семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ
материал (средняя группа)
Данный материал знакомит педагогов с особенностями ТРИЗ технологий и играми , которые можно использовать уже в среднем возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Хотим представить опыт нашей работы в обдасти применения триз технологий. ТРИЗ помогает сформировать такую систему мышления, которая позволяет быстро находить решение нетривиальных задач. Поэтому считаем выбданную тему актуальной, ведь Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но зачастую, столкновение с нестандартной, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность.
Слайд 2 Помочь ребенку справится с нестандартными задачами и проблемными ситуациями могут помочь триз -технологии.
Слайд 3
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.
ТРИЗ –– это технология, которая помогает повысить эффективность мышления в десятки и даже сотни раз. ТРИЗ помогает эффективно решать различные технические и производственные задачи
ТРИЗ включает в себя различные инструменты и методы и в зависимости от того, какую задачу, проблему необходимо решить – подбирается оптимальный инструмент ТРИЗ. Из-за своего богатого арсенала ТРИЗ можно назвать не только методом, алгоритмом, но и полноценной технологией и даже определенным способом мышления.
Сейчас ТРИЗ активно используется на производственных предприятиях для решения различных технических проблем, также ТРИЗ используется в рекламе, в маркетинге, в управлении.
Слайд 4
С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. Именно на развитие и формирование творческой личности направлена триз педагогика
Слайд 5
ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, ведущей задачей которой является обучение творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни.
Детский возраст, дошкольный возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Слайд 6
Основные правила, по которым осуществляется работа триз-педагогов:
Использование триз технологий возможно не только на занятиях, но во всех видах деятельности
Слайд 7
Девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами "изобретают" свою педагогику. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и педагогу, и детям.
Еще один девиз - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать педагогу и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
Слайд 8
Принципы, на которых основаны триз технологии вы видите на экране. Как вы видите, все они направленны на развитие самостоятельности, инициативы ребенка в получении знания, информации. На развитие мыслительной деятельности, фантазии и воображения.
Слайд 9
Триз педагогика обладает богатым арсеналом методов, все они представлены на экране, о некоторых из них мы сегодня поговорим более подробно
Слайд 10,
Работа по системе ТРИЗ с детьми должна осуществляться поэтапно.
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду
Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать модель летательного аппарата. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".
На четвертом этапе обучающийся применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Слайд 11
1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает (с помощью Игрушки-помощницы);
2 этап – действия взрослого дополняются детьми;
3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей;
4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.
Слайд 12
Сейчас рассмотрим какие методы Триз мы используем в своей работе
Как уже было сказано ранее, на начальном этапе ключевая роль принадлежит педагогу, он создает проблемные ситуации, наталкивает ребят на те или иные размышления, и делает он это с помощью игрушки – помощника. Игрушка эта должна быть необычной, оригинальной, она приходит на занятия, диалог с ребятами ведет игрушка, а не воспитатель. Просит чему то научить, помочь, она предлагает проблемные ситуации.
Вот такая игрушка появилась у нас. Ребята сами придумали ей имя. Забегая вперед, скажу выбрали именно такую куклу мы не случайно. У нее много друзей маленьких человечков. Но о методе маленьких человечков немного позже.
Слайд 13
первый метод, который мы используем – метод противоречий
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
основные виды: противоречия в предмете, противоречия в ситуации, противоречия в размере и количестве.
противоречия в предмете игра «Хорошо – плохо» (Например, дождь: поливает растения, освежает воздух, наполняет реки водой – хорошо; люди мокнут под дождём, грязные лужи, холодно – плохо).
Игра
Слайд 14
противоречия в ситуации
Приходит к детям кукла с завязанным горлом — «заболела». Дети начинают ей сочувствовать (болеть плохо), а кукла начинает доказывать, что хорошего есть в болезни (все любят, жалеют, можно телевизор весь день смотреть, мама всегда рядом и др.).
Воспитатель предлагает назвать, что же плохого в болезни (Надо пить горькое лекарство, делают уколы, нельзя гулять)
В результате анализа выясняется, что хотя в болезни есть и хорошее и плохое, лучше все-таки не болеть.
Анализ ситуаций
У здорового человека жизнь гораздо более разнообразная и интересная, чем у больного.
Кукла называет различные ситуации (смотреть телевизор, купаться, играть на улице, рисовать и др.), а дети анализируют, что хорошего и что плохого в них. В конце делается вывод, что в каждой ситуации есть что-то хорошее и что-то плохое.
Слайд 15
Противоречия в размерах
Например
Кошка — большая или маленькая? Для кого она большая? Для кого маленькая?
При ответах дети могут использовать содержание рядом стоящих карточек. При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?», дети используют знания из личного опыта.
Слайд 16
Противоречия в количестве
Игрушка: Одна конфета для всех детей — это мало, потому что на всех не хватит. Если будет конфет много — хватит всем. Выходит, когда чего-то мало — это плохо, а когда много — то хорошо…
Воспитатель: Интересный вывод... А еще другие примеры такие есть?
Игрушка: А еще игрушки, подарки, сладости...
Воспитатель: Но если ты съешь очень много сладостей, то ведь можно и заболеть... Получается так: мало — плохо, много — хорошо, а если очень много — то опять плохо...
Воспитатель: А бывает ли наоборот: что чего-то мало, и это хорошо, лучше, чем, если бы было много? Например, ударишься один раз лучше, чем много?
Игрушка: Конечно, если мало — лучше!
Воспитатель: А если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало?
Игрушка: Мало, мало! А если совсем не дают — еще лучше!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало — и это хорошо?
Игрушка: А я, кажется, поняла: если что-то нам нравится, приятно — то когда его мало — это плохо, а когда много — хорошо. А если что-то неприятное, плохое — то хорошо, когда его поменьше.
Воспитатель: Умница, все правильно. А чтобы и ребята это хорошо поняли, сейчас я буду называть разные ситуации, а вы должны будете сказать, если этого будет мало — это хорошо или плохо?
Примеры ситуаций
Хвалят, ругают, дают мороженое, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного и др.
Слайд 17
Мозговой штурм
Это коллективное обсуждение проблемной ситуации. Во время мозгового штурма происходит активизация мыслительной деятельности, он даёт возможность высказать любое предположение, которое будет принято к обсуждению без критики. Например, темой мозгового штурма может служить фраза: «Как поймать мышь?»
Игра
- Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
- Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?
- Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?
- Как не ссориться с мамой?
- Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?
- Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?
- Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
- Чем можно рисовать на асфальте?
- Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?
- Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)
- Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?
- Как сделать разноцветную льдинку?
- Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
- Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?
- Как можно поприветствовать человека?
- Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?
- Куда в комнате можно спрятать куклу?
СЛАЙД18, 19, 20
Метод маленьких человечков
Приём, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними, позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества (твёрдое, жидкое, газообразное). Все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам, зависит состояние вещества.
Слайд 21
Да нет
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Игра
Слайд 22, 23
Далее представлены игры, которые наверняка всем знакомы и которые вы применяете в своей педагогической деятельности
Игра
Слайд 24
Можно сделать вывод
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности;
- ТРИЗ способствует развитию логического мышления, способствует преодолениюзастенчивости, радости.
- Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Слайд 26
- Опираясь на технологию ТРИЗ можно эффективно ставить и решать проблемы обучения дошкольников основам поисковой, исследовательской деятельности, так необходимой современному человеку.
- Изучение ТРИЗ способствует реализации здоровьесберегающих технологий, т. к. снижается информационный стресс, усиливается эмоциональность занятия, ощущается радость творчества.
- ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности;
- ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества;
- Методики ТРИЗ –идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
- Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? |
- Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? |
- Как обогревать людей на улицах в лютый мороз? |
- Как не ссориться с мамой? |
- Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход? |
- Что бы вы предложили сделать безудержно веселое? |
- Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу? |
- Чем можно рисовать на асфальте? |
- Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать? |
- Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.) |
- Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног? |
- Как курочке спасти своих цыплят от коршуна? |
- Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным? |
- Куда в комнате можно спрятать куклу? |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генератор идей» | «Аналитик» |
«Генераторы идей» |
«Аналитики» |
- Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме? | Дождь |
- Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? | Огонь |
- представь, что ты ель, расскажи нам о себе (перенеси на неё свои качества личности, характер) | Пожар |
- изобрази будильник, который забыли выключить; | Болезнь |
- покажи походку человека, которому жмут ботинки; | Праздник |
- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; | |
- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. | |
- Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме? | |
- Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? | |
- представь, что ты ель, расскажи нам о себе (перенеси на неё свои качества личности, характер) | |
- изобрази будильник, который забыли выключить; | |
- покажи походку человека, которому жмут ботинки; | |
- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; | |
- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. | |
Слон | |
Кенгуру | |
Белый медведь | |
Кошка | |
Корова | |
Лиса | |
Жираф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для того,чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать ...
Семинар-практикум с родителями на тему: «Родительская помощь! Какой она должна быть?»
Цель: Совершенствование чувства родительства (любви, ответственности) и повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания собственного ребенка.Задачи:1. А...
Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».
Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». ...
Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...
Выступление на дистанционном семинаре-практикуме " Формы развития познавательной активности" " Современные формы активации познавательных процессов у дошкольников" (квест-игра) "В гостях у сказки"
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов " Развитие познавательных способностей с помощью ТРИЗ технологий у детей дошкольного возраста"
Презентация иллюстритует игры и методы ТРИЗ используемые в работе с детьимми среднего возраста...
семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ
семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ"...