемых шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей.

АНАЛИЗ.  Его целью является изучение особенностей  речевого развития детей по письменного согласию родителей, компетентности воспитателей и родителей в речевом развитии детей и в состав входит:

  • Обследование особенностей речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой по письменному согласию родителей.

  • Проведение анкетирования воспитателей и родителей.

  • Организация мониторинга деятельности педагогов по речевому развитию детей.

  • Мониторинг речи родителей общения и организации совместной деятельности.

В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и ставятся задачи работы

 Педагоги в результате реализации первого этапа деятельности разделились на группы: начинающие; имеющие опыт работы; педагоги с достаточным опытом работы, у которых выработан  стиль профессиональной деятельности.

ПЛАНИРОВАНИЕ.  Его целью является: Спланировать процесс решения задач в работе с педагогами и родителями и в состав входит:

  • Планирование инновационной работы.

  • Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа, программа развития, перспективные  планы специалистов)

  • Выбор направлений самообразования педагогов.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса методической работы с педагогами и родителями и в состав входит:

1. Информационный этап:  Консультации, лекции, беседы, выставки литературы.

2. Практический  этап:  Семинары, тренинги,  открытые и коллективные просмотры, работа  творческой  и инновационной групп, обобщение опыта педагогов по речевому развитию детей.

    Работа с родителями:

● Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;

● папки – передвижки;

● изготовление тематических альбомов;

● анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;

● совместные  досуговые мероприятия;

● открытые просмотры;

● анкетирование;

● групповые собрания;

● дни открытых дверей.

● Семейный клуб «Раз словечко, два словечко»

РЕГУЛИРОВАНИЕ.  Цель его:  Скорректировать методическую работу и образовательный процесс с воспитанниками. Осуществляется этот процесс в виде тематических проверок и мониторинга

КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии речи воспитанников, в организации  развивающей предметно – пространственной образовательной среды, в компетентности педагогов. На данном этапе принимаются управленческие решения по данному вопросу на заседаниях педагогического совета или общего собрания работников.

Таким образом, задача развития речевой активности  детей средствами инновационных технологий с учетом их индивидуальных особенностей  решалась через различные формы методической работы  с педагогическими кадрами: от информативных и обучающих до практических, на которых педагоги упражнялись в применении полученных знаний к разнообразным  ситуациям взаимодействия с детьми.  

     Мониторинг этапов деятельности, обучающие  семинары, обсуждение результатов работы на совещаниях при заведующей позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми, в применении современных развивающих технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами, специалистами  и родителями по вопросам речевого   развития детей.

        Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем свидетельствуют результаты итогового анкетирования  воспитателей и специалистов по речевому развитию детей (средний показатель качественных изменений возрос на 43 %).

Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической работы по повышению профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей является опыт некоторых воспитателей, представленный на районных методических объединениях по разным видам деятельности, связанным с речевым развитием детей.  Творческие находки многих педагогов ДОУ опубликованы в печати (сборники районного, городского, регионального и российского уровня).

      Методическая работа, направленная на  решение задач речевого развития детей и повышения компетентности педагогов реализовывалась через разнообразные интерактивные формы. Основная часть педагогов имеют высокий профессиональный уровень, который позволяет эффективно решать  намеченные цели воспитания и развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

статья "Управленческое обеспечение системы повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам речевого развития дошкольинков

презентация по указанной теме представляет систему работы старшего воспитателя в условиях детского сада комбинированного вида по  повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам р...

«Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольника средствами ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющ...

«Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников»

Опыт работы о создании системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение  профессиональной  компетентности восп...

Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)

С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»...