План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
материал
Цель: Создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творчески направленной личности посредством театрализованной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.33 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
На 2021-2023 учебный год
Подготовила:
Музыкальный руководитель:
Аверина Л.А.
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Цель: Создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творчески направленной личности посредством театрализованной деятельности»
Задачи: 1.Приобщить детей к театрализованной деятельности.
2. Создать условия для развития творческой и эмоциональной активности детей.
3. Формировать умение создавать художественный образ средствами театрального искусства.
4. Развивать природные способности детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
5. Развивать художественно-творческие способности детей.
6. Воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду и социальные отношения.
Актуальность: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;
позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает детям высокую степень свободы самовыражения;
обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения; обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;
создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;
создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ мы решаем комплекс задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие: 1.Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности.
2. Воспитание личностных качеств, оценка поступков, развитие эмоций.
3.Воспитание у ребенка сознательного отношения к своей деятельности.
4.Воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие: 1.Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей и др.)
2.Наблюдения за явлениями природы, поведением животных(в играх-драматизациях, этюдах)
3.Развитие динамических пространственных представлений.
4.Развитие памяти, обучение планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие: 1.Содействие развитию монологической и диалогической речи.
2.Обогащение словаря: образные выражения, эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения и др.
3.Овладение выразительными средствами общения: словесными (регулирование темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными(мимикой, пантомимой, жестами, позами).
Художественно-эстетическое развитие: 1. Приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору.
2.Развитие воображения.
3.Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
4.Создание выразительного художественного образа.
5.Формирование элементарных представлений о видах искусства.
6.Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие: 1.Согласование действий и сопровождающей их речи.
2.Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.
3.Выразительность исполнения основных видов движений.
4.Развитие общей и мелкой моторики: координация движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Система работы по организации театрализованной деятельности:
1. Предметно-пространственная развивающая среда
2. Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации, театрализованные представления, развлечения, проектная деятельность.
3. Взаимодействие с педагогами
4. Работа с детьми
5. Взаимодействие с родителями
6. Взаимодействие с социумом
Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности:
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
Задания для развития речевой интонационной выразительности; чтение сказок, рассказов и т.д.
Игры-превращения, образные упражнения;
Упражнения на развитие детской пластики;
Развитие музыкальности, ритмические минутки, вокальные упражнения и др.;
Сценическое движение, ритмопластика, музыкально-пластические импровизации;
Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
Театральные этюды, просмотр кукольных спектаклей;
Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
Слушание классической музыки и музыкально-литературных композиций.
Вопросы изучения: изучить методическую литературу;
изучить приемы и методы искусства театра в работе с детьми, педагогом, как повышение эффективности развития творческих способностей детей дошкольного возраста и сопровождающей деятельности музыкального руководителя в условиях ДОО;
изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать сетевые ресурсы;
обогатить материально-техническую базу
Основные требования к организации театрализованных игр:
Содержательность и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Предполагаемый результат: обогащение собственных теоретических знаний и практического опыта использования методов и приемов искусства театра в работе с детьми, родителями и педагогами. Распространение собственного опыта среди коллег.
Примерный план работы
Источники самообразования:
- Книги, периодическая печать, средства массовой информации
- Исследовательская деятельность
- Обучение на курсах
- Работа
- Окружающая действительность
Планирование работы на 2021-2022 учебный год.
Выбор темы. Подбор литературы по теме. Наличие теоретического материала по теме. | Поиск материала в интернет - ресурсах. Самоанализ. Теоретическое изучение методических материалов по теме. | Сентябрь |
Работа с родителями. Наличие теоретического материала по теме. | Оформление консультации «Театр в жизни ребёнка». Привлечение родителей младшей группы к подготовке показа сказки «У курочки в гостях» Дать советы родителям по совместной театральной деятельности с детьми в домашних условиях. | Октябрь |
Наличие теоретического материала по теме. | Применение полученных знаний на практике. Разработка сценария по теме: «У курочки в гостях» для младшей группы. | Ноябрь |
Наличие теоретического материала по теме. | Разработка сценария по теме: «Речевые игры с движениями» для подготовительных групп. | Декабрь |
Выявить противоречия, возникшие в данный период. Определить решаемые проблемы. | Создание предметно-развивающей среды и условий для формирования гармонической, духовно богатой, физически здоровой личности. | Январь |
Наличие теоретического материала по теме. | Разработка сценария по теме: «Гуси-лебеди» для подготовительных групп. | Февраль |
Работа с педагогическим коллективом. Наличие теоретического материала по теме. | Консультации для педагогов «Развитие художественно-эстетического воспитания в условиях компетентного подхода в музыкальной образовательной деятельности». Сообщение на мини-педсовете. | Март |
Анализ результатов работы, затруднений. Отслеживание динамики процесса самообразования. | Проведение исходной диагностики и сравнивание с первичной диагностикой. Показ сказки «Гуси-Лебеди» на родительском собрании.. Проведение самоанализа деятельности по теме. | Апрель |
Наличие методического материала. Наличие аналитического материала. | Анализ работы по самообразованию. Представление результатов работы на педагогическом совете. | Май |
Планирование работы на 2022-2023 учебный год.
Выбор темы. Подбор литературы по теме. Наличие теоретического материала по теме. | Поиск материала в интернет - ресурсах. Самоанализ. Теоретическое изучение методических материалов по теме. | Сентябрь |
Работа с родителями. Наличие теоретического материала по теме. | Оформление консультации «Театр в жизни ребёнка». Привлечение родителей к подготовке показа сказки «Про непослушного Огурчика» Дать советы родителям по совместной театральной деятельности с детьми в домашних условиях. | Октябрь |
Наличие теоретического материала по теме. | Применение полученных знаний на практике. Разработка сценария по теме: «Заюшкина избушка» для младшей группы. | Ноябрь |
Наличие теоретического материала по теме. | Разработка сценария по теме: «Зимняя сказка» для подготовительных групп. | Декабрь |
Выявить противоречия, возникшие в данный период. Определить решаемые проблемы. | Создание предметно-развивающей среды и условий для формирования гармонической, духовно богатой, физически здоровой личности. | Январь |
Наличие теоретического материала по теме. | Разработка сценария по теме: «Красная Шапочка» для подготовительных групп. | Февраль |
Работа с педагогическим коллективом. Наличие теоретического материала по теме. | Консультации для педагогов «Развитие художественно-эстетического воспитания в условиях компетентностного подхода в музыкальной образовательной деятельности». Сообщение на мини-педсовете. | Март |
Анализ результатов работы, затруднений. Отслеживание динамики процесса самообразования. | Проведение исходной диагностики и сравнивание с первичной диагностикой. Показ мюзикла «Кошкин дом» на день открытых дверей. Проведение самоанализа деятельности по теме. | Апрель |
Наличие методического материала. Наличие аналитического материала. | Анализ работы по самообразованию. Представление результатов работы на педагогическом совете. | Май |
Литература:
- Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», Москва, 1991 год;
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», москва, 1991 год;
- Буренина А.И. «Театр Всевозможного», Учеб. пособие. — СПб.: Музыкальная палитра, 2002 год;
- Гавришева Л.Б. «Музыка, игра – театр», Спб. Детство – Пресс, 2004г;
5. А.А. Вербицкий «Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции», издательство «Логос», Москва, 2009 год;
- М.Ю. Картушина «Мы играем, рисуем и поём» (интегрированные занятия для детей), издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2009 год;
- Н.Б. Улашенко «Музыка» (нестандартные занятия), издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград, 2010 год;
- Интернет-портал "Вся Детская Литература" 2013;
- Кулакова О. Учебно-методическое пособие «Театр теней», 2016 год.
Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д».,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-255943-1368782015.jpg)
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/23/picture-736216-1561289487.jpg)
Консультация для родителей Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его со...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/03/picture-1344580-1630670944.jpg)
Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Для педагогов дошкольных образовательных учреждений ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-1309498-1611827815.jpg)
Программа по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Пограмма по самообразованию музыкального руководителя....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/12/picture-1145108-1631469559.jpg)
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/17/picture-1425250-1671279321.jpg)
Обобщение педагогического опыта по теме Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллект...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/15/picture-1049573-1534318781.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи: ...