Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме «Особенности внедрения культурных практик в систему ДОУ»
материал
Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОО, как условие освоения культурных практик с детьми дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особенности внедрения культурных практик в систему ДОО».
Архипова Альбина Гумеровна,
старший воспитатель
МАДОУ № 88, г. Нижнекамск
Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. В связи с этим, дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обязательным при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В пункте 2.11.2.ФГОС ДО указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Поэтому в программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики. Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового привносят в дошкольное образование.
Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственное развитие. Исходя из определения, можно сделать вывод, что введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестаёт быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной, интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.
Виды культурных практик:
1. Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и др.);
2. Практики культурной идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.); 3. Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.);
4. Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и др.);
5. Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.);
6. Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, трудовое воспитание, экологическое воспитание и др.); 7. Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.). Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание Психолог Н. Б. Крылова в своих трудах употребляет словосочетание «игровая практика», и рассматривает игру, как одну из разнообразных культурных практик. Для ребенка дошкольного возраста такая культурная практика является одной из ведущих. Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании. К понятию «культурная практика» обращается также психолог М . Ю. Гудова. Автор рассматривает чтение, как особую культурную практику.
Что же можно считать культурной практикой?
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие (оказание помощи малышам, старшим). Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сенсорные ряды), развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи и др.) Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Реализация содержания культурных практик осуществляется через специально организованную образовательную деятельность взрослых и детей в НОД, в режимных моментах и самостоятельную деятельность, которая бывает индивидуальная, с подгруппой и группой детей. В образовательном процессе культурные практики дают возможность получить собственный опыт, как результат деятельности, у которой есть определённая цель, а также знания переданные взрослыми. Поэтому важна интеграция различных видов культурных практик, которая расширяет возможности дошкольника в образовательной деятельности в ДОУ. Следует отметить, что проектирование культурных практик в образовательном процессе идёт по двум направлениям: культурные практики на основе инициатив самих детей Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиска ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность. культурные практики, инициируемые и направляемые взрослыми Направляются воспитателем, а также специалистами ДОУ на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Выделим ключевые позиции, определяющие содержание культурных практик. Это: получение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира и освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира. Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). Результатом освоения ребёнком культурных практик является становление универсальных культурных умений, которые обеспечивают его активную социальную и продуктивную деятельность, вхождение в мир и культуры, а также приобретение личностных качеств, характеризующих каждого ребёнка как уникальную личность. Из всего сказанного, можно сделать вывод, что «культурная практика» - это обычные для ребёнка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием того или иного вида деятельности. Это стихийное и обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий (чтение, проекты, игры, коллекционирование, импровизация, музицирование, фантазирование, манипуляция с предметами и др.). Культурные практики детства являются мощным инструментом в развитии ребёнка, так как они формируют: общую культуру личности дошкольника, развивают их качества (социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические). Согласно п.4.7.ФГОС ДО «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» и «… предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». В нашем детском саду культурные практики организуются во второй половине дня. Каждый день в перспективных планах запланировано чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры, опытно – экспериментальная деятельность, рассматривание, наблюдения, свободная изодеятельность, конструктивные игры, что мы и осуществляем каждый день. Воспитатель объявляет детям, какое произведение будет читать и зовет детей. Кому интересно, дети собираются возле воспитателя, и проводится чтение произведения. Такая культурная практика имеет подгрупповой характер. Сюжетно – ролевые игры также исходят от детей, воспитатель может присоединиться и повернуть игру детей в нужное русло. Один раз в месяц по средам проводятся досуги: музыкальный и физкультурный по плану. Музыкальный досуг обычно тематический. То есть в преддверии какого – то события, мы проводим с детьми беседу, как они хотели бы отметить это событие. В этом году, таким образом, у нас в подготовительной группе прошло поздравление для мам. Кто – то из детей хотел поздравить маму стихотворением, кто – то песней, так и получился концерт по заявкам. Очень часто темы культурных практик появляются из наблюдений. Например, на прогулке мы наблюдаем за снегом. Дети начинают задавать вопросы: Почему снег бывает липким? Как он тает? И много других вопросов. Тогда после сна наша группа превращается в лабораторию и мы исследуем на опытах то, что детей заинтересовало. Дети сами опытным путем отвечают на свои же вопросы. Обычно такая деятельность захватывает всех детей. У детей могут возникнуть и такие вопросы, на которые мы можем найти ответы в музее или библиотеке. Тогда мы организовываем такие экскурсии. Таким образом, мы посетили выставку в музее, посвященную школе и школьным принадлежностям, затем выставку стеклянных изделий. Также темы культурных практик возникают и во время НОД.С детьми подготовительной к школе группы проводилась НОД по патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия». Когда дети смотрели изображение флага, герба, у них возникли вопросы: почему на гербе изображена именно эта птица? Почему на ней три короны? Что значит, что всадник убивает черного дракона? Почему наш флаг называется «триколор», что означают цвета на флаге? Я предложила детям вместе с родителями поискать информацию об этом и рассказать другим детям. Дети сами выбрали, о чём им было интересно узнать. Таким образом, у нас получилось 4 выступления: о флаге, гимне, гербе и о столице нашей Родины – Москве. Для детей: детям понятны символы, изображенные на гербе, флаге. Дети узнают, что гимн – главная песня для всего народа РФ. В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети научаются принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.
Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности внедрения культурных практик в систему ДОО»
. В пункте 2.11.2.ФГОС ДО указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятель...
Особенности внедрения культурных практик в систему работы дошкольных образовательных организаций
Особенности внедрения культурных практик в систему работы дошкольных образовательных организаций...
Выступление из опыта работы ДОУ «Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения»
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в вы...
Особенности внедрения культурных практик в систему работы дошкольных образовательных организаций
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъек...
"Современные подходы к внедрению культурных практик в работе с детьми раннего дошкольного возраста"
В современном дошкольном учреждении образовательная деятельность должна формироваться так, чтобы ребенок становился субъектом собственной, чтобы его деятельность служила основным средством его личност...
Выступление из опыта работы «Формирование первичных навыков взаимодействия детей посредством организации культурных практик по теме «Игрушки»
Выступление из опыта работы «Формирование первичных навыков взаимодействия детей посредством организации культурных практик по теме «Игрушки»...
Педагогический совет по теме "«Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста»
«Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста»...