Использование музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка
В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borozdina_o.v.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, овеянных мировой славой и малоизвестных. Сложно найти человека который бы хотя бы раз в жизни не посещал музей или картинную галерею. Свои музеи существуют почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.
Мини-музеи в нашем детском саду
В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Но здесь, несмотря на имеющиеся преимущества, мы столкнулись со следующими трудностями и недостатками:
- в нашем городе нет такого разнообразия музеев, как, например, в больших городах
- Сложность при организации выездных экскурсий (материальные затраты, необходимо организовать сопровождение, проезд, согласовать в руководством детского сада, родителями, ОГИБДД);
- Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают либо утомлены, либо слишком эмоциональны);
- Нарушают привычный режим ДОУ;
- Тема экскурсий, которые проводят сотрудники местных музеев часто не соответствует возрасту, программному содержанию.
Учитывая все эти сложности, которые могут возникнуть при взаимодействии музеев с детским садом, логичным решением является организация работы в другом направлении.
Мини-музей – это…
Мы пришли к заключению, что необходимо организовывать свои музеи, а точнее мини-музей. Поскольку:
- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования в шаговой доступности;
- Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я - экскурсовод» и др.);
- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.
- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия;
В дошкольных группах нашего детского сада на сегодняшний день расположились мини -музеи по мотивам Уральских промыслов
Это: музеи Уральской росписи, в котором дети знакомятся с тагильскими подносами, музей гончарного дела
музей гончарного дела , где представлены экспонаты гончарной мастерской из Таволги,
музей рисунков по сказам Бажова
Каслинское литье,
Камнерезное искусство,
Резьба по дереву,
"Кировград город металлургов",
Уральские самовары,
"Валяльный промысел"
Непосредственное общение с уральскими сувенирами оказывает большое внимание на формирование нравственных и патриотических чувств у ребенка. У детей формируется чувство гордости за талантливых людей, живших в нашем родном крае. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотизм поднимается до любви к своему Отечеству
Посредством музея дети знакомятся с работами уральских мастеров, расширяют знания о народном промысле, закладывается интерес и уважение к уральскому народному творчеству, расширение представления детей о многообразии изделий уральского декоративно-прикладного искусства. Воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство уральского народа.
Цель и задачи
Целью создания мини-музеев является: совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами
Задачи мини-музеев
• знакомство дошкольников с музеем и его значением, с самыми основными музееведческими терминами;
• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
• формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим;
• ознакомление с русскими народными промыслами, историей их возникновения,
• воспитание уважения к людям труда, восхищения их творчеством ;
• воспитание патриотических чувств, любви к родному краю и желания познавать культуру Урала (через народные промыслы);
• развитие творческого мышления, воображения, фантазии;
В музее, прежде всего, мы собирали экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём народе, его быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремились развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывали основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Второй особенностью музеев является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.
Организуя мини-музеи в группах детского сада педагогами были отмечены следующие преимущества, при создании мини-музеев в детском саду:
- Мини-музей расположен в детском саду, не надо устраивать «путешествия» на другой конец города;
- Экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);
- Дети – создатели, участники;
- Вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;
- Можно пригласить детей других групп детского сада;
- соответствует познавательному запросу детей, вносят разнообразие и неповторимость, дополняют образовательный процесс.
Основа для создания мини-музеев
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта, как получилось в нашем случае.
работа над созданием мини-музея – это своего рода проектная деятельность.
Поскольку в нашем детском саду единовременно организовывалось сразу несколько мини-музеев по промыслам Урала, дети получили возможность познакомиться и с другими промыслами Урала в соседних группах. Приняв роль гостей, наши дошкольники посещали мини-музея других групп нашего детского сада.
Правила поведения в мини-музее
Создавая мини-музеи в стенах нашего детского сада, мы не отказались от посещения музеев нашего города: кировградского историко-краеведческого музея, музея Висимского биосферного заповедника. И поэтому наши педагоги всегда ставят перед собой задачу: не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения»....
Событийная педагогика в дошкольном образовательном учреждении
Данная технология может быть полезна педагогам при организации воспитательно-образовательного процесса и планирования...
Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.
Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведе...
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для педагогов«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровлениядошкольного образовательного учреждения»...
Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения
Совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов в ДОУ...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения" Опубликовано 07.03.2022
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения"...
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».
Консультация для воспитателей«Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения»....