Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инклюзивное образование в ДОУ | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района
Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района.
2018 год
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И, если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которое обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Основной целью и задачами инклюзивного образования в нашем ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями.
Для оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста, имеющим различные речевые нарушения, в МБДОУ детский сад «Малыш» Зерноградского района функционируют три логопедические группы для детей с ТНР (ОНР) в возрасте от 5 до 7 лет. Общая численность детей в данных группах – 68 человек. Дети, зачисленные в данные группы, получили статус детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с обязательного письменного согласия их родителей (законных представителей). В ДОУ создан психолого — медико — педагогический консилиум (ПМПк), разработано положение о деятельности консилиума, на общем родительском собрании ознакомили родителей (их законных представителей) с требованиями ФГОС ДО, целями и задачами коррекционного или инклюзивного образования в условиях детского сада, определили алгоритм выявления детей с ОВЗ.
В начале нового учебного года педагоги ДОУ: старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель проводят наблюдения за детьми и выявляют детей с ОВЗ.
После обследования детей проводится заседание ПМПк ДОУ, где рассматриваются представленные результаты наблюдений и обследований, и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
По результатам обследования, территориальная ПМПК выдаёт рекомендации (коллегиальное заключение) по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ № 273), без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
На основании рекомендаций территориальной ПМПК, специалисты ПМПк ДОУ разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и адаптированную образовательную программу. Особенностью нашей адаптированной программы является разработка комплексно — тематического планирования, соответствующего основной образовательной программе ДОУ. Воспитатели всех возрастных групп могут по каждой интегрирующей теме подобрать упражнения и задания со словарной наполняемостью для индивидуальной коррекционной работы с детьми.
В зависимости от характера ограничений по здоровью, в рамках нашей дошкольной образовательной организации, используются две формы инклюзии: дети с ОВЗ находятся в общеразвивающих группах – в старшей логопедической группе, в которой находятся как обучающиеся с недостатками в речевом развитии, так и не требующие коррекционной работы, и 2 ребенка-инвалида – один по зрению в средней группе и ребенок с синдромом Дауна во 2 младшей группе, а также организованы чистые логопедические группы для детей 6-7 лет, нуждающихся в коррекции речи.
В штате ДОУ имеются необходимые специалисты – старший воспитатель, педагог-психолог, 3 учителя-логопеда, воспитатели логопедических групп. Музыкальные руководители и инструктор по физической культуре также вовлечены в инклюзивное образование. У каждого специалиста имеется отдельный кабинет, оборудованный и насыщенный необходимым минимумом оборудования для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данное время обучающиеся, которым необходима коррекционная работа, имеют свободный доступ в наше учреждение. Но, для обеспечения в случае необходимости, безбарьерной среды, нами разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, утвержденный в УСЗН Зерноградского района.
Педагоги ДОУ систематически повышают свою квалификацию по темам коррекционной направленности. В истекшие три года специалисты и воспитатели логогрупп обучались по темам «Организация и содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с учетом требований ФГОС» в ГБУ ДПО РО «РИПК и ППРО», «Инновационные технологии реализации индивидуальных образовательных маршрутов «Диагностика. Развитие. Коррекция», в ФГАОУ ВО РНЦ РАО в ЮФУ, являлись активными слушателями авторского педагогического центра доктора педагогических наук, доцента Ефименко Н.Н., по темам «Как по-новому планировать физическое воспитание и оздоровление дошкольников», «Плантография – или о чем говорят отпечатки детских стоп». Воспитатель логопедической группы Лимаренко С.В. получает специальное логопедическое (дефектологическое) образование, обучаясь на заочном факультете в Таганрогском институте им. А.П.Чехова.
На базе МБДОУ функционирует консультативный пункт для родителей детей нашего поселения, не посещающих ДОУ. Специалисты проводят консультации по организации коррекционной помощи, беседы согласно плана работы и по запросу родителей.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в воспитательно-образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей), создавая для всех эмоциональные, коммуникативные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Мы придерживаемся мнения, что в рамках инклюзии должны гармонично развиваться не только дети с ОВЗ, но также и их сверстники, не имеющие ограничений по здоровью, за тем исключением, что в отношении детей с ОВЗ нужен более индивидуальный подход. В том случае, если мы будет акцентировать внимание лишь на детях, имеющих сложности со здоровьем, то это пагубно скажется на общем развитии группы и каждого отдельного ее воспитанника. Для обеспечения развития, как обычных детей, так и детей с ОВЗ, воспитатель применяет преимущественно традиционные технологии, осуществляя учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ лишь в отдельно взятых случаях (при раздаче учебных заданий, проверке их выполнения, при возникновении непрогнозируемых трудностей и др.)
В инклюзии большую значимость представляют социально-культурные технологии, в которых важен принцип партнерства. Различные мероприятия, (праздники, развлечения), в группах корректирующей направленности, и в группах, которые посещают дети-инвалиды, строятся при активном участии родителей детей с ОВЗ, которые, как правило, проявляют повышенное внимание по отношению к развитию своих детей, поэтому вполне уместно с нашей стороны привлекать их к составлению сценария театральной роли их ребенка на мероприятии, к определению времени его участия в культурных мероприятиях и другое. Например, несмотря на частые болезни девочки с синдромом Дауна и ее редкие посещения образовательного учреждения, вполне естественным было желание ее мамы, чтобы ребенок посетил новогодний утренник. В связи с этим были выработаны необходимые сопроводительные мероприятия – обговорено присутствие мамы в зоне ближайшего доступа, один из воспитателей группы, хорошо знакомый девочке, постоянно находился рядом, обеспечивая необходимый досмотр и дозированное вовлечение ребенка в праздничную деятельность, а при необходимости обеспечивая ей отдых (держал и носил на руках). В результате мама и ребенок испытали максимум позитивных эмоций и впечатлений.
Таким образом, инклюзивное образование в нашем дошкольном учреждении обеспечивает социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности такие общечеловеческие ценности, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, возможность взаимопомощи и развития способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус. Но для более качественного решения поставленных задач, конечно, хотелось бы, чтобы предметно-развивающая среда ДОУ была оснащена более современным оборудованием и имела новейшее методическое и техническое оснащение. Решение кадрового вопроса также имеет место быть – требуются узкие специалисты для качественного сопровождения индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ, а также оптимизации нагрузки на педагогов, работающих в данных группах, для обеспечения полноценного проживания дошкольного детства обучающимися из общеразвивающих групп, в которых находится ребенок с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Сан Пин 11 пункт...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций...
Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".
В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...
Статья на тему: «Современные требования к организации деятельности дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы»
В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой....
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка....
«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»
Работа по апробации и внедрению инновационной программы началась в содружестве с детскими садами № 25, 5, 11, 46....
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации ФОП ДО
в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦ...