"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы:
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Задачи:
· Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
· Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
· Обогащать чувства детей, воображение и речь.
· Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Ожидаемые результаты:
· Знание детьми малых фольклорных форм.
· Формирование знаний о культуре русского народа.
· Понимание детьми жанра устного народного творчества.
· Использование фольклора в повседневной разговорной речи.
Формы работы:
· Анкетирование родителей
· совместная деятельность воспитателя с детьми;
· индивидуальная работа с детьми;
· свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Перспективный план работы на 2022-2023 учебный год
месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | 1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме; 3. Составление перспективного плана по теме самообразования. | 1. Использовать потешек в режимных моментах; 2.Чтение детям русских народных сказок; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей. |
октябрь | 1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы; | 1. Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Чтение детям русских народных сказок; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем». |
ноябрь | 1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; 2.Создание картотеки потешек для работы с детьми; | 1.Разучивание и проговаривание потешек. 2.Игровое занятие « Репка» | 1.Оформление папки - передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки». |
декабрь | 1. Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»; | 1.Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | 1.Консультация для родителей« Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет». |
январь | 1.Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | 1.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 2.Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); | 1.Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» |
февраль | 1.Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей» 2. Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям | 1.Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры- драматизации); 2. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | 1. Консультация для родителей «Почитай мне мама сказку» |
март | 1.Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам | 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек. 3. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; | 1.Оформление родителями: альбом потешек |
апрель | 1.Изучение темы: «Использование хороводных игр» | 1.Знакомство с закличками, потешками о солнце. 2.Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | 1.Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка» |
май | 1.Открытый показ. Рассказывание сказки с показом настольного театра. | 1. Сказка «Заюшкина избушка»
| 1.Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. |
Список литературы
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...
Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста...
самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...
План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...
Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей....
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов ДОУ...
Отчёт по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством выраженя мыслей, становится основным механизмом...