План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
материал

Аверина Лариса Александровна

Цель: Создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творчески направленной личности посредством театрализованной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_teatr.docx44.33 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему:

 «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

 На 2021-2023 учебный год

Подготовила:

Музыкальный руководитель:

Аверина Л.А.

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Цель: Создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творчески направленной личности посредством театрализованной деятельности»

Задачи: 1.Приобщить детей к театрализованной деятельности.

2. Создать условия для развития творческой и эмоциональной активности детей.

3. Формировать умение создавать художественный образ средствами театрального искусства.

4. Развивать природные способности детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

5. Развивать художественно-творческие способности детей.

6. Воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду и социальные отношения.

Актуальность: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;

позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает детям высокую степень свободы самовыражения;

обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения; обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;

создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон. 

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ мы решаем комплекс задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие: 1.Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности.

2. Воспитание личностных качеств, оценка поступков, развитие эмоций.

3.Воспитание у ребенка сознательного отношения к своей деятельности.

4.Воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие: 1.Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей и др.)

2.Наблюдения за явлениями природы, поведением животных(в играх-драматизациях, этюдах)

3.Развитие динамических пространственных представлений.

4.Развитие памяти, обучение планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие:  1.Содействие развитию монологической и диалогической речи.

2.Обогащение словаря: образные выражения, эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения и др.

3.Овладение выразительными средствами общения: словесными (регулирование темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными(мимикой, пантомимой, жестами, позами).

Художественно-эстетическое развитие: 1. Приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору.

2.Развитие воображения.

3.Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.

4.Создание выразительного художественного образа.

5.Формирование элементарных представлений о видах искусства.

6.Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие: 1.Согласование действий и сопровождающей их речи.

2.Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.

3.Выразительность исполнения основных видов движений.

4.Развитие общей и мелкой моторики: координация движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Система работы по организации театрализованной деятельности:

1. Предметно-пространственная развивающая среда

2. Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации, театрализованные представления, развлечения, проектная деятельность. 

3. Взаимодействие с педагогами

4. Работа с детьми

5. Взаимодействие с родителями

6. Взаимодействие с социумом

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности:

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); 

Задания для развития речевой интонационной выразительности; чтение сказок, рассказов и т.д.

Игры-превращения, образные упражнения; 

Упражнения на развитие детской пластики; 

Развитие музыкальности, ритмические минутки, вокальные упражнения и др.; 

Сценическое движение, ритмопластика, музыкально-пластические импровизации; 

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; 

Театральные этюды, просмотр кукольных спектаклей;

Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов; 

Слушание классической музыки и музыкально-литературных композиций. 

Вопросы изучения: изучить методическую литературу;

изучить приемы и методы искусства театра в работе с детьми, педагогом, как повышение эффективности развития творческих способностей детей дошкольного возраста и сопровождающей деятельности музыкального руководителя в условиях ДОО;

изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать сетевые ресурсы;

обогатить материально-техническую базу

Основные требования к организации театрализованных игр:

Содержательность и разнообразие тематики. 

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса. 

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. 

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. 

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.   

Предполагаемый результат: обогащение собственных теоретических знаний и практического опыта использования методов и приемов искусства театра в работе с детьми, родителями и педагогами. Распространение собственного опыта среди коллег.

Примерный план работы

Этапы работы

Содержание работы

Организационный

  • Анализ имеющихся знаний.                                                        
  • Изучение нормативно - правовой                                     базы, изучение научно - методической литературы по теме самообразования.
  • Изучение прогрессивного опыта по проблеме.
  • Изучение литературы по теме  «Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников».

Практический

Формирование методического             комплекса, отслеживание процесса текущих  промежуточных результатов:

  • изучение литературы (список приложен);
  • участие в работе методических объединений по теме;
  • применение новых приемов и методов; 
  • использование мультимедийных презентаций (для проведения тематических музыкальных занятий, праздников);
  • Пополнение творческой лаборатории (видео и аудиоматериалы, литературные издания, интернет-издания, атрибуты, декорации, костюмы для выступлений);
  • использование сайта учреждения и личного сайта для распространения опыта работы;
  • подготовка материалов статей  публикаций.
  • Подготовка номеров для участия воспитанников на концертах, конкурсах.

Обобщающий

  • Подведение итогов работы по теме.                                                
  • Оформление результатов по теме.
  • Представление материалов: выступления на метод объединениях, мастер - классов.
  • Распространение опыта.
  • Использование опыта в дальнейшей работе.
  • Участие воспитанников с подготовленными номерами на фестивалях, конкурсах.

Внедренческий

  • Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение.

Источники самообразования:

  1. Книги, периодическая печать, средства массовой информации
  2. Исследовательская деятельность
  3. Обучение на курсах
  4. Работа
  5. Окружающая действительность

Планирование работы на 2021-2022 учебный год.

Выбор темы. Подбор литературы по теме. Наличие теоретического материала по теме.

Поиск материала в интернет - ресурсах. Самоанализ. Теоретическое изучение методических материалов по теме.

Сентябрь

Работа с родителями. Наличие теоретического материала по теме.

Оформление консультации «Театр в жизни ребёнка».

Привлечение родителей младшей группы к подготовке показа сказки «У курочки в гостях» Дать советы родителям по совместной театральной деятельности с детьми в домашних условиях.

Октябрь

Наличие теоретического материала по теме.

Применение полученных знаний на практике. Разработка сценария по теме: «У курочки в гостях» для младшей группы.

Ноябрь

Наличие теоретического материала по теме.

Разработка сценария по теме: «Речевые игры с движениями» для подготовительных групп.

Декабрь

Выявить противоречия, возникшие в данный период. Определить решаемые проблемы.

Создание предметно-развивающей среды и условий для формирования гармонической, духовно богатой, физически здоровой личности.

Январь

Наличие теоретического материала по теме.

Разработка сценария по теме: «Гуси-лебеди» для подготовительных групп.

Февраль

Работа с педагогическим коллективом. Наличие теоретического материала по теме.

Консультации для педагогов «Развитие художественно-эстетического воспитания в условиях компетентного подхода в музыкальной образовательной деятельности». Сообщение на мини-педсовете.

Март

Анализ результатов работы, затруднений. Отслеживание динамики процесса самообразования.

Проведение исходной диагностики и сравнивание с первичной диагностикой. Показ сказки «Гуси-Лебеди» на родительском собрании..

Проведение самоанализа деятельности по теме.

Апрель

Наличие методического материала. Наличие аналитического материала.

Анализ работы по самообразованию.

Представление результатов работы на педагогическом совете.

Май

                          Планирование работы на 2022-2023 учебный год.

Выбор темы. Подбор литературы по теме. Наличие теоретического материала по теме.

Поиск материала в интернет - ресурсах. Самоанализ. Теоретическое изучение методических материалов по теме.

Сентябрь

Работа с родителями. Наличие теоретического материала по теме.

Оформление консультации «Театр в жизни ребёнка».

Привлечение родителей к подготовке показа сказки «Про непослушного Огурчика» Дать советы родителям по совместной театральной деятельности с детьми в домашних условиях.

Октябрь

Наличие теоретического материала по теме.

Применение полученных знаний на практике. Разработка сценария по теме: «Заюшкина избушка» для младшей группы.

Ноябрь

Наличие теоретического материала по теме.

Разработка сценария по теме: «Зимняя сказка» для подготовительных групп.

Декабрь

Выявить противоречия, возникшие в данный период. Определить решаемые проблемы.

Создание предметно-развивающей среды и условий для формирования гармонической, духовно богатой, физически здоровой личности.

Январь

Наличие теоретического материала по теме.

Разработка сценария по теме: «Красная Шапочка» для подготовительных групп.

Февраль

Работа с педагогическим коллективом. Наличие теоретического материала по теме.

Консультации для педагогов «Развитие художественно-эстетического воспитания в условиях компетентностного подхода в музыкальной образовательной деятельности». Сообщение на мини-педсовете.

Март

Анализ результатов работы, затруднений. Отслеживание динамики процесса самообразования.

Проведение исходной диагностики и сравнивание с первичной диагностикой. Показ мюзикла «Кошкин дом» на день открытых дверей.

Проведение самоанализа деятельности по теме.

Апрель

Наличие методического материала. Наличие аналитического материала.

Анализ работы по самообразованию.

Представление результатов работы на педагогическом совете.

Май

                                                       Литература:

  1. Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», Москва, 1991 год;
  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», москва,                          1991 год;
  3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного», Учеб. пособие. — СПб.: Музыкальная палитра, 2002 год;
  4. Гавришева Л.Б. «Музыка, игра – театр», Спб. Детство – Пресс,  2004г;

5. А.А. Вербицкий «Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции», издательство «Логос», Москва, 2009 год;

  1. М.Ю. Картушина «Мы играем, рисуем и поём» (интегрированные занятия для детей), издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2009 год;
  2. Н.Б. Улашенко «Музыка» (нестандартные занятия), издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград, 2010 год;
  3. Интернет-портал "Вся Детская Литература" 2013;
  4. Кулакова О. Учебно-методическое пособие «Театр теней», 2016 год.

Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д».,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Консультация для родителей Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его со...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сер...

Обобщение педагогического опыта по теме Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллект...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи: ...