Музейная педагогика в дошкольном образовании.
статья
целью моей статьи является : рассказать о том , как знакомить детей дошкольного возраста с музейным пространством,какие методы и приемы применять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 8.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Канищева Т. Н., воспитатель
ГБДОУ детский сад №125 Невского района Санкт-Петербурга
Музейная педагогика в дошкольном образовании.
«Жить — как бежать по музею. И только потом начинаете осознавать, что увидели, думать об этом, наводить справки в книгах и вспоминать. Поскольку вы не можете понять это всё и сразу» Омар Хаям
Музей — это способ сохранить культурные ценности и историческое наследие Реализация технологии музейной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения даёт шанс ребёнку стать интелегентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из её замечательных проявлений — музею.
Дети, полюбившие музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчатыми посетителями музейных выставок и культурных событий, а также способствует укреплению отношений между детским садом и семьёй.
Что же такое музей?
Музей — это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящихся в подлинных материалах и предметах, это способ сохранить культурные ценности и историческое наследие.
Приобщение наших детей к истокам руской культуры способствует созданию в детском саду определённой развивающей среды — в данном случае это музей. Ведь именно посредством знакомства с музеем можно помочь детям увидеть то, что стоит за вещью, понять её символический язык.
Почему мы выбрали именно музейную педагогику?
Обучение ребёнка дошкольника в первую очередь должно опираться на эмоциональную, чувственную cторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную деятельностную сферу.
Дети с раннего возраста начинают интересоваться предметным миром, окружающем ребёнка, а музей способен обогатить ребёнка впечатлениями, расширить его кругозор, его представления о традициях и культуре русского народа, представлениях о мире незнакомых предметов, которые ребёнок не встречал никогда, да и не мог встретить в доступной ему действительности.
Сегодня посещением музея никого не удивишь, но что делать, если нет возможности ( по разным причинам) пойти в музей?
Мы провели опрос в детском саду и выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольников в музеи. По итогам опроса детей и их родителей , мы поняли, что посещают они музеи очень редко,и решили создать мини музей в детском саду.
Создавали мы свой мини музей по этапам:
1. Поисково — исследовательский
На этом зтапе совместно с родителями наших детей и коллегами мы собирали экспонаты для будущего музея, но поскольку места для музея не было, мы решили сделать мини музей в чемодане, куда и поместили первые собранные экспонаты.
2. Проектировачный
На этом этапе был разработан проект музея.
3 этап организационно-методической реализации проекта.
На этом этапе была разработали систему мероприятий и оформили имеющиеся у нас материалы для работы с мини музеем.
Свой мини музей в чемодане мы назвали :
«Музей шедевров мирового искусства в миниатюре»
Цель нашего музея :
Приобщение детей к шедеврам мирового искусства и к культуре музейной среды; развитие художественно-эстетического и духовного восприятия шедевров мирового искусства; формирование основ художественной и визуальной культуры; формирование художественно-эстетического вкуса у детей и расширение их кругозора.
Задачи :
1 Знакомство с некоторыми элементами языка изобразительного искусства, с видами и жанрами.
2 Обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды свойствами изобразительного искусства.
3 Развитие виртуальной грамотности: формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного.
4 Развитие эмоционально — эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства.
5 Формирование основ музейной культуры, обогащение опыта музейного памятника, развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным преметам и музею в целом.
6Создание условий для проявления детьми эстетических чувств и эмоций, развития эстетических интересов и формирование эстетических предпочтений.
Так как экспонатов оказалось больше чем может поместится в нашем музее -чемодане, то мы переодически меняем экспозицию.
Экспозиция носит мобильный характер, «переезжает» из группы в группу (по необходимости). Все экспонаты можно взять в руки, потрогать, рассмотреть. Воспитатели используют экспонаты мини музея на занятиях ( по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности и т. д.). После знакомства с экспонатами музея, у детей появляется желание организовывать и в группах выставки своих работ. Они просят своих родителей сводить их в настоящие музеи.
Экспозиция нашего мини музея используется на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, проводим экскурсии для детей, начиная с 4 лет, и их родителей.
Основными посетителями мини музея являются воспитанники ДОУ, их родители, которых заинтересовал наш мини музей , педагоги и гости ДОУ.
Надеемся, что наш опыт создания мини музея станет полезным и продуктивным для работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика в дошкольном образовании
В современных условиях развития дошкольного образования востребованы инновационные педтехнологии. Хочу познакомить вас с музейной педагогикой, которая успешно...
Проект«Музейная педагогика в дошкольном учреждении»
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышлен...
Использование музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении
В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в...
Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.
Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведе...
Проект в старшей группе «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»
Проект в старшей группе «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»...
Проект "Музейная педагогика в дошкольном учреждении"
Проект "Музейная педагогика в дошкольном учреждении"...