Проект «Мусор Земле не к лицу»
проект (средняя группа)
Проект
«Мусор Земле не к лицу»
в рамках инновационной деятельности по реализации
основной образовательной программы
Проектная деятельность
«Охрана окружающей среды»
средний возраст
Омск
Девиз проекта «Охрана окружающей среды»
«Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки!»
Проблема:
Мусор в нашей группе появляется каждый день, представьте себе сколько его на территории сада? А дома? А во всем городе? Ищем ответ на вопрос «Что делать с мусором, который появляется в нашей группе?»
Гипотеза:
Если бытовые отходы сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А что еще можно сделать с мусором?
Актуальность проблемы:
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни, любовь к родному краю, стране.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
В этом возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь малышу ощутить себя частью этой природы.
Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, у них не воспитано чувство единения, с природой, и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.
Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру.
Как же пробудить в них желание остановиться, присмотреться, задуматься? Как же научить их прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить? Первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.
Решать задачи и отрывать что-то новое можно по-разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть. Эффективнее всего научить исследовать природу с помощью игровых приемов. Один из них – прием выявления и разрешения экологических противоречий. Чем такое решение эффективней? Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. И здесь нам помогает игра. На мой взгляд, именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Этим проектом мы вместе с детьми хотим внести свою лепту в решение общемировой проблемы «Что делать с мусором?» На мой взгляд, ребенок 4-5 лет не может в данный момент времени как-либо повлиять на загрязнение окружающей среды огромными мусорными свалками, решать проблемы утилизации или очистить от мусора окружающий наш детский сад лес. Но! Кое- что доступно и нам.
В нашей группе ежедневно появляются упаковки от различных продуктов: пакеты из под кефира, стаканчики из под йогурта, пластиковые крышки, бутылки из под воды, картонные коробки, втулки от рулонов туалетной бумаги и так далее. А что если не выбрасывать все это, а творчески переработать в оригинальные, веселые и даже полезные поделки?
Ежедневно во время дежурства дети принимают участие в уборке группы и часто у нас возникают вопросы: Откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? А из чего делают все эти упаковки? Что с ними происходит после использования? и т.д. В нашем проекте мы попытаемся ответить на эти вопросы и попытаться на доступном нам уровне решить вопрос «Что делать с мусором?»
Цель проекта:
Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе в процессе расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах.
Задачи проекта:
Развивать экологическую культуру.
Формировать представления детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, способах предотвращения загрязнения.
Дать детям представление о некоторых видах бытовых отходов, их свойствах, способах производства и переработки упаковок продуктов, сортировке отходов и сроках их разложения в природе.
Найти способы использования бросового материала.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Возраст участников: дети 4-5 лет.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.
Формы организации проекта:
1.Опрос детей.
2.ООД.
3.Наблюдение «Куда девается мусор»;
4.Беседа «Спасем Землю от мусора»;
5.Просмотр презентации «Наши отходы»;
6.Мастерская «Вторая жизнь отходам»;
7.Чтение художественной литературы экологической тематики;
8.Дидактические игры экологической направленности:
«Из чего сделан предмет?»;
« Расскажи о предмете»;
«Четвертый лишний»;
«Что будет, если...?»
9. Экспериментальная деятельность.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (срок с 01.10.2017- 01.11.2017).
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей.
1. Поиск информации о бытовых отходах, проблемах загрязнения мусором окружающей среды.
2. Создание перспективного плана деятельности.
3. Сбор и сортировка мусора от жизнедеятельности группы в течение первой недели работы над проектом (пластик, картон, бумага)
4. Оценка педагогом и детьми количества отходов в группе за неделю.
5. Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап - основной (практический), (срок с 01.11.2017- 19.01.2018)
-совместная исследовательская деятельность педагога, детей и родителей
Задача этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:
1.Посредством подготовки видеоматериалов и презентации познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.
Просмотр видеосюжетов в ходе совместной деятельности педагога и детей «Свалки мусора в Омске», «Жизнь упаковки «тетра пак», «Как правильно складывать упаковку «тетра пак» для утилизации», «Во что перерабатывают мусор»
2.Организовать блок опытно-экспериментальной совместной деятельности по изучению свойств пластика, картона и бумаги:
- «А может ли мусор растворяться в воде?» Наблюдать с детьми за мусором в прозрачных контейнерах с водой;
- Мусор в земле;
3. Беседы «Чем мусор вредит окружающей среде?», «Мусор - это хорошо или плохо?», «Что нельзя делать в природе?»
4. Обобщить представления детей о правилах поведения в природе. Нарисовать природоохранные знаки «Не бросайте мусор!» (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах).
5. Подготовить творческую лабораторию в группе для переработки бросового материала. Организовать изготовление поделок из мусора педагогом и детьми в группе.
6. Чтение художественных произведений экологической тематики.
7. Привлечь родителей к изготовлению поделок из бросового материала.
8. Организовать дидактические и подвижные игры экологической направленности. «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу); «Расскажи о предмете»; «Четвертый лишний»; «Что будет, если…?» и т.д…
9. Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.
10. Экспериментальная деятельность
Опыт №1. Мусор в земле.
Закопаем в ящик с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.
III этап – заключительный (срок с 19.01.2018-31.01.2018).
Задачи этапа: обобщение и распространение опыта работы над проектом и определение результата практической деятельности педагога, детей и родителей.
1. Изучение и систематизация материала по теме проекта.
2. Открытие выставки «Мусор – это интересно!» Рассматривание и обсуждение работ, выполненных детьми, совместно с родителями;
3. Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ.
4. Презентация проекта «Мусор Земле не к лицу» на педагогическом совете.
Место проведение: БДОУ «Детский сад № 339 общеразвивающего вида»
Сроки проектной деятельности: 01.10.2017-31.01.2018. Презентация проектов на ПС №3.
Режим работы: во время образовательной совместной и самостоятельной деятельности с детьми и родителями
4. Ожидаемые результаты
1. Вызвать интерес у детей и родителей к проблеме «Что делать с мусором?».
2. Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий.
3. Повышение экологической компетенции у родителей и детей.
4. Благоустройство и украшение группы и участка в детском саду с использованием «мусора нашей группы».
Используемая литература:
1. Л.П. Симонова «Ключи от природы», «Агар», Москва,1998
2. Экология животных. Учебное пособие под редакцией Н.М. Черновой. М. «Вентано-Граф», 2007.
3. Интернет – ресурс.
Приложение 1
Берегите природу
автор: Венера Рудько
Берегите люди, прошу вас, берегите,
Матушку Природу, чистой сохраните.
Оглянитесь люди, сколько много зла,
Мусором и грязью, планета обросла.
Бросили вы жвачку, как делали всегда,
Голодная синичка гибель в ней нашла,
И поранит зверя битое стекло,
Люди, неужели, в душе вам, всё равно?
А Земля вам дарит пищу, свет, тепло,
Так цените, люди, то, что вам дано.
Отдохнув с друзьями, затуши костер,
А иначе лес накроет огненный ковер,
И помчится пламя по лесам, полям,
И завоет болью матушка Земля.
И бельчонок малый, не в силах убежать,
В пожаре погибая, будет кликать мать.
Пропадают звери, птицы погибают,
Все цветы, деревья тихо увядают.
А когда всё стихнет, может, ты поймешь,
Что в потухшем мире, не правильно живешь.
Берегите люди, Землю берегите!
И любовь к Природе в сердце сохраните!
Кормилец
Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.
Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?
(А. Орлова)
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Будь человеком
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
(С. Михалков)
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
Приложение 2
Приложение 3
Рассказы о природе для младших школьников
Воздушная дорожка. Автор: Н. И. Сладков
Речка замёрзла ночью. А будто ничего и не изменилось: как была тихой и чёрной, так и осталась тихой и чёрной. Даже утки домашние обманулись: с кряканьем разбежались под горку, с ходу бросились да и покатились по льду на животах!
Я шёл по берегу и смотрел на чёрный лёд. И в одном месте заметил непонятную белую полосу — от берега к середине. Как Млечный Путь на ночном небе — из белых точек-пузырьков. Когда я надавил на лёд, пузырики под ним заползали, зашевелились, стали переливаться. Но почему воздушные пузырьки пролегли такой узкой и длинной дорожкой?
Отгадка пришла не сразу. Только на третий день, и совсем в другом месте, я увидел плывущего подо льдом зверька: путь его отмечали воздушные пузырьки! Сразу объяснилась воздушная дорожка. Под берегом была нора ондатры; ныряя, ондатра «надышала» свою удивительную тропу из воздуха!
Пора спать. Автор: В. В. Бианки
Сплошная серая туча надвинулась на солнце. С неба падает мокрый серый снег.
Сердито хрюкая, проковылял к себе в нору жирный барсук. Он недоволен: сыро в лесу, грязно. Пора поглубже под землю — в сухое, чистое песчаное логово. Пора спать заваливаться.
Маленькие всклокоченные лесные вороны — кукши — передрались в чаще. Мелькают мокрым пером цвета кофейной гущи. Орут резкими вороньими голосами.
Глухо каркнул с вершины старый ворон: завидел падаль вдали. Полетел, блестя лаком иссиня-чёрных крыльев.
Тихо в лесу. Серый снег тяжело падает на почерневшие деревья, на бурую землю. На земле гниёт лист.
Снег гуще, гуще. Пошёл большими хлопьями, засыпал чёрные сучья деревьев, покрыл землю...
Шёпот снегов. Автор: И. Д. Полуянов
Падает снег на бурые заросли таволги и зелёный, с сизой просинью можжевельник. Шелестит снег, шуршит, будто шепчет, сталкиваясь в замедленном полёте с ветвями деревьев. Шорох в лесу. Шорох снежинок. Сливается он в несмолкающий шёпот, тихий и немного грустный.
Каждое дерево по-своему встречает снег. Запахнув хвою, как шубы, ели протягивают навстречу снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап. Ну, привет, привет... Лети-ка мимо! Дают понять: нам и без тебя, снег, зимой хорошо!
Рассеянно, в отрешённой задумчивости сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Рябина, с которой дрозды осенью не склевали всех ягод, показывает багряную мёрзлую гроздь: пожалуйста, засыпли, снежок, одна осталась... Берёзы опустили гибкие ветви. Сухой колкий снег летит, едва их касаясь, и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег. И берёзы не шелохнутся, опустили сучья. Опустили, подсказывают: вот... вот сюда ещё сыпни, укрой нам ноги. Зябнется, укрой их потеплей!
А молодая ёлочка подставляет снегу все свои лапки. Словно внове ей снег. Сдаётся, она разглядывает иглистые его кристаллики. Снег шепчет, и она шепчет: хорош-ш-шо... хорошо!
Снегопад в лесу. Шёпот в лесу. О чём хотят поведать миру белые снежинки?
Лес слушает чутко. Поля замерли и слушают. В одинокой избе на бугре вспыхнули окна — как глаза открылись на лес, на поле с изгородями, стогами соломы. Слушает изба, глаза распахнула; она-то поймёт, старая, с покосившимся крылечком, о чём шепчут снега!
Шёпот, шёпот... Бережно, ласково опускаются снежинки на поля и деревья, на былинки и крышу избы. Опускаются и шепчут. И мне, кажется, понятен этот шёпот: если касаться деревьев, трав и белой крыши избы, то надо касаться так же бережно, как снежинки в зимний мягкий снегопад.
Приложение 4
Конспект НОД по экологии для среднего возраста
Тема: «Природа - чудесница».
Цель: Ознакомление дошкольников с понятием «Человек и окружающая природа – единое целое».
Задачи:
Обучающие: учить наблюдать за жизнью природы.
Образовательные: показать детям многообразие растительного и животного мира. Помочь почувствовать красоту и многообразие природы.
Развивающие: развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу.
Ход НОД:
Воспитатель: - Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное сегодня настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнётесь мне радостно, по – доброму, тогда и в группе нашей станет светлей!
Дети улыбаются.
Вводная беседа.
Воспитатель: - Загадаю я вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше занятие.
Встал стеною до небес
Перед нами чудо…..
Дети: - Лес.
Воспитатель: - Правильно, лес. Молодцы! Отправимся мы сегодня в лес на прогулку. Не за грибами и не ягодами, а чудесами! А какие в лесу могут быть чудеса?
Дети задумываются.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение.
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведанной птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
- Но как же мы попадем в лес, как можно до него добраться?
Дети: на автобусе, пешком, на машине.
Воспитатель: - проще всего давайте превратимся во что - ни будь или в кого-нибудь.
Дети соглашаются с радостью.
В облака мы превратимся,
К лесу ближнему помчимся.
Чтоб увидеть с высоты
Деревья, травы и кусты.
Путешествие в лес.
Воспитатель подбрасывает вверх листья деревьев, раскрашенные в осенние цвета.
Листья разноцветные
На ветру кружатся,
И на землю падают,
И ковром ложатся.
Дети ловят и называют, с какого дерева лист.
- Какие красивые листья: жёлтые, красные. А почему они такие?
Дети: - Потому что осень наступила.
Воспитатель: - Правильно, а какие они были летом?
Дети: - Зелёные.
Воспитатель: - А какие они были весной?
Дети: - Сначала были почки, потом распустились и стали маленькими зелёненькими.
Воспитатель: - Хорошо, молодцы. Что с ними будет, когда зима придёт?
Дети: - Опадут и деревья будут голые.
Воспитатель: - Правильно. Вот вам и чудо: из зелёных листья жёлтыми становятся, а потом багряными.
Воспитатель берёт иллюстрацию с молодым клёном.
- А вот маленький клён. Он встречает свой первый листопад.
Свой самый первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он.
Надеты на его сучки
Пять листьев вырезных.
Они красны и широки, совсем как у больших.
( В. Берестов)
Физкультминутка
Воспитатель: - А знаете, мне кажется, что Даша очень похожа на берёзу, Никита на дуб, а Карина стройная, как осинка молоденькая. Давайте представим, что мы деревья.
Дети изображают то дерево, то листочек, которого у них в руках.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише –
Деревцо всё выше, выше.
- А я буду ветром. Подул ветерок…
Дети изображают качающиеся деревья. Тише или сильнее, в зависимости от силы ветра. В конце игры листья опадают, и ветер собирает их в кучу.
Продолжение путешествия.
Воспитатель: - Ребята, идите скорее все сюда! Отгадайте, что я нашла?
Маленький – удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.
Дети: - Гриб.
Воспитатель: - Правильно, гриб. Вот так чудо! Грибок!
Находят грибок под осинкой.
Воспитатель: - Как называется этот грибок?
Дети: - Подосиновик.
Воспитатель: - Правильно, подосиновик. А почему он так называется?
Дети: - Потому что он растёт под осиной.
Воспитатель: - Правильно, молодцы. Что мы с ним можем сделать?
Дети: - Сварить, пожарить.
Воспитатель: - Правильно, приготовить что – ни будь из него. А кто живёт в лесу?
Дети: - Птицы, звери.
Воспитатель: - Как вы думаете, кого из лесных жителей можно увидеть в лесу в пору листопада?
Дети: - Белку, ежа.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду –
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
(Я. Аким)
Воспитатель: - А вот под клёнами клубок из листьев движется, кто это?
Загорелись, как пожар
На рябине кисти,
Катится на встречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаёшь?
Приглядитесь – это ёж!
Золотым клубочком стал
Хитрый ёжик колкий.
Листья клёна нанизал
На свои иголки.
Их несёт к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под ёлкой сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до весны
В тёплой колыбели.
(Т.Шорыгина)
Воспитатель: - Вот сколько чудесных встреч приготовил нам осенний лес. И пусть для всех посетителей, которые хотят познакомиться с чудесами природы, лес ещё не один раз откроет свои двери. Словно гостеприимный дом.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Смело заходи в тот дом –
Чудеса ты встретишь в нём.
Включаю пение птиц, дети слушают.
А нам пора возвращаться пора в группу. Давайте мы с вами опять превратимся в детей.
Итог занятия.
Ну вот мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что было интересного и необычного в сегодняшней встрече с лесом?
Дети высказывают свои мнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_musor_zemle_ne_k_litsu.docx | 264.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мусор Земле не к лицу»
в рамках инновационной деятельности по реализации
основной образовательной программы
Проектная деятельность
«Охрана окружающей среды»
средний возраст
Омск
Девиз проекта «Охрана окружающей среды»
«Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки!»
Проблема:
Мусор в нашей группе появляется каждый день, представьте себе сколько его на территории сада? А дома? А во всем городе? Ищем ответ на вопрос «Что делать с мусором, который появляется в нашей группе?»
Гипотеза:
Если бытовые отходы сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А что еще можно сделать с мусором?
Актуальность проблемы:
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни, любовь к родному краю, стране.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
В этом возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь малышу ощутить себя частью этой природы.
Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, у них не воспитано чувство единения, с природой, и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.
Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру.
Как же пробудить в них желание остановиться, присмотреться, задуматься? Как же научить их прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить? Первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.
Решать задачи и отрывать что-то новое можно по-разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть. Эффективнее всего научить исследовать природу с помощью игровых приемов. Один из них – прием выявления и разрешения экологических противоречий. Чем такое решение эффективней? Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. И здесь нам помогает игра. На мой взгляд, именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Этим проектом мы вместе с детьми хотим внести свою лепту в решение общемировой проблемы «Что делать с мусором?» На мой взгляд, ребенок 4-5 лет не может в данный момент времени как-либо повлиять на загрязнение окружающей среды огромными мусорными свалками, решать проблемы утилизации или очистить от мусора окружающий наш детский сад лес. Но! Кое- что доступно и нам.
В нашей группе ежедневно появляются упаковки от различных продуктов: пакеты из под кефира, стаканчики из под йогурта, пластиковые крышки, бутылки из под воды, картонные коробки, втулки от рулонов туалетной бумаги и так далее. А что если не выбрасывать все это, а творчески переработать в оригинальные, веселые и даже полезные поделки?
Ежедневно во время дежурства дети принимают участие в уборке группы и часто у нас возникают вопросы: Откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? А из чего делают все эти упаковки? Что с ними происходит после использования? и т.д. В нашем проекте мы попытаемся ответить на эти вопросы и попытаться на доступном нам уровне решить вопрос «Что делать с мусором?»
Цель проекта:
Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе в процессе расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах.
Задачи проекта:
Развивать экологическую культуру.
Формировать представления детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, способах предотвращения загрязнения.
Дать детям представление о некоторых видах бытовых отходов, их свойствах, способах производства и переработки упаковок продуктов, сортировке отходов и сроках их разложения в природе.
Найти способы использования бросового материала.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Возраст участников: дети 4-5 лет.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.
Формы организации проекта:
1.Опрос детей.
2.ООД.
3.Наблюдение «Куда девается мусор»;
4.Беседа «Спасем Землю от мусора»;
5.Просмотр презентации «Наши отходы»;
6.Мастерская «Вторая жизнь отходам»;
7.Чтение художественной литературы экологической тематики;
8.Дидактические игры экологической направленности:
«Из чего сделан предмет?»;
« Расскажи о предмете»;
«Четвертый лишний»;
«Что будет, если...?»
9. Экспериментальная деятельность.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (срок с 01.10.2017- 01.11.2017).
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей.
1. Поиск информации о бытовых отходах, проблемах загрязнения мусором окружающей среды.
2. Создание перспективного плана деятельности.
3. Сбор и сортировка мусора от жизнедеятельности группы в течение первой недели работы над проектом (пластик, картон, бумага)
4. Оценка педагогом и детьми количества отходов в группе за неделю.
5. Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап - основной (практический), (срок с 01.11.2017- 19.01.2018)
-совместная исследовательская деятельность педагога, детей и родителей
Задача этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:
1.Посредством подготовки видеоматериалов и презентации познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.
Просмотр видеосюжетов в ходе совместной деятельности педагога и детей «Свалки мусора в Омске», «Жизнь упаковки «тетра пак», «Как правильно складывать упаковку «тетра пак» для утилизации», «Во что перерабатывают мусор»
2.Организовать блок опытно-экспериментальной совместной деятельности по изучению свойств пластика, картона и бумаги:
- «А может ли мусор растворяться в воде?» Наблюдать с детьми за мусором в прозрачных контейнерах с водой;
- Мусор в земле;
3. Беседы «Чем мусор вредит окружающей среде?», «Мусор - это хорошо или плохо?», «Что нельзя делать в природе?»
4. Обобщить представления детей о правилах поведения в природе. Нарисовать природоохранные знаки «Не бросайте мусор!» (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах).
5. Подготовить творческую лабораторию в группе для переработки бросового материала. Организовать изготовление поделок из мусора педагогом и детьми в группе.
6. Чтение художественных произведений экологической тематики.
7. Привлечь родителей к изготовлению поделок из бросового материала.
8. Организовать дидактические и подвижные игры экологической направленности. «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу); «Расскажи о предмете»; «Четвертый лишний»; «Что будет, если…?» и т.д…
9. Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.
10. Экспериментальная деятельность
Опыт №1. Мусор в земле.
Закопаем в ящик с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.
III этап – заключительный (срок с 19.01.2018-31.01.2018).
Задачи этапа: обобщение и распространение опыта работы над проектом и определение результата практической деятельности педагога, детей и родителей.
1. Изучение и систематизация материала по теме проекта.
2. Открытие выставки «Мусор – это интересно!» Рассматривание и обсуждение работ, выполненных детьми, совместно с родителями;
3. Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ.
4. Презентация проекта «Мусор Земле не к лицу» на педагогическом совете.
Место проведение: БДОУ «Детский сад № 339 общеразвивающего вида»
Сроки проектной деятельности: 01.10.2017-31.01.2018. Презентация проектов на ПС №3.
Режим работы: во время образовательной совместной и самостоятельной деятельности с детьми и родителями
4. Ожидаемые результаты
1. Вызвать интерес у детей и родителей к проблеме «Что делать с мусором?».
2. Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий.
3. Повышение экологической компетенции у родителей и детей.
4. Благоустройство и украшение группы и участка в детском саду с использованием «мусора нашей группы».
Используемая литература:
1. Л.П. Симонова «Ключи от природы», «Агар», Москва,1998
2. Экология животных. Учебное пособие под редакцией Н.М. Черновой. М. «Вентано-Граф», 2007.
3. Интернет – ресурс.
Приложение 1
Берегите природу
автор: Венера Рудько
Берегите люди, прошу вас, берегите,
Матушку Природу, чистой сохраните.
Оглянитесь люди, сколько много зла,
Мусором и грязью, планета обросла.
Бросили вы жвачку, как делали всегда,
Голодная синичка гибель в ней нашла,
И поранит зверя битое стекло,
Люди, неужели, в душе вам, всё равно?
А Земля вам дарит пищу, свет, тепло,
Так цените, люди, то, что вам дано.
Отдохнув с друзьями, затуши костер,
А иначе лес накроет огненный ковер,
И помчится пламя по лесам, полям,
И завоет болью матушка Земля.
И бельчонок малый, не в силах убежать,
В пожаре погибая, будет кликать мать.
Пропадают звери, птицы погибают,
Все цветы, деревья тихо увядают.
А когда всё стихнет, может, ты поймешь,
Что в потухшем мире, не правильно живешь.
Берегите люди, Землю берегите!
И любовь к Природе в сердце сохраните!
Кормилец
Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.
Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?
(А. Орлова)
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Будь человеком
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
(С. Михалков)
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
Приложение 2
Приложение 3
Рассказы о природе для младших школьников
Воздушная дорожка. Автор: Н. И. Сладков
Речка замёрзла ночью. А будто ничего и не изменилось: как была тихой и чёрной, так и осталась тихой и чёрной. Даже утки домашние обманулись: с кряканьем разбежались под горку, с ходу бросились да и покатились по льду на животах!
Я шёл по берегу и смотрел на чёрный лёд. И в одном месте заметил непонятную белую полосу — от берега к середине. Как Млечный Путь на ночном небе — из белых точек-пузырьков. Когда я надавил на лёд, пузырики под ним заползали, зашевелились, стали переливаться. Но почему воздушные пузырьки пролегли такой узкой и длинной дорожкой?
Отгадка пришла не сразу. Только на третий день, и совсем в другом месте, я увидел плывущего подо льдом зверька: путь его отмечали воздушные пузырьки! Сразу объяснилась воздушная дорожка. Под берегом была нора ондатры; ныряя, ондатра «надышала» свою удивительную тропу из воздуха!
Пора спать. Автор: В. В. Бианки
Сплошная серая туча надвинулась на солнце. С неба падает мокрый серый снег.
Сердито хрюкая, проковылял к себе в нору жирный барсук. Он недоволен: сыро в лесу, грязно. Пора поглубже под землю — в сухое, чистое песчаное логово. Пора спать заваливаться.
Маленькие всклокоченные лесные вороны — кукши — передрались в чаще. Мелькают мокрым пером цвета кофейной гущи. Орут резкими вороньими голосами.
Глухо каркнул с вершины старый ворон: завидел падаль вдали. Полетел, блестя лаком иссиня-чёрных крыльев.
Тихо в лесу. Серый снег тяжело падает на почерневшие деревья, на бурую землю. На земле гниёт лист.
Снег гуще, гуще. Пошёл большими хлопьями, засыпал чёрные сучья деревьев, покрыл землю...
Шёпот снегов. Автор: И. Д. Полуянов
Падает снег на бурые заросли таволги и зелёный, с сизой просинью можжевельник. Шелестит снег, шуршит, будто шепчет, сталкиваясь в замедленном полёте с ветвями деревьев. Шорох в лесу. Шорох снежинок. Сливается он в несмолкающий шёпот, тихий и немного грустный.
Каждое дерево по-своему встречает снег. Запахнув хвою, как шубы, ели протягивают навстречу снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап. Ну, привет, привет... Лети-ка мимо! Дают понять: нам и без тебя, снег, зимой хорошо!
Рассеянно, в отрешённой задумчивости сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Рябина, с которой дрозды осенью не склевали всех ягод, показывает багряную мёрзлую гроздь: пожалуйста, засыпли, снежок, одна осталась... Берёзы опустили гибкие ветви. Сухой колкий снег летит, едва их касаясь, и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег. И берёзы не шелохнутся, опустили сучья. Опустили, подсказывают: вот... вот сюда ещё сыпни, укрой нам ноги. Зябнется, укрой их потеплей!
А молодая ёлочка подставляет снегу все свои лапки. Словно внове ей снег. Сдаётся, она разглядывает иглистые его кристаллики. Снег шепчет, и она шепчет: хорош-ш-шо... хорошо!
Снегопад в лесу. Шёпот в лесу. О чём хотят поведать миру белые снежинки?
Лес слушает чутко. Поля замерли и слушают. В одинокой избе на бугре вспыхнули окна — как глаза открылись на лес, на поле с изгородями, стогами соломы. Слушает изба, глаза распахнула; она-то поймёт, старая, с покосившимся крылечком, о чём шепчут снега!
Шёпот, шёпот... Бережно, ласково опускаются снежинки на поля и деревья, на былинки и крышу избы. Опускаются и шепчут. И мне, кажется, понятен этот шёпот: если касаться деревьев, трав и белой крыши избы, то надо касаться так же бережно, как снежинки в зимний мягкий снегопад.
Приложение 4
Конспект НОД по экологии для среднего возраста
Тема: «Природа - чудесница».
Цель: Ознакомление дошкольников с понятием «Человек и окружающая природа – единое целое».
Задачи:
Обучающие: учить наблюдать за жизнью природы.
Образовательные: показать детям многообразие растительного и животного мира. Помочь почувствовать красоту и многообразие природы.
Развивающие: развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу.
Ход НОД:
Воспитатель: - Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное сегодня настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнётесь мне радостно, по – доброму, тогда и в группе нашей станет светлей!
Дети улыбаются.
Вводная беседа.
Воспитатель: - Загадаю я вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше занятие.
Встал стеною до небес
Перед нами чудо…..
Дети: - Лес.
Воспитатель: - Правильно, лес. Молодцы! Отправимся мы сегодня в лес на прогулку. Не за грибами и не ягодами, а чудесами! А какие в лесу могут быть чудеса?
Дети задумываются.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение.
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведанной птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
- Но как же мы попадем в лес, как можно до него добраться?
Дети: на автобусе, пешком, на машине.
Воспитатель: - проще всего давайте превратимся во что - ни будь или в кого-нибудь.
Дети соглашаются с радостью.
В облака мы превратимся,
К лесу ближнему помчимся.
Чтоб увидеть с высоты
Деревья, травы и кусты.
Путешествие в лес.
Воспитатель подбрасывает вверх листья деревьев, раскрашенные в осенние цвета.
Листья разноцветные
На ветру кружатся,
И на землю падают,
И ковром ложатся.
Дети ловят и называют, с какого дерева лист.
- Какие красивые листья: жёлтые, красные. А почему они такие?
Дети: - Потому что осень наступила.
Воспитатель: - Правильно, а какие они были летом?
Дети: - Зелёные.
Воспитатель: - А какие они были весной?
Дети: - Сначала были почки, потом распустились и стали маленькими зелёненькими.
Воспитатель: - Хорошо, молодцы. Что с ними будет, когда зима придёт?
Дети: - Опадут и деревья будут голые.
Воспитатель: - Правильно. Вот вам и чудо: из зелёных листья жёлтыми становятся, а потом багряными.
Воспитатель берёт иллюстрацию с молодым клёном.
- А вот маленький клён. Он встречает свой первый листопад.
Свой самый первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он.
Надеты на его сучки
Пять листьев вырезных.
Они красны и широки, совсем как у больших.
( В. Берестов)
Физкультминутка
Воспитатель: - А знаете, мне кажется, что Даша очень похожа на берёзу, Никита на дуб, а Карина стройная, как осинка молоденькая. Давайте представим, что мы деревья.
Дети изображают то дерево, то листочек, которого у них в руках.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише –
Деревцо всё выше, выше.
- А я буду ветром. Подул ветерок…
Дети изображают качающиеся деревья. Тише или сильнее, в зависимости от силы ветра. В конце игры листья опадают, и ветер собирает их в кучу.
Продолжение путешествия.
Воспитатель: - Ребята, идите скорее все сюда! Отгадайте, что я нашла?
Маленький – удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.
Дети: - Гриб.
Воспитатель: - Правильно, гриб. Вот так чудо! Грибок!
Находят грибок под осинкой.
Воспитатель: - Как называется этот грибок?
Дети: - Подосиновик.
Воспитатель: - Правильно, подосиновик. А почему он так называется?
Дети: - Потому что он растёт под осиной.
Воспитатель: - Правильно, молодцы. Что мы с ним можем сделать?
Дети: - Сварить, пожарить.
Воспитатель: - Правильно, приготовить что – ни будь из него. А кто живёт в лесу?
Дети: - Птицы, звери.
Воспитатель: - Как вы думаете, кого из лесных жителей можно увидеть в лесу в пору листопада?
Дети: - Белку, ежа.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду –
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
(Я. Аким)
Воспитатель: - А вот под клёнами клубок из листьев движется, кто это?
Загорелись, как пожар
На рябине кисти,
Катится на встречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаёшь?
Приглядитесь – это ёж!
Золотым клубочком стал
Хитрый ёжик колкий.
Листья клёна нанизал
На свои иголки.
Их несёт к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под ёлкой сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до весны
В тёплой колыбели.
(Т.Шорыгина)
Воспитатель: - Вот сколько чудесных встреч приготовил нам осенний лес. И пусть для всех посетителей, которые хотят познакомиться с чудесами природы, лес ещё не один раз откроет свои двери. Словно гостеприимный дом.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Смело заходи в тот дом –
Чудеса ты встретишь в нём.
Включаю пение птиц, дети слушают.
А нам пора возвращаться пора в группу. Давайте мы с вами опять превратимся в детей.
Итог занятия.
Ну вот мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что было интересного и необычного в сегодняшней встрече с лесом?
Дети высказывают свои мнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Мусор Земле не к лицу!" для детей 6-7 лет
"В природе всё одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нём руку человека. " ...
ПРОЕКТ «Мусор Земле не к лицу» Направление: «Апсайклинг» для детей старшего дошкольного возраста
Проблема мусора – одна из самых актуальных проблем современности. Она касается любого из нас. Свалки и другие скопления мусора являются серьёзным источником экологической опасности. В решении да...
Образовательный экологический проект "Мусор Земле не к лицу"
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...
Проект "Мусор Земле не к лицу"
Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста....
Долгосрочный проект "Мусор земле не к лицу"
-расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать ум...
среднесрочный проект "Мусор Земле не к лицу"
Среднесрочный проект "Мусор Земле не к лицу" в подготовительной группе...
Проект "Мусор Земле не к лицу"
Мы все очень любим вместе с родителями гулять на природе, ходить с ними в парк и лес, отдыхать на лужайках и на берегу реки. Но всех нас огорчает то, что почти всюду мы видим кучи мусора: пластиковые ...