Организация работы в группе на логопедическом занятии
статья (старшая группа)

Богданова Ирина Анатольевна

       В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение.

    Работа с логопедом в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего речевого развития ребенка, т.к. на ней строится коррекционная логопедическая помощь при нарушении письма и чтения (дисграфии и дислексии) в школьном возрасте.

     Логопедическая работа - это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует успешному  овладению полноценными речевыми навыками. Именно это и делает работу дошкольного логопеда актуальной и востребованной.

     Целью логопедических занятий в дошкольном возрасте является — исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей, подготовка к обучению грамоте

    Основные задачи логопедической работы:

  • обучение правильному произношению всех звуков;

  • развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;

  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;

  • развитие фонетического слуха

  • формирование и совершенствование импрессивной речи

Организация логопедической работы в группе строится с учетом возрастных и психических  особенностей детей.

Младший возраст 3-4года:

  • Формирование речевого слуха — умения понимать звучащую речь;

  • развитие слухового внимания;

  • расширение словарного запаса;

  • развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Средний возраст 4-5лет:

  • Формирование связной речи: построение словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений;

  • совершенствование звукопроизношения;

  • обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам);

  • развитие слухоречевого внимания и памяти;

  • развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции.

Старший возраст 5-7 лет:

  • Формирование фонетико-фонематического слуха: ребёнок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове;

  • коррекция оставшихся недостатков в речевом развитии детей (произнесении звуков, образовании словоформ);

  • подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуковым анализом слова.

Виды логопедических занятий:

  • Индивидуальные

  • Подгрупповые

  • Фронтальные (групповые)

Фронтальные занятия коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после закрепляют упражнения с воспитателем.
Типы фронтальных занятий для логопедической группы:

  • по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;

  • по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;

  • по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний

        Количество и длительность фронтальных занятий зависит от возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

Логопеду необходимо:

1. четко определить тему и цель занятий;

2. выделить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4. обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

      Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Ход занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия логопед анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

К фронтальным логопедическим занятиям предъявляются требования:

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

  1. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.


 

Индивидуальные логопедические занятия.

Построение индивидуального логопедического занятия представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной отличительной чертой индивидуального логопедического занятия от групповых, является то что оно проводится с каждым ребенком по отдельности (тет-а-тет с учителем-логопедом). Индивидуальные занятия назначаются чаще всего когда, ребенку это необходимо. Бывают случаи, когда ребенок в силу своих психических или физических возможностей не может работать в группе или работает, но малоэфективно.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи.


 

   Таким образом, организация логопедической работы в коррекционных группах дошкольного образовательного учреждения предполагает системность, целенаправленность и поэтапность. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий, удовлетворять потребности и интересы каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.odt27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова Ирина Анатольевна

Учитель-логопед

 ГБДОУ 92 комбинированного вида  

Невского района Санкт-Петербурга

Организация работы в группе на логопедическом занятии

         В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение.

    Работа с логопедом в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего речевого развития ребенка, т.к. на ней строится коррекционная логопедическая помощь при нарушении письма и чтения (дисграфии и дислексии) в школьном возрасте.

     Логопедическая работа - это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует успешному  овладению полноценными речевыми навыками. Именно это и делает работу дошкольного логопеда актуальной и востребованной.

     Целью логопедических занятий в дошкольном возрасте является — исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей, подготовка к обучению грамоте

    Основные задачи логопедической работы:

  • обучение правильному произношению всех звуков;
  • развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
  • развитие фонетического слуха
  • формирование и совершенствование импрессивной речи

Организация логопедической работы в группе строится с учетом возрастных и психических  особенностей детей.

Младший возраст 3-4года:

  • Формирование речевого слуха — умения понимать звучащую речь;
  • развитие слухового внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Средний возраст 4-5лет:

  • Формирование связной речи: построение словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений;
  • совершенствование звукопроизношения;
  • обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам);
  • развитие слухоречевого внимания и памяти;
  • развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции.

Старший возраст 5-7 лет:

  • Формирование фонетико-фонематического слуха: ребёнок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове;
  • коррекция оставшихся недостатков в речевом развитии детей (произнесении звуков, образовании словоформ);
  • подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуковым анализом слова.

Виды логопедических занятий:

  • Индивидуальные
  • Подгрупповые
  • Фронтальные (групповые)

   Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после закрепляют упражнения с воспитателем.
 
Типы фронтальных занятий для логопедической группы:

  • по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
  • по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
  • по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний

        Количество и длительность фронтальных занятий зависит от возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

Логопеду необходимо:

1. четко определить тему и цель занятий;

2. выделить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4. обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

      Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Ход занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

   В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия логопед анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности. 

   К фронтальным логопедическим занятиям предъявляются требования:

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

  1. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Индивидуальные логопедические занятия.

     Построение индивидуального логопедического занятия представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной отличительной чертой индивидуального логопедического занятия от групповых, является то что оно проводится с каждым ребенком по отдельности (тет-а-тет с учителем-логопедом). Индивидуальные занятия назначаются чаще всего когда, ребенку это необходимо. Бывают случаи, когда ребенок в силу своих психических или физических возможностей не может работать в группе или работает, но малоэфективно.

     Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи.

   Таким образом, организация логопедической работы в коррекционных группах дошкольного образовательного учреждения предполагает системность, целенаправленность и поэтапность. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий, удовлетворять потребности и интересы каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ.

Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ....

Опыт работы "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

Данный опыт работы может быть полезен и интересен для педагогов, работающих с дошкольниками....

Приложение к опыту работы "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

Данный опыт работы может быть полезен и интересен для педагогов, работающих с дошкольниками....

Организация работы с родителями на музыкальных занятиях в группах кратковременного пребывания

В соответствии с требованием времени детские образовательные учреждения находят новые возможности для посещения детьми детских учреждений и организации воспитательно-образовательной работы. Речь идет ...

Конкурс Педагог дошкольной образовательной организации - 2019. Конспект ОД Интегрированное логопедическое занятие для старших дошкольников «Волшебница-зима».

 Цели: - обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родит...

Работа в паре на логопедическом занятии. Методика организации деятельности детей с ОНР

В данной статье раскрываются основные методические направления  работы в паре....

Организация работы в группе на логопедическом занятии

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможн...