Инновационные технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ (ЗПР)
статья (старшая группа)

Башмакова Екатерина Викторовна

В данном выступлении представлены инновационные технологии в раюоте педагога-психолога с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx260.03 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в  работе

педагога-психолога  с детьми с ОВЗ (ЗПР)

Общие принципы и правила работы
с детьми с ОВЗ.

  1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику. 
  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность  детей. 
  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 

    Инновация — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

  • Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения, обеспечивающих инновационную деятельность.
  • Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

   Я, педагог-психолог дошкольного учреждения  работающего с детьми с диагнозом ЗПР (задержка психического развития).В нашем учреждении 4 группы компенсирующей направленности. На 2021-2022 учебный год в нашем учреждении воспитываются 52ребенка, из них 18 инвалидов. В каждой группе по 13 воспитанников. В своей профилактической         и коррекционно-развивающей деятельности я использую разные инновационные технологии. Несколько лет назад, я уже заостряла внимание на специфику работы с детьми с ЗПР и новые методы работы с такими детьми. Но время не стоит на месте. Педагог должен идти в ногу со временем, быть в курсе технических новшеств и изменений Вот некоторые  новые технологии, которые  помогают мне в моей работе с детьми «группы риска».

   Я хочу поделиться своим опытом использования одной из инновационных технологий в  коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. И это балансировочная доска Бильгоу, которая является одним из наиболее эффективных методов развития мозжечка. Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.

Балансировочная доска Бильгоу – специально разработанное устройство, помогающее детям и взрослым бороться с различными речевыми отклонениями, такими как СДВГ, дислексия, дисграфия, а также данная Доска помогает человеку, который занимается с её помощью улучшить свой вестибулярный аппарат. Итак, человек, который занимается с помощью доски Бильгоу должен встать на неё сверху, а доска при этом должна быть закреплена на округлой основе, благодаря которой, занимающийся человек начинает пытаться удерживать баланс и при этом еще выполнять различные упражнения.

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».

 

Ранее считалось, что мозжечок, часть головного мозга, который отвечает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему мы не падаем в процессе ходьбы. Однако, современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.

    Специалисты утверждают, что мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и др. Сам Фрэнк Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.

http://stopautism.ru/wp-content/uploads/2016/11/0691.jpg      https://prykoly.ru/wp-content/uploads/2020/06/437c3702745eb46dd84c409c2a901ccc.png

Нейроскакалка.

Нейроскакалка, что это? http://static.pleer.ru/i/gp/806/576/norm.jpg В отличие от простой скакалки, ее не нужно держать руками, она надевается на одну ногу. Сначала пластиковый обруч застегивается вокруг щиколотки, затем, чтобы скакалка вращалась, ее нужно оттолкнуть рукой или свободной ногой, а потом начать прыгать, перескакивая второй ногой через крутящуюся палку с роликом. Одна нога должна вращать скакалку, а вторая – перепрыгивать через нее. Это нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции способность к быстрому переключению внимания и создаёт новые нейронные связи в головном мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов. 

А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать 1-2,3-4, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели, будем развивать также левое полушарие. Нейроскакалка - отличный кардиотренажёр, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность. Кроме того такая скакалка доставит удовольствие не только детям, но и взрослым.

Бизиборд

Используя бизиборд, наши воспитанники с удовольствием занимаются со шнуровками, пуговицами, колесиками, различными игрушками, на которые интересно нажимать, щупать, гладить. Дети изучают каждую мелкую детальку: двигают дверную защёлку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, позвонить по телефону, открыть кошелёк или расстегнуть молнию и т.д. 

Игрушка-антистресс « POP IT»

Не так давно игрушечный мир наполнили игрушки-антистресс. Наверняка они есть у каждого ребенка.

Впервые появились игрушки-антистресс на территории Японии. Там они с первых же дней начали пользоваться большим спросом, потому крайне быстро такие вещицы попали на мировой рынок.

На сегодняшний день антистресс-игрушки выпускают совершенно разных форм и размеров, их изготавливают из разнообразных материалов. Неоспоримое преимущество таких вещей в том, что, как правило, они не вызывают аллергии, если речь идет, например, о мягких игрушках, которые так приятно тискать и мять. Изготавливаясь по особым технологиям, антистрессовые игрушки отлично сохраняют форму, служат долго, их можно давать в руки даже маленьким деткам. В коррекционно-развивающей  деятельности педагога-психолога  можно смело использовать эти игрушки.

Дети меняются, и удивлять их все сложнее и сложнее, заинтересовать чем-либо тоже нелегко.

Антистресс-игрушки в большинстве своем являются вещицами, которые нужно тискать и трогать руками. Такой акцент на ладони и пальцы был сделан не просто так. Дело в том, что на подушечках пальцев человека находится много нервных окончаний. Кожа на пальцах и ладонях достаточно чувствительная. Кроме этого, на кистях рук сосредоточено много точек, стимуляция которых не только может позитивно отразиться на психическом состоянии, но и положительно повлиять на работу внутренних органов и систем. Потому в тот момент, когда человек мнет и тискает тактильно приятную антистресс-игрушку, осуществляется воздействие на нервные окончания и точки. В итоге это приводит к улучшению общего самочувствия.

https://shkolnikopt.ru/pictures/product/big/188862_big.jpghttps://mobabit.ru/wa-data/public/shop/products/04/35/183504/images/436667/436667.970.jpghttps://markethot.ru/content/products/images/29807/67383.jpg

Кроме непосредственного развития мелкой моторики и концентрации, игрушку используют и для развития сенсорной интеграции. Но, в основном, поп-иты покупают ради антистресс-эффекта, причём не только дети.

Поп-иты бывают многих форм, размеров и цветов (яблочко, груша, рыбка, цветной шестиугольник…). Это силиконовый упругий каркас, заполненный мягкими «пузырьками». Круглые шарики продавливаются пальцем и снова принимают выпуклую форму с обратной стороны. Таким образом, игрушку можно использовать многократно, просто разворачивая ее другим боком.

Приспособление абсолютно безопасно для детей, у него нет мелких деталей, пупырку удобно мыть.

Мне, как педагогу, сразу на ум пришли несколько вариантов упражнений, решающих самые разные задачи. Больше всего для этого подойдет прямоугольный вариант пупырки с полем 6 на 6 кружочков.

1. Сенсорное развитие.

Для самых маленьких – изучение цветов с опорой на картинки: «Соотнеси цвет с картинкой». (Какой цвет у помидора, тучки, травки…?), - ребенку нужно посмотреть на картинку и нажать пальчиком на нужный цвет поля. «Подбери только зелёные», - сначала малыш нажимает на нужный кружок, затем подбирает картинку. В данном случае происходит развитие мыслительных операций, умения согласовывать имена существительные с прилагательными (синее платье, синий шар, синяя лента).

2. Оптико-пространственное восприятие.

Для игры понадобится две панели. На одной взрослый даёт образец узора, задача ребенка – выполнить у себя такой же. Задачу можно усложнить, предложив продавить рисунок в зеркальном варианте.

3. Изучение букв и цифр.

Закрепить образ буквы или цифры можно с помощью их продавливания на панели. Покажите ребенку образец, и непременно дайте возможность выложить букву самостоятельно.

4. Формирование математических представлений.

Начиная от формирования понятия «один-много» у малышей, заканчивая счётом в пределах 36 у дошкольников, продавливаем заданное количество кружков. Примеры на сложение, вычитание, нахождение неизвестного, сравнение чисел, решение задач, - все это наглядно можно продавить на панели игры.

5. Развитие словарного запаса.

«Кто больше придумает» - называем по очереди слова, одновременно продавливая кружок (названия диких животных, деревья, транспорт…)

8. Развитие межполушарного взаимодействия

Проговаривание и продавливание кружков сначала одной рукой, затем двумя одновременно (используем две панели в форме ладошки).

Предлагаем ребенку продавливать двумя указательными пальцами одновременно узоры в разных направлениях (на прямоугольном поле).

9. Развитие памяти

Предлагаем ребенку запомнить выполненный взрослым узор, выдавить такой же на своей панели. Или даём инструкцию, которую нужно запомнить и выполнить. (Два красных, три жёлтых, один зелёный).

Чудо-тренажер 
«Резиночка-пружинка
»

Предлагаю для использования на рефлекторные точки тренажер чудо-резинку – Резинку-пружинку, сделанную из силикона. Силикон — мягкий, гибкий, но в то же время прочный и эластичный, несмотря на растягивание, материал не рвется, легко возвращается в первоначальный вид, хорошо моется.

Комплекс упражнений:

Для рук

1. «Разогреем ладошки» -

А) Складываем резинку пополам и катаем продольными движениями вверх-вниз

«Мы резиночку складем и ладошки разотрем. 1,2,3,4,5 – очень весело катать!»

Б) Одеваем резинку на ладонь правой руки и катаем продольными движениями между ладонями. Тоже на левую руку.

«Мы резиночку надели и катаем сверху-вниз, нажимаем на резинку, чтоб здоровье нам добыть»

В) Одеваем резинку на ладонь правой руки и катаем продольными движениями на тыльной стороне ладони. Тоже на левой руке.

2. «Колечко»

Одеваем резинку на большой палец левой руки и накручиваем, чтоб резинка стала как колечко. Пальцами правой руки двигаем резинку вверх-вниз. Так делаем на все пальчики.

«Мы резиночку одели - получилось кольцо, вверх и вниз его катаем пальчики разогреваем»

3. «Цепочка»

Перебираем пальцами резиночку, сначала правой рукой, потом левой.

«Каждый завиток считаю, я резиночку перебираю!»

Для ног

1. «Разогревание стоп»

Одеваем резиночку на босую ступню правой ноги и катаем резиночку вверх-вниз по подошве, затем по верху стопы. Тоже делаем для левой ступни.

«Я резиночку катаю вверх и вниз не устаю. Стопы я разогреваю, быть здоровым я хочу!»

2. Сложите резинку пополам и покатать по полу стопой правой ноги, затем левой.

«Мы резиночку складем и стопы ног разотрем. 1,2,3,4,5 – очень весело катать!»

После выполнения упражнений резинка промывается с мылом под проточной водой и просушивается.

Упражнения можно выполнять как на занятиях, так и для гимнастики пробуждения.

Камешки Марблс

Камешки Марблс используются на коррекционно-развивающих занятиях как средство развития мелкой моторики рук, для формирования пространственных отношений, для закрепления знаний цветов. Игры  могут быть использованы на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Интерактивные игры

В своей работе я использую игры разработанные мной. В моей педагогической копилки имеются игры-презентации по следующим направлениям:

  • игры на развитие познавательной сферы;
  • игры на развитие сенсорной сферы;
  • игры на развитие эмоциональной сферы;
  • игры на развитие коммуникативной сферы.

Использование интерактивной доски на групповых коррекционно-развивающих занятиях со старшими дошкольниками является активным психолого-педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом необходимых функций, влияющих на развитие представлений ребенка об окружающем мире

Грамотное использование методов и приёмов инновационных технологий даёт положительные результаты в коррекционно-образовательной работе с детьми ОВЗ.(ЗПР).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».

Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...

« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».

Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...

Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста

Проект – инсценировка по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста» Занятие имеет целью развити...

Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения

В статье  говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий  связано с тем, что современные требо...

Инновационные технологии в работе с детьми с нарушением речи

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №45КВ          ОПЫТ РАБОТЫ«Инновационные технологии в работе с детьми с наруше...

Презентация к проекту – инсценировке по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста.

Инсценировка имеет целью развитие коммуникативных умений детей с применением технологий сказкотерапии, технологии невербального общения, артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, самомассажа и ...