«Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников»
статья
Опыт работы о создании системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mazutovoy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы: «Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников».
Вопросы развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации представлены в работах Б.С. Гершунского, О.Е. Докучаевой, Л.И. Звавич, Т.Г. Калугиной, В.А. Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш.Матроса, Л.И. Маркушевой, А.М. Моисеева, И.В. Павловой, М.М. Поташника, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова и др.
- «Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности. Умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию». (Е.С.Рапацевич
« Педагогика. Большая современная энциклопедия»)
В течение учебного года проводился мониторинг методической работы. Проводился мониторинг профессиональной деятельности педагогов. Использовались следующие методы: анкетирование педагогов для выявления самооценки, анализ планирования, организации деятельности, выявление затруднений педагогов. Самооценка педагогов в ориентации и умений в вопросах организации работы по детским видам деятельности высокая. Ниже балл в двигательной деятельности и деятельности общения, что подтверждает неуверенность педагогов по данным видах деятельности.
Мониторинг образовательной деятельности показал профессионализм и систему работы воспитателей по развитию воспитанников детских видах деятельности. Ниже балл в двигательной деятельности и речевой деятельности, что подтверждает необходимость продолжения работы по данным вопросам.
Важность речевого развития дошкольников подтверждается тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»
Качество методической работы, определяется единством профессиональных знаний и практических умений, которые должны быть сформированы у педагогов МАДОУ.
Методическая работа в МАДОУ должна охватывать всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов и родителей), создавая условия для повышения качества образования и осуществляться в разнообразных формах и методах работы.
Цель: создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников
Задачи:
- Создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности каждого педагога по вопросам речевого развития детей;
- Определить содержание методической работы с педагогами и родителями по данному направлению.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов по речевому развитию воспитанников: уверенность в своих силах, научную, методическую подготовленность и профессиональные умения и навыки.
Результативность методической работы оценивается по качеству работы воспитателя с детьми. Этому способствует активизация культурной речи педагогов, развитие их ситуативного творчества в практике работы с детьми, а также вовлечение родителей в процесс обеспечения непрерывного, гармонического развития детей.
Система работы методической службы включает в себя ряд последовательно осуществляемых шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей.
АНАЛИЗ. Его целью является изучение особенностей речевого развития детей по письменного согласию родителей, компетентности воспитателей и родителей в речевом развитии детей и в состав входит:
* Обследование особенностей речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой по письменному согласию родителей.
* Проведение анкетирования воспитателей и родителей.
* Организация мониторинга деятельности педагогов по речевому развитию детей.
* Мониторинг речи родителей общения и организации совместной деятельности.
В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и ставятся задачи работы
Педагоги в результате реализации первого этапа деятельности разделились на группы: начинающие; имеющие опыт работы; педагоги с достаточным опытом работы, у которых выработан стиль профессиональной деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Его целью является: Спланировать процесс решения задач в работе с педагогами и родителями и в состав входит:
* Планирование инновационной работы.
* Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа, программа развития, перспективные планы специалистов)
* Выбор направлений самообразования педагогов.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса методической работы с педагогами и родителями и в состав входит:
- Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки литературы.
- Практический этап: Семинары, тренинги, открытые и коллективные просмотры, работа творческой и инновационной групп, обобщение опыта педагогов по речевому развитию детей.
Работа с родителями:
- Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;
- папки – передвижки;
- изготовление тематических альбомов;
- анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;
- совместные досуговые мероприятия;
- открытые просмотры;
- анкетирование;
- групповые собрания;
- дни открытых дверей.
- Семейный клуб «Раз словечко, два словечко»
РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и образовательный процесс с воспитанниками. Осуществляется этот процесс в виде тематических проверок и мониторинга
КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии речи воспитанников, в организации развивающей предметно – пространственной образовательной среды, в компетентности педагогов. На данном этапе принимаются управленческие решения по данному вопросу на заседаниях педагогического совета или общего собрания работников.
Таким образом, задача развития речевой активности детей средствами инновационных технологий с учетом их индивидуальных особенностей решалась через различные формы методической работы с педагогическими кадрами: от информативных и обучающих до практических, на которых педагоги упражнялись в применении полученных знаний к разнообразным ситуациям взаимодействия с детьми.
Мониторинг этапов деятельности, обучающие семинары, обсуждение результатов работы на совещаниях при заведующей позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми, в применении современных развивающих технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами, специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.
Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем свидетельствуют результаты итогового анкетирования воспитателей и специалистов по речевому развитию детей (средний показатель качественных изменений возрос на 43 %).
Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической работы по повышению профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей является опыт некоторых воспитателей, представленный на районных методических объединениях по разным видам деятельности, связанным с речевым развитием детей. Творческие находки многих педагогов ДОУ опубликованы в печати (сборники районного, городского, регионального и российского уровня).
Методическая работа, направленная на решение задач речевого развития детей и повышения компетентности педагогов реализовывалась через разнообразные интерактивные формы. Основная часть педагогов имеют высокий профессиональный уровень, который позволяет эффективно решать намеченные цели воспитания и развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Управленческое обеспечение системы повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам речевого развития дошкольинков
презентация по указанной теме представляет систему работы старшего воспитателя в условиях детского сада комбинированного вида по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам р...
Повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС ДО посредством внедрения инновационных технологий (техник) по речевому развитию дошкольников
Презентация - проект по повышению профессиональной компетентности педагогов...
Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...
«Самообразование и самосовершенствование – ведущие факторы повышения профессиональной компетентности педагога и залог успешного развития воспитанников».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...
Выступление «Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию дошкольников»
Выступление из опыта работы на зональном семинаре-практикуме «Активизация речевой деятельности дошкольников через инновационные технологии»...
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»...
Деловая игра «Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития речи дошкольников»
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена основная образовательная ...