«Необычные краски» Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Абулаесова Гульназ Ильдаровна

Формирование нравственно-этических  норм и  художественного мышления. Развитие умения самостоятельно создавать растительные краски и  простые изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 96 «Елмаю» НМР РТ

«Необычные краски»

Конспект ООД  по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе

Составила воспитатель

                                                                Абулаесова Г.И.

г.Нижнекамск

Тема: «Необычные краски»

Возрастная группа: старшая

Цель: формирование нравственно-этических  норм и  художественного мышления. Развитие умения самостоятельно создавать растительные краски и  простые изображения.

 Программное содержание:

1. Расширять представление детей о природных красителях, упражнять в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике.

2.  Развивать и активизировать диалоговую речь, логическое мышление, и внимание, развивать любознательность через экспериментирование.

3.  Воспитывать интерес к экспериментированию, чувство отзывчивости, доброжелательности, аккуратность.

Предварительная работа с детьми: 

  1. Экскурсии в огород.
  2.  Чтение познавательных стихов о  живой и неживой природе.
  3. Рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.

Предварительная работа педагога: написание конспекта, подготовка атрибутов и демонстрационного материала к ООД.

Обогащение и активизация словаря: активизировать  в речи  детей  слова - ткань,  краситель, окрашивает,   разноцветные, выжать, чайная.  

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: показ слайдов на смарт - экране.

 Раздаточный: стаканы со свёклой и морковью натертыми на тёрке, стаканы с морковью порезанными кубиками, блюдца, ситечки, чайные ложечки, лоскуты белой ткани и марли, ватные палочки, фартуки и нарукавники – для каждого ребенка. 

Методы и приемы: Показ, рассматривание вопросы воспитателя, объяснение, поощрение детей, художественное слово.

Структура ООД:

  1. Вводная часть – 3 мин.
  2. Основная часть – 15 мин.
  3. Заключительная часть – 2 мин.

Интеграция образовательных областей: П Р, С-К Р, Р Р, Х-Э Р, Ф Р;

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная.

Организация детей на ООД:

  1. Дети размещены  на ковре.
  2. Дети подходят к столу.
  3. Дети сидят за столами.

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 304 с.

2. Г.П.Тугушева Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /  Г.П. Тугушева – СПб: Детство-Пресс, 2015.-128 с.

Содержание основной познавательно - исследовательской деятельности:

1. Вводная часть.

 Ӏ   - Здравствуйте, ребята!

(Дети здороваются)

- Ребята, вы замечали что нас везде окружают краски. Когда вы идёте в садик, или возвращаетесь домой, что вы видете? (ответы детей)

2. Основная часть.

- Мы видим разноцветной мир. Посмотрите на экран. (Показ слайдов).

- Ребята, давайте с вами поиграем.

Игра: «Найди свою салфетку»

   На подносе лежат белые салфетки одного размера, каждый ребёнок берёт себе одну, любую салфетку, рассматривает её, запоминает и обратно кладёт на поднос. Воспитатель перемешивает салфетки  и просит детей быстро найти и забрать свою салфетку.

 (Дети затрудняются в поиске)

- Как вы думаете почему вы не нашли свои салфетки? (они все одинаковые).

- Ребята, что можно сделать с салфетками, чтобы они стали красивыми и яркими.   (раскрасить их).

- Правильно. Раскрасить их, и для этого нам понадобятся краски. Сегодня у нас будут необычные краски, а вот почему я сейчас расскажу.  А  знаете ли вы, что раньше, когда люди еще не придумали краски, они пользовались тем, что давала им природа. И мы с вами сегодня воспользуемся, старинными рецептами изготовления красок. А делать это мы будем в нашей, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ, куда я вас и  приглашаю.

 (Дети проходят к столам).

- Для начала нам нужно одеть фартуки (дети одевают фартуки и садятся за столы).

Эксперимент №1

    На столе две банки с равным количеством заварки.

- Как вы думаете, каким образом мы можем получить краску из чайных листьев? (заварить).

 - Что нужно сделать, чтобы заварить чай?  (налить воду)

- Какую, холодную или горячую? (горячую). Проверка выдвинутой гипотезы. На банках разные знаки (снежинка, огонь).

- Как вы думаете, какую воду нужно налить в банку со значком «снежинка». (холодную).

- Какую воду нужно налить со знаком «огонь» (горячую).

- Какая вода в ваших стаканах? (холодная). Вылейте  воду в банку со  значком «снежинка), а я налью горячую в другую банку.

- В какой банке вода быстрее окрасилась? Почему?

Вывод: Чтобы заварить чай, его надо залить кипятком (горячей водой).

Оставим банки ненадолго, позже посмотрим, что произойдет. (Прикрыть банки салфеткой).

Эксперимент №2

- Ребята скажите, а вы пили морковный сок? (Да)

- А знаете ли вы, что сок моркови можно использовать как краску?

-  Возьмем морковь  порезанную  кубиками, а  другую натертую на терке. Для того чтобы получить из нее краску, нам нужно выжать сок.

- Как вы думаете, из какой моркови можно выжать сок? (ответы детей).

    Проверка выдвинутой гипотезы.

- Давайте мы сейчас проверим, для этого возьмите морковь нарезанную кубиками, положите в марлю, заверните марлю, и попробуйте нажать на нее. Появился сок (нет).

Затем, воспитатель предлагает детям чайной ложкой положить морковь на середину лоскута марли, свернуть его и выдавить сок.

-Мы получили сок, какого он цвета? (желтый, оранжевый).

- Ну, вот, ребята, мы сделали, еще один природный краситель.

Вывод: сок можно выдавить из моркови, измельченной на мелкой терке.

Эксперимент №3.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что свекла, так же как и морковь натерта на тёрке.

- Как вы думаете, можно ли воспользоваться тем же способом получения сока из свёклы, какой мы использовали с морковью? (да)

- Но только для того, чтобы не запачкать ручки, мы воспользуемся ситечком.

   Воспитатель предлагает поставить ситечко на стакан и положить ложечкой в него свёклу.

- Для того чтобы выжать сок мы воспользоваться ложкой, будем ей надавить на свеклу.

- Какого цвета получился сок? (темно-красный, бордовый).

- Посмотрите, ребята, а вот и еще краска.

Вывод: чтобы получить краску бордового цвета нужно выжать натертую на терке свеклу.

Воспитатель просит детей снова обратить внимание на банки с заваренным чаем.

- Что изменилось? (Чай в банке с горячей водой заварился ярче, чаинки на дне).

-  Мы получили растительные краски, теперь сделаем белые платочки разноцветными.

- Ох, что-то мы засиделись, а перед тем как раскрасить наши салфетки мы немного отдохнём , подходите все ко мне и становитесь кружочком.

Физкультминутка: «Сказка  про краски»

Если б все на свете было

Одинакового цвета,                              (Вращательные движения головой.)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?                                  (Наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным...        (Руки на поясе, наклоны туловища)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!          (Прыжки на месте,  на левой, правой, на

                                                                                         двух ногах).

(Е. Руженцев)

- Мы с вами получили растительные краски, теперь давайте сделаем белые салфетки разноцветными.

- Ребята, давайте нарисуем на лоскутах горошины, листочки, а рисовать мы с вами будем не кисточками, а ватными палочками и шаблонами из картошки. Возьмите их, опустите в понравившуюся больше всего краску из моркови, чая или свёклы, украсьте салфетки.

 (Дети рисуют ватными палочками и шаблонами на салфетках)

- Ребята, сегодня мы с вами узнали, что краски можно не только купить в магазине, но и сделать самим.

Заключительная часть.

-  Ребята, понравилось ли вам наши эксперименты? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? что вам больше всего понравилось?

- Молодцы! (Поощрение детей).

- Всем большое спасибо! Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Встреча с Капитошкой»

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей  группеТема: « Встреча с Капитошкой»...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительный магнит"

   Цели: развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей; закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы; развивать способн...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Занятие способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представления о значимости воздуха в жизни человека. Проводятся с детьми элементарные экспериментирования....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Как создать условия для развития познавательно-исследовательской  активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Открытое занятие для педагогов по экспериментированию по теме "Воздух" в старшей группе...