Развитие креактвных способностей методом ТРИЗ
занимательные факты (подготовительная группа)

Сентюрёва Татьяна Юрьевна

Развитие креактвных способностей методом ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal_triz.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативных способностей дошкольников, посредством методов ТРИЗ.

«Нет ничего проще, чем изучать  то, что интересно»

 Альберн Энштейн

Система ТРИЗ-теория решения изобретательских задач, помогает приодалеть унылость учебного процесса, помогая детям  вырасти мыслящими личностями.

Методика ТРИЗ разработана 50лет назад Генрихом Альтшуллером.

ТРИЗ пришёл в дошкольное образование с 1.987года.

Главной задачей методики ТРИЗ является-научить ребёнка думать нестандартно и находить собственные решения. Приёмы и методы данной методики , пользуются успехом в работе  с воспитанниками: система коллективных игр, занятий призвана не изменять  основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основное средство работы, это педагогический поиск, педагог не даёт готовые знания, а  учит их находить.

Исходя из личного опыта работы по использованию методов ТРИЗ , отмечу положительные стороны  методики:

1.У детей обогащается круг представлений, словарный запас, развиваются творческие способности.

2. Формируется логика, дети учатся приодалевать застенчивость и робость.

3. Формируется  умение  отстаивать  и иметь свою точку зрения ,а попадая в трудные ситуации, находить  оригинальные решения.

4. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образному и эвристическому  мышлению ,памяти и воображению.

Методы и приёмы ТРИЗ , широко используемые в работе:

Мозговой штурм - вместе с детьми, сообща идет поиск решения  изобретательских задач .

Игры серии «Да-нетка» - выделяем с детьми главные признаки предметов , классифицируем их по общим признакам.

Метод аналогии – поиск  невероятных выходов из сложных ситуаций. Ребёнок имеет возможность побыть в проблемной ситуации , перевоплатившись в любой объект.

Метод фокальных объектов –к определённому  объекту или явлению ,подставляем  свойства, совершенно не подходящие, к ним , но только на первый взгляд.

Метод Робинзона – учит искать применения совершенно ненужным предметам.

Метод  ММЧ –моделирование  маленькими человечками ,суть метода ,в том, что  дети  представляют маленьких человечков, которые живут в окружающих предметах. Игра  развивает  внимание,логику.сообразительность.

Приемы ТРИЗ  в работе со сказками:

Сказка с новым концом

Изменение ситуаций в сказках, добавление персонажа

Перевирание сказки, развитие чувства юмора

Сказка наизнанку

Сказки по комическим рисункам

Моделирование сказок

Хочется поделить наиболее понравившимися,детям,играми.

ТРИЗ-игры для дошкольников

Игра «Маша-Растеряша» (от 4 лет)

Зачем: тренируем внимание, учимся решать проблемные ситуации, используя ресурсы

Реквизит: Кукла или картинка Маши. Младшим детям можно предложить картинки с изображением бытовых предметов (нож, дверь, стул, карандаш), или просто взять предметы.

Напоминалка: вспомнить историю о Маше-Растеряше. Поговорить о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить детей оказать помощь такой Растеряше.

Материал для игры берется на основе тех предметов окружающего пространства, про которые ребенок может сказать, для чего они нужны (какую функцию выполняют)

Играем!

Ведущий берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается от имени куклы к остальным:
- Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ножницы)…. Чем я теперь буду(называет конкретную функцию потерянного предмета, например, резать бумагу)….?

Дети называют варианты, находя ресурсы других предметов для выполнения этой функции: бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.

А затем предложите детям стать Машей-Растеряшей, ведь «растеряшесть», как известно, заразна :)

 Если я хочу…то, что мне поможет… (от 5 лет)

Зачем: расширять представление о назначении (функциях) окружающих предметов.

Реквизит: картинки объектов рукотворного мира, но можно обойтись и без них.

Напоминалка: обсудить действия, которые выполнял ребенок или  взрослый, вспомнить, какие предметы помогали выполнять это дело

Играем!

Ребенку предлагается какое-либо дело, например, построить снежную горку, только это дело надо выполнить без очевидного инструмента -  без лопаты. Ребенок в ответ называет объекты рукотворного мира, которые помогли бы это сделать.  Обязательно поощряются  нестандартные ответы детей: например, чтобы построить горку нам поможет крышка от кастрюли, разделочная доска, тазик.

Вот еще примеры заданий для игры:

  • Отрезать хлеб без ножа
  • Достать ведро из колодца без веревки
  • Перейти речку без моста
  • Помыть руки без мыла
  • Погладить ежика без перчаток

 

«Если вдруг…» (от 5 лет)

Зачем: учим искать выход из необычной ситуации, развиваем фантазию

Реквизит: неуемное воображение ))

Играем!Предложим дитю пофантазировать на основе необычной ситуации, из которой надо найти выход, при этом обосновав свою точку зрения (ответ «не знаю» или «потому что гладиолус» засчитываем как проигрыш)

Примеры ситуаций.

Если вдруг на Земле исчезнут:

  • Все пуговицы;
  • Все ножницы;
  • Все спички;
  • Все учебники или книги

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.»

 

То, не знаю что (от 4,5 лет)

Это моя новая любимая игра :) Предполагает простор для фантазии, как детской, так и взрослой :)

Зачем: пробуждаем креативность и развиваем ресурсное мышление

Реквизит: любой незнакомый, необычный предмет

Играем!

Приносим детям некую неизвестную штуку. Они ее рассматривают, крутят в руках и предлагают варианты использования. Чем больше вариантов, тем лучше. Никак не меньше 5.

«Кто мои друзья» (от 4 лет).

Зачем: Развиваем системное мышление, учим находить аналогии.

Реквизит: Деткам помладше можно предложить на выбор готовый набор картинок, старшие сами всё придумают без подсказок. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать.

Напоминалка:  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д.

Играем!

Ведущий-взрослый отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку(вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились.

Примечание: Если дети маленькие, то рядом с ними можно разложить много небольших карточек с изображением предметов.

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!

Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!

Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

Игра «Красная шапочка» (от 5 лет)

Зачем:  Развиваем творческое воображение

Реквизит:  Бумага и фломастеры.

Напоминалка:  Вспоминаем историю про Красную шапочку, особенно тот момент, когда волк съедает бабушки и чем это в итоге закончилось.

Играем!

Мы хотим, чтобы в этой сказке и бабушка спаслась от зубов волка, и волк сам не захотел кушать бабушку. Такой получается идеальный конечный результат. Сыграем этот эпизод в измененном виде: бабушка, догадавшись, что перед ней волк, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Предлагаем детям предмет, в который превратилась бабушка (например, стакан, окно, сапог, свечка и т.д.), просим назвать свойства этого предмета (стакан – твердый, прозрачный, стеклянный). Затем взрослый рисует бабушку, превратившуюся в этот предмет (то есть стакан с головой, руками и ногами бабушки, не забудьте платочек на голову! :) ) Назначаем кого-то Красной шапочкой и ведем диалог:

- Бабушка, бабушка, почему ты такая … (называем одно из свойств, например, твердая)?

Остальные отвечают, зачем бабушке такое свойство и как оно может помочь ей защититься от волка.

- Я такая твердая для прочности, а еще волк может сломать об меня зубы.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое?

Оно живет в жарких странах? Это слон?) , воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д.

Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Моделирование маленькими человечками

Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение.

Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п. — всё то, что в совокупности составляет творческие способности.

Литература:

Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений.
3-е изд.— Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

Гин А.А.  Задачки сказки от кота Потряскина (2002 г.) — 45-60 ст

Гин А.А.  Приемы педагогической техники (1999 г.) — 65-80 ст

Гин А.А.  ТРИЗ педагогика (2015 г.) — цифровая книга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления методами ТРИЗ

формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера....

Использование методов и игр ТРИЗ, для развития творческих способностей детей

Приёмы и игры ТРИЗ, один из методов системного анализа с применением дидактического пособия «Кольца Луллия»....

Семинар -практикум для педагогов «Развитие творческих способностей детей с помощью применения методов ТРИЗ в детском саду»

Данный семинар - практикум направлен на систематизизацию знаний педагогов в области ТРИЗ – педагогики, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....

Метод ТРИЗ в развитии творческих способностей.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности....

Заседание творческой группы. "Применение ТРИЗ в коммуникативной развитии дошкольников". Выступление: "Методы ТРИЗ" (13.08.2021)

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...

семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ

Данный материал знакомит педагогов с особенностями ТРИЗ технологий и играми , которые можно использовать уже в среднем возрасте...

семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ

семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ"...