Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Бояркина Елена Александровна

Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie.doc39.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_eksperimentirovanie_.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Организация экспериментальной деятельности детей

на логопедических занятиях в ДОУ

Слово «эксперимент» с латинского языка переводится, как «проба, опыт», и одно из значений этого слова – опыт вообще, попытка осуществить что-либо. (Слайд №2)

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.
Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.

        В своей работе я использую следующие виды работ.

Конструирование букв. (Слайд №3) На столах – палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить и т.д.)
Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). (Слайд №4) На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна – насос, терка – актер).

Подбор слов к заданной звуковой модели. (Слайд №5) На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).

Подбор слов к данной рифме. (Слайд №6)  Например: картина – малина; клубок – колобок; клевер – веер т.д.

Разгадывание ребусов (Слайд №7)
Образование новых слов из букв данного слова. (Слайд №8)  Например: трамвай – трава, рама, март и т.д.

Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор, мул).
Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов – с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.
Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка – майка – гайка – чайка.
Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
Перестановка слов с целью получения нужной фразы. (Слайд №9)  Например: «Миши новая машина у».
Соединение частей разорванных предложений. (Слайд №10) Например: «Идёт моросящий. Дождь жалобно мяукает. Мурка».
Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.
Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
Чтение текста с конца
, чтобы осознать неудобство такого прочтения.

Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).
        Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей  стараюсь уделять работе по индивидуальным карточкам.

        Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение, как для детей, так и для педагогов.

(Слайд №11)

        Для детей:
- обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению;
- создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- развивают различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь;
- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
- формируют навыки самоконтроля и самооценки.

(Слайд №12)

Для педагога:
- снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;
- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
- налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.

(Слайд №13)

Работу по карточкам можно проводить:

- на индивидуальных занятиях – как один из видов контроля фронтальных занятий,

- во второй половине дня – в коррекционной работе с воспитателем.

        Примерные задания.

(Слайд №14)
1. Составь звуковые модели слов, сравни их.
2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.
3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.
4. Соедини картинку со звуковой моделью.
5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.
6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.
7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.
8. Подбери три слова к звуковой модели.
9. Составь слово по первым звукам названий картинок.
10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.
11. Составь слово по последним звукам названий картинок.
12. Определи место звука [л] в словах (в начале, середине, конце).
13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.
14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости – твердости.
15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?
16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.
17. Соедини картинку со слоговой схемой.
18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.
19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.
20. Составь слово по первым слогам названий картинок.
21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.
22. Составь предложение по картинке и графической схеме.
23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

(Слайд №15)
        Итак, на логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Список использованной литературы.

Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. СПб., 1995.

Пожиленко Е.А Волшебный мир звуков и слов.М., 1999.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003.

Фоминых Е.Н. Организация эксперементальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ // ЛОГОПЕД. 2007. №3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Организация экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Тема проекта:   «Организация экспериментальной деятельности...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста из опыта работы...

Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности детей в летний период»

Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности детей в летний период»...

Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Игры -экспериментирования с водой.

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей образовательной организации...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ организация экспериментальной деятельности детей в летний период

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?В...

Консультация для педагогов "Организация экспериментальной деятельности детей в летний период"

формирование у детей познавательного интереса,  наблюдательности методом экспериментирования...