Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.
методическая разработка
Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведениями изобразительного искусства, тем эффективнее педагогический результат. В дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, поэтому главным является развитие способности восприятия произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_v_detskom_sadu.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое направление развития детей.
Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации.
Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведениями изобразительного искусства, тем эффективнее педагогический результат. В дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, поэтому главным является развитие способности восприятия произведения искусства.
На первом этапе приобщения детей к изобразительному искусству решаются следующие педагогические задачи:
- формирование визуальной грамотности: развитие навыков детального рассмотрения объекта, выделение главного в изображении, обобщение увиденного;
- введение в основы языка изобразительного искусства;
- развитие творческих способностей;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание зрительской культуры в музее.
Реализация программы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного» помогает решению следующих педагогических задач дошкольного детства:
- Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;
- Развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;
- Знакомство с бытованием некоторых народных промыслов, формирование первоначального понятия «история» через произведения искусства.
Непосредственная образовательная деятельность в данном направлении планируется следующим образом:
- в младшем возрасте – 1 раз в неделю (II-я половина года);
- в среднем возрасте: I-я половина года – 1 раз в неделю, II-я половина года – 2 раза в неделю;
- в старшем и подготовительном к школе возрасте – 2 раза в неделю (в течение года).
Распределение тем непосредственной образовательной деятельности в сетке учебного плана остается на усмотрение педагога.
Младшая группа.
В младшем возрасте (дети 3-4 лет) проявляется интерес к красоте окружающего мира. Дети выделяют красивые, яркие игрушки, могут радоваться изображению знакомых предметов, узнавая и выявляя элементарные эстетические качества (чаще всего цвет, реже форму). Однако мотив оценки при этом может иметь только предметный или житейский характер. У детей-дошкольников преобладает наглядно-образная память, которая носит непроизвольный характер. Как правило, она связана с их интересом к конкретному предмету или явлению. Но объем внимания очень невелик, оно неустойчиво и требует постоянного контроля со стороны взрослого. С 3-х летнего возраста у детей формируется интерес к рассматриванию как к процессу. Ребенок начинает разглядывать предмет вне действия с ним. При этом процесс рассматривания происходит не планомерно, т.к. ребенок еще не может управлять своим взором, его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. По этой причине зрительным восприятием детей данного возраста руководит взрослый.
Среди изображений, которые с удовольствием рассматривают дети данного возраста, в первую очередь следует назвать книжную иллюстрацию. Однако, рассказ ребенка об увиденном ограничивается простым перечислением деталей изображения. С подсказки взрослого он способен увидеть движение в изображении, а в ходе зрительного восприятия – различать холодные и теплые цвета. По видам изображения младшие дошкольники предпочитают объем, нежели плоскость (скульптура малых форм, мелкая пластика).
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей младшей группы с изобразительным искусством в I-й половине учебного года проводится в два этапа:
- Подготовительный (выявление индивидуальных психологических особенностей детей)
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на увиденное;
- прививать навыки:
- внимательного рассматривания воспринимаемого объекта;
- замечать движение в изображении;
- слушать и слышать взрослого.
3) развивать у детей интерес:
- к предметам искусства;
- к миру людей;
- к природе.
В процессе работы педагог пользуется картинками – сначала предметными, а затем сюжетными, обращая внимание детей на изображение, делая акцент на цвете; в дальнейшей работе использует народные игрушки из разных материалов: дымковские, филимоновские, архангельские, богородские, семеновские, полхово-майдановские и др., обращая внимание на эмоциональную характеристику образа, на цвет и характер движения. Далее проводится беседа о красоте окружающего мира.
- Игровой (использование дидактических игр для формирования первичных навыков).
Задачи:
- учить видеть разницу между объемным изображением и плоскостным (через восприятие игрушки, статуэтки, картинки);
- учить видеть и называть знакомые цвета;
- познакомить детей с некоторыми цветовыми оттенками;
- развивать у детей способность видеть гармоничное («красивое») сочетание цветов;
- дать детям первое представление о ритме (начальные этап работы).
Успешное решение этих задач обеспечивают дидактические игры, направленные на закрепление названий цвета; формирование умения выделять светлые и темные оттенки цвета; развитие способности видеть сочетание цветов.
Во II-й половине учебного года непосредственная образовательная деятельность по знакомству с изобразительным искусством проводятся 1 раз в неделю и включает в себя 6 разделов.
Разделы | Темы непосредственной образовательной деятельности |
1. Знакомство с народной игрушкой. | 1. Понятие народной игрушки. 2. Знакомство с дымковской игрушкой. 3. Играем с глиной. 4. Знакомство с филимоновской игрушкой. 5. Сравнение дымковской и филимоновской игрушек. 6. Народная игрушка из дерева (семеновская, городецкая, богородская, полхово-майдановская). 7. Такие разные игрушки. |
2. Первая встреча с книжной иллюстрацией. | 1. Книжная иллюстрация Ю.А.Васнецова. 2. Книжная иллюстрация Е.М.Рачева. 3. Книжная иллюстрация К.В.Овчинникова. |
3. Первая встреча с музеем. | 1. Понятие о музее. Залы народного искусства. |
4. Знакомство с архитектурой. | 1. Город, в котором мы живем. 2. Гуляем по Петербургу. 3. Красивые здания города. |
5. Первая встреча с древнерусским искусством. | 1. Рождество Христово. |
6. Подготовка ко второму посещению музея. | 1. Музей и картина. 2. Мы – художники. 3. Радуга-дуга. 4. Зимний пейзаж. 5. Букет для мамы. 6. Встреча с музеем (2-я экскурсия). |
С целью повышения эффективности непосредственной образовательной деятельности педагоги развивают у детей способность замечать и наблюдать происходящие в природе явления в режимных моментах.
Средняя группа.
В возрасте 4-5 лет ребенок уже способен замечать эстетические качества предмета, но объяснить их еще не может. Воспринимая окружающее, ребенок получает элементарное эстетическое наслаждение. В 4-летнем возрасте память проявляет элементы произвольности. В это же время у детей отмечаются первые признаки самоконтроля памяти, а резкое повышение его уровня происходит при переходе от 4-го к 5-му году жизни. Вниманием ребенка в этот период руководит взрослый, но, выполняя его требования, ребенок может уже сам управлять своим вниманием. Уже к 5 годам ребенок уходит от простого перечисления предметов изображения и пробует объяснить увиденное, может не согласиться с высказанной кем-то мыслью, но доказать свое мнение еще не может. Он эмоционально реагирует на понравившееся изображение и может с подсказки взрослого объяснить свои эмоции. 5-летний ребенок видит разницу между гуашью и акварелью, способен усвоить знания о холодных и теплых цветах, соотнося это с природой и окружающим миром.
Задачи:
- развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения;
- развитие памяти;
- формирование навыков устной речи;
- первое знакомство с тематическим многообразием произведений изобразительного искусства.
Непосредственная образовательная деятельность по знакомству с изобразительным искусством в данной возрастной группе проводится в I-й половине учебного года – 1 раз в неделю, во II-й – 2 раза в неделю.
Разделы | Темы непосредственной образовательной деятельности |
1. Скульптура. | 1. Экскурсия в Летний сад. 2. Материал и его свойства. 3. Скульптура и материалы. 4. Выразительные возможности скульптуры. |
2. Что изображено на картине. | 1. Встреча в природе в жизни и в живописи: - «Веселые краски»; - Что такое пейзаж; - Прогулка по Летнему саду; - Осенние пейзажи; - Зима; - Весна. 2. Первое знакомство с портретом. - Эмоциональное состояние образа через детские рисунки; - Эмоциональное состояние образа в портрете. - Первоначальное понятие портрета как жанр живописи. - Женские образы в портретной живописи. |
3. В гостях у книги. | 1. Книжная иллюстрация. 2. Знакомство с иллюстрациями В.Г.Сутеева. 3. Знакомство с иллюстрациями Е.И.Чарушина. 4. Знакомство с иллюстрациями В.В.Лебедева. 5. Художник и книга. |
4. Первая встреча с древнерусским искусством. | 1. Иконопись. 2. Рождество христово. 3. Первое знакомство с древнерусской архитектурой. |
5. Народное искусство. | 1. Народная игрушка. Понятие «народное искусство». 2. «Веселая матрешка». |
6. В мире окружающих зданий. | 1. Архитектурные образы Санкт-Петербурга. |
Старшая группа.
В возрасте 5 – 6 лет у ребенка появляется способность к систематическому рассматриванию предмета, при этом движение его взгляда характеризуется последовательностью, возрастает устойчивость внимания, которое тесно связано с развитием речи. Ребенок более правильно передает в речи то, что воспринимает. Возникновение произвольной памяти также связано с возрастанием регулирующей роли речи. Память все больше становится подконтрольной самому ребенку и связанной с мыслительной деятельность, подчиняясь специальной цели – запомнить. Рассматривая картину, ребенок может различать основные и составные, холодные и теплые цвета, определить цвет изображенных предметов. В этом возрасте формируются начальные навыки пространственного видения.
Разделы | Темы непосредственной образовательной деятельности |
1. Введение в основы понимания изобразительного искусства. | 1. Значение цвета в окружающем мире. 2. Понятия «основной» и «составной» цвет; «тон» и «оттенок». 3. Линия и форма. 4. Выразительность линий в изображении. 5. Фактура в природе. 6. Фактура в изобразительном искусстве. 7. Свет и тень в природе. 8. Свет и тень в искусстве. 9. Понятие ритма. 10. Ритм в природе, окружающем мире и изобразительном искусстве. |
2. Что изображено на картине. | 1. Понятие пейзажа в живописи. 2. Зрительное восприятие пейзажа. 3. Эмоциональное переживание образа природы в реальной действительности и в живописном пейзаже. 4. Весенний пейзаж – многообразие состояний природы. 5. Восприятие цвета, тона, перспективы в пейзаже. 6. Портрет – эмоциональное состояние окружающих людей. 7. Первое знакомство с интерьером. 8. Интерьер в живописи. 9. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. 10. Содержание натюрморта. 11. Эмоциональный характер композиции натюрморта. 12. понятие «историческая картина». 13. Сказка в живописи. 14. Мифы древней Греции. |
3. Графика | 1. Что такое графика. 2. Рисунок. 3. Цветная графика. 4. Книжная иллюстрация. 5. Книжная графика. |
4. Древнерусское искусство | 1. Икона как памятник древнерусской культуры. 2. Образы и сюжеты древнерусской иконописи. 3. Мир древнерусской архитектуры. |
5. Скульптура. | 1. Разновидности скульптуры – садово-парковая, станковая, монументальная. 2. Выразительные средства скульптуры и их роль в создании художественного образа. 3. Экскурсия в Летний сад. |
6. Народное искусство. | 1. Виды искусства. 2. Декоративно-прикладное искусство. 3. Красота народного искусства как непосредственная и глубокая связь с окружающей жизнью, бытом и мироощущением крестьянина. 4. История промыслов (Городец, Гжель, Хохлома, палех, Федоскино и др.) |
7. Архитектура. | 1. Красота и неповторимость Невского проспекта. 2. Знакомство с работами архитекторов: А.Д.Захарова, А.Н.Воронихина, Д.Трезини, К.И.Росси, Ф.Б.Растрелли, О.Монферран. 3. Ансамбли старого Петербурга. |
Подготовительная к школе группа.
В данном возрасте значительно возрастает концентрация внимания, его объем и устойчивость. Внимание становится опосредованным (регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т.п.), появляются элементы интеллектуального внимания, связанного с сосредоточенностью и направленностью мысли. Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала непосредственной образовательной деятельности в целенаправленную предметную и познавательную деятельность. Появляются элементы третьего вида внимания – послепроизвольного, так как в процессе обучения могут возникнуть интерес и вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение, создавая высокий уровень устойчивости внимания. Память ребенка определяется его интересом к процессу познания. Такие эмоции, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой познавательной деятельности, обеспечивая запоминание. В возрасте 6-7 лет идет процесс развития словесно-логической памяти. Воспринимая художественное изображение, он устанавливает элементарные связи между его частями, а в возрасте 7 лет способен описывать увиденное и давать объяснения в зависимости от опыта. Ребенок способен улавливать смысл художественного образа.
Разделы | Темы непосредственной образовательной деятельности |
1. Введение в основы языка изобразительного искусства. | 1. Значение цвета и его выразительные особенности в изображении (рисунке, картине, декоративной росписи), понятия «основной» и «составной» цвета, «тон», «оттенок». 2. Линия и форма в природе. 3. Линия и форма в изображении. 4. Фактура в природе. 5. Фактура в изобразительном искусстве. 6. Свет и тень в природе. 7. Свет и тень в искусстве. 8. Ритм в природе и изобразительном искусстве. |
2. Что изображает картина. | 1. Пейзаж, знакомство с произведениями художников-живописцев. 2. Летний пейзаж. 3. Весенний пейзаж. 4. Зимний пейзаж. 5. Весенний пейзаж. 6. Морской пейзаж. 7. Художественный образ в портрете. 8. Понятие «живописный портрет». 9. Содержание натюрморта и мотив изображения. 10. Разнообразие убранства интерьера. 11. Как работает художник. 12. Художник и материалы. 13. Жанровая (бытовая) картина. 14. Историческая картина. 15. Как люди раньше жили. |
3. Графика. | 1. Книжная графика. 2. Художники-иллюстраторы. 3. Рисунок. |
4. Древнерусская живопись. | 1. Памятники древнерусской национальной культуры, библейские сюжеты. 2. Православные праздники и их содержание. |
5. Скульптура. | 1. Содержание скульптуры – мотивы, сюжеты, образы. |
6. Народное искусство. | 1. Народные промыслы. |
7. Архитектура. | 1. Архитектура и история Санкт-Петербурга. 2. Архитектурные памятники. 3. Скульптурные памятники Санкт-Петербурга. 4. Старый Петербург. 5. Православные храмы Санкт-Петербурга как архитектурные памятники. |
Методика непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством имеет ряд отличительных особенностей:
1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
3.Во время непосредственной образовательной деятельности размещение вокруг экрана свободное, по выбору детей – на стульях или на ковре, благодаря чему ребенок может менять позу.
4. речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.
5. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).
6. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
7. Цель курса – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому и познавательному развитию Тема: «Бабочки»
Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи....
Развивающие сказки – как средство обогащения художественно-эстетического, познавательного, математического развития детей дошкольного возраста
Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Развивающие сказки – как средство обогащения художественно-эстетического, познавательного, математического развития детей дошкольного возраста».Материал п...
Рабочая программа по освоению образовательной деятельности "Художественно-эстетическое воспитание" (музыкальная деятельность) детей дошкольного возраста МДОУ Детский сад №6 с. Аргаяш Челябинской области
Рабочая программа по освоению образовательной деятельности "Художественно-эстетическое воспитание" (музыкальная деятельность) детей дошкольного возраста МДОУ Детский сад №6 с. Аргаяш Челябинской облас...
перспективный план работы по самообразованию по теме Создание художественно- эстетических условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО на 2015 - 2016 г.г
Данный план отражает работу с детьми, родителями и воспитателями по теме " Создание художественно - эстетических услови...
Дополнение к консультации « Интерактивная педагогика в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО"
Сегодня очень эффективен и широко используется новый подход в обучении дошкольников – интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной...
Использование музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении
В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в...
Представление практического опыта для педагогов ДОУ в интегрированной деятельности по художественно-эстетическому и речевому развитию детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Представление практического опыта для педагогов ДОУ в непосредственно образовательной интегрированной деятельности по художественно – эстетическому и речевому развитию детей средней группе компе...