Метод ТРИЗ в развитии творческих способностей.
методическая разработка
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_triz_v_razvitii_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод ТРИЗ в развитии творческих способностей
Основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако впоследствии перешли в области человеческой деятельности, выходящие за рамки технических: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.
Адаптированные мыслительные инструменты ТРИЗ активизируют и ускоряют процессы развития мышления. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения творчеству. Групповые занятия по ТРИЗ доступны уже для детей, начиная с 4,5 лет.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Выделяют различные модели использования ТРИЗ - инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными:
Ø специальный курс ТРИЗ и РТВ (развитие творческого воображения), в процессе реализации которого дети изучают основы ТРИЗ как отдельную образовательную дисциплину (в школе - урок РТВ, в детском саду - занятие по РТВ). Дети усваивают терминологию и инструменты ТРИЗ и РТВ, выполняют творческие задания различного уровня сложности, решают задачи в рамках данного курса;
Ø использование ТРИЗ-РТВ-инструментария в образовательном процессе по обычной программе, как набор действенных методов реализации стандартного содержания. Образовательные задачи, заложенные в базисных программах решаются с меньшими затратами, повышается мотивация детей, усваиваются принципы работы с теми или иными инструментами;
Ø интеграция стандартной образовательной программы с программой формирования навыков творческой деятельности. Формирование системы ЗУН (знания, умения, навыки), заложенной в базисных программах органично сочетается с процессом формирования системного диалектического мышления и развитием творческого воображения. Причём ЗУН формируется как естественное следствие обучения работе с информацией. Результат комплексный: Инструменты ТРИЗ помогают педагогу решать дидактические задачи, а ребёнку - познавать и преобразовывать окружающий мир. Эта модель, вероятно, наиболее перспективна и результативна, но и наиболее сложна по внедрению.
К методам теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) относят:
ü Метод мозгового штурма - постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
ü Синектика - так называемый метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
ü Морфологический анализ - выявление всех возможных фактов решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
ü Метод фокальных объектов (МФО)- установление ассоциативных связей с различными случайными объектами (к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов).
ü «Да-нет»-ка - нахождение существенного признака в предмете, классификация предмета и явления по общим признакам.
ü Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.
ü Типовое фантазирование - фантазирование с использованием конкретных приемов.
ü Системный оператор - анализ и описание системы связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
В результате занятий дети, в работе с которыми регулярно используют такие методики, становятся более активными, любознательными, чаще спорят, выдвигают более развернутую и сложную аргументацию, их фантазия становится богаче и интереснее. У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Такие дети начинают исследовать все вокруг, именно поэтому ТРИЗ в принципе способствует формированию научной картины мира. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
Итак, развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, они проявляются в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектный метод, как метод развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста»
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному пр...
Семинар-практикум для воспитателей «Методы раз-вития творческих способно-стей у ребенка»
Методические рекомендации по проектированию занятий, обеспечивающих планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС по теме «Методика формирования и развития творческих способнос...
Использование методов и игр ТРИЗ, для развития творческих способностей детей
Приёмы и игры ТРИЗ, один из методов системного анализа с применением дидактического пособия «Кольца Луллия»....
Семинар -практикум для педагогов «Развитие творческих способностей детей с помощью применения методов ТРИЗ в детском саду»
Данный семинар - практикум направлен на систематизизацию знаний педагогов в области ТРИЗ – педагогики, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....
Выступление «Синельная проволока как один из методов для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В.А.Сухомлинский «Ру...
Заседание творческой группы. "Применение ТРИЗ в коммуникативной развитии дошкольников". Выступление: "Методы ТРИЗ" (13.08.2021)
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...
«Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей в изобразительной деятельности с помощью ТРИЗ- технологии методом «Кольца Луллия».
Технология ТРИЗ в ДОУ кольца Луллия...