Музейная педагогика в дошкольном образовании.
статья

целью моей статьи является : рассказать о том , как знакомить детей дошкольного возраста с музейным пространством,какие методы и приемы применять. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx8.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Канищева Т. Н., воспитатель

                                                                         ГБДОУ детский сад №125                                                                                                     Невского района Санкт-Петербурга

        

                                

Музейная педагогика в дошкольном образовании.

                                                        «Жить — как бежать по музею. И только                                                                 потом начинаете осознавать, что увидели,                                                         думать об этом, наводить справки в книгах и                                                         вспоминать.         Поскольку вы не  можете                                                                 понять         это всё и сразу»                                                                                                                                                                                                        Омар Хаям                                                                                

        Музей — это способ сохранить культурные ценности и историческое наследие Реализация технологии музейной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения даёт шанс ребёнку стать интелегентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из её замечательных проявлений — музею.        

        Дети, полюбившие музейное  пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчатыми посетителями музейных выставок и культурных событий, а также способствует укреплению отношений между детским садом и семьёй.

        Что же такое музей?

        Музей — это фактически исторически сложившийся  институт, построенный по принципу диалога культур, хранящихся в подлинных материалах и предметах, это  способ сохранить культурные ценности и историческое наследие.

        

        Приобщение наших детей к истокам руской культуры способствует созданию в детском саду определённой развивающей среды — в данном случае это музей. Ведь именно посредством  знакомства с музеем можно помочь детям увидеть то, что стоит за вещью, понять её символический язык.        

        Почему мы выбрали именно музейную педагогику?

        Обучение ребёнка дошкольника в первую очередь должно опираться на эмоциональную, чувственную cторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную деятельностную сферу.

        Дети с раннего возраста начинают интересоваться предметным миром, окружающем ребёнка, а музей  способен обогатить ребёнка впечатлениями, расширить его кругозор, его представления о традициях и культуре русского народа, представлениях о мире незнакомых предметов, которые ребёнок не встречал никогда, да и не мог встретить в доступной ему действительности.  

        Сегодня посещением музея никого не удивишь, но что делать, если нет возможности ( по разным причинам) пойти в музей?

        Мы провели опрос в детском саду и выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а  родители не считают нужным водить детей дошкольников в музеи. По итогам опроса детей и их родителей , мы поняли, что посещают они музеи очень редко,и решили создать мини музей в детском саду.

        Создавали мы свой мини музей по этапам:

1.  Поисково — исследовательский

На этом зтапе совместно с родителями наших детей  и коллегами мы собирали экспонаты для будущего музея, но поскольку места для музея не было, мы решили сделать мини музей в чемодане, куда и поместили первые собранные экспонаты.

2.  Проектировачный

На этом этапе был разработан проект музея.

3   этап   организационно-методической        реализации проекта.

На этом этапе была разработали  систему мероприятий  и оформили имеющиеся у нас материалы для работы с мини музеем.

Свой мини музей в чемодане мы назвали :

«Музей шедевров мирового искусства в миниатюре»

Цель нашего музея :

Приобщение детей к шедеврам мирового искусства и к культуре музейной среды; развитие художественно-эстетического и духовного восприятия шедевров мирового искусства; формирование основ художественной и визуальной культуры; формирование художественно-эстетического вкуса у детей и расширение их кругозора.

Задачи :

1 Знакомство с некоторыми элементами языка изобразительного искусства, с видами и жанрами.

2 Обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды свойствами изобразительного искусства.

3 Развитие виртуальной грамотности: формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного.

4 Развитие эмоционально — эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства.

5 Формирование основ музейной культуры, обогащение опыта музейного памятника, развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным преметам и музею в целом.

6Создание условий для проявления детьми эстетических чувств и эмоций, развития эстетических интересов и формирование эстетических предпочтений.

        

        Так как экспонатов оказалось больше чем может поместится в нашем музее -чемодане, то мы переодически меняем экспозицию.

        Экспозиция носит мобильный характер, «переезжает» из группы в группу (по необходимости). Все экспонаты можно взять в руки, потрогать, рассмотреть. Воспитатели используют экспонаты мини музея на занятиях ( по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности и  т. д.). После знакомства с экспонатами музея, у детей появляется желание организовывать и в группах выставки своих работ. Они просят своих родителей сводить их в настоящие музеи.

Экспозиция нашего мини  музея используется  на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, проводим экскурсии для детей, начиная с 4 лет, и их родителей.

Основными посетителями мини музея являются воспитанники ДОУ, их родители, которых заинтересовал наш мини музей , педагоги и гости ДОУ.

  Надеемся, что наш опыт создания мини музея станет полезным и продуктивным для работы  с детьми.

                        

        

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в дошкольном образовании

          В современных условиях развития дошкольного образования востребованы инновационные педтехнологии. Хочу познакомить вас с музейной педагогикой, которая успешно...

Проект«Музейная педагогика в дошкольном учреждении»

Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышлен...

Использование музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении

В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в...

Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.

Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведе...

Проект в старшей группе «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»

Проект в старшей группе «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»...

Проект "Музейная педагогика в дошкольном учреждении"

Проект "Музейная педагогика в дошкольном учреждении"...