Педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
материал

Сидоренко Анастасия

 

 

«Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_obobshchenie_opyta.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №189 "Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический опыт

«Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 Составил:

Сидоренко А.В.

старший воспитатель

 

 

 

 

2022г.

 

 

 «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства –

это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее

благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце

крупинки человечности, из которых складывается личность»

В А.Сухомлинский

Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одна из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода, старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

Актуальность задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с дошкольниками.

Сегодня педагогический процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, что способствует развитию личности дошкольника.

Дошкольное детство – это период усвоение норм морали и социальных способ поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно начинать жить среди себе подобных, и не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, за что ругают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным пониманием.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников определяется социально-экономическими процессами. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребѐнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности. В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

     Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке право и обязанность каждого человека. Воспитание духовно-нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека.

Воспитание духовно-нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Правила социально-нравственного поведения приобретают в художественном произведении живое содержание. При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильней переживания, тем ярче его чувства и представления о действительности.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

В нашей жизни происходит оскудение нравственных ценностей. И поэтому проблема нравственного воспитания средствами художественной литературы никогда не представляла такой острой, актуальной и значимой как сегодня. Принимая во внимание актуальность имеющейся проблемы, мною была определена тема  реализации данного опыта :«Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы».

 Мною была разработана система работы по данной теме. Предлагаемая система позволила  решать следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу и передовой опыт по направлению работы;

2) определить основные методы и формы работы с дошкольниками по нравственному воспитанию средствами художественного слова;

3) спроектировать систему работу со всеми участниками образовательных отношений;

4) обеспечить построение предметно-развивающей среды, направленной на нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда находились центре внимания. Сейчас повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых- теоретиков, так и практических работников образования.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс.

Анализ нынешнего состояния проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников  показывает, что в теории и практике дошкольного воспитания (особенно в учебно-педагогической литературе) все еще имеет место неправильная тенденция навязывать маленьким детям сложные нормы морали взрослых, недоступные пониманию ребенка и далекие от его жизненного опыта. Поэтому возникает необходимость вновь вернуться к рассмотрению содержания нравственного воспитания дошкольников и сосредоточить главное внимание на усвоении простейших норм морали, которые регулируют отношение ребенка к взрослым, родителям и воспитателям, к своим сверстникам. Несмотря на то, что проблема нравственного воспитания дошкольников продолжает оставаться недостаточно изученной, еще мало разработанной в смысле применения объективных методов, фронт исследований в этой области за последние годы заметно расширился, в них активно включились молодые научные силы. В научно-исследовательских институтах психологии и педагогики детства изучаются особенности моральных чувств детей и пути их формирования, начата работа по выяснению соотношения интеллектуального, эмоционального и волевого развития ребенка разных возрастных ступеней); на кафедрах дошкольной педагогики и психологии педагогических институтов изучаются особенности воспитания детей средствами художественной литературы, нравственного воспитания в процессе наблюдений и труда в природе и др.

Современный педагогический опыт и специальные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это предполагалось до сих пор.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных средств и методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.

В работе над темой мною были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

- анкетирование и беседа с родителями.

В работе показано, что духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы успешно достигается, определяется роль педагога как руководителя формирования разнообразных качеств личности, прослеживается интеграция образовательных областей.

Организацией работы с детьми являются следующие принципы:

Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.

Принцип дифференциации, т.е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний в разных видах деятельности.

Принцип интегративности. В соответствие с этим принципом, добиваюсь эмоционального благополучия ребенка в детском саду, так как это является важнейшим условием его ценностного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

Принцип системности. Подразумевает четко спланированную систему: занятий, игр, индивидуальную работу объединенных общей целью, проблемой.

Принцип поэтапности. Система строится на основе перехода от простого к сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.

Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.

Теоретическая база опыта

         Воспитанию нравственных чувств посредством художественного слова в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А.И. Герцена. Н.Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним.

В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств художественной литературой ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других, приводить примеры высоко нравственных поступков из жизни сказочных героев, формировать художественный вкус.

Размышляя о нравственном воспитании средствами художественной литературы, русские методисты В. Виноградов и А. Балталон писали, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели... Нравственно-воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему».

Определить верный путь по использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей помогли идеи выдающихся русских философов и педагогов: И.А.Ильина, Е.А.Флериной, О. С. Ушаковой, О.М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой, А.М. Бородич, М. М. Алексеевой. которые придавали огромное значение личностной культуре для духовно-нравственного развития человека.

Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Основная цель передового педагогического опыта –духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы – создание условий для развития личности дошкольников. В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:

Создать систему работы по приобщению детей к книге.

Создать предметно-развивающей среду в ДОУ для духовно-нравственного развития детей.

Оказать помощь родителям по духовно-нравственному воспитанию детей. Привлечь их к участию в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Воспитывать у детей чуткость к художественному слову.

Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д.) и правил доброй, счастливой жизни.

Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Реализация опыта работы осуществлялась в 3 этапа:

Подготовительный этап. Осуществила:

1.1.Создание предметно-развивающей среды в группе. Оформление книжного уголка, располагающего ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

Педагогическое просвещение родителей.  Включает в себя:

- коллективные и индивидуальные беседы;

- выставка методической литературы и пособий по теме опыта;

- анкетирование родителей по теме «Приобщение детей к чтению».

2. Основной этап.

2.1. Организация познавательно-исследовательской деятельности: беседы, интегративные занятия.

2.2. Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

2.3. Организация игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры “Библиотека”, “Книжный магазин”, настольно-печатные игры.

2.4. Организация трудовой деятельности: ремонт книжек.

2.5. Чтение художественной литературы.

2.6. Организация культурно-досуговой деятельности: просмотр мультфильмов по сказкам, литературные викторины.

2.7. Организация индивидуальной работы.

3. Заключительный этап.

3.1.Подведение итогов и результатов работы.

- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Создание предметно-развивающей среды для приобщения детей к художественной литературе», «Чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения дошкольников».

В своей работе пользуюсь разнообразными формами,  методами и приемами:

-непосредственно образовательная деятельность;

-игровая деятельность;

-самостоятельная деятельность детей;

-рассматривание;

-чтение художественной литературы.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала  следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Мною была составлена картотека дидактических игр по сказкам, в которую я включила игры по сказкам К .И .Чуковского, Г. Х .Андерсена, по сказкам народов мира, эти игры я использую на занятиях по художественной литературы.

Была подготовлена презентация по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством чтения художественной литературы.

Были проведены конкурсы рисунков детей: «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой».

Также проводила игры – на звукоподражание, стихотворения – перевёртыши,

небылицы, задания «угадай героя», «Нарисуй то, что тебе понравилось».

Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные задачи. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры-драматизации по литературным сюжетам.

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

         Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

         Систематически читала и рассказывала русские народные сказки. Чтение художественных произведений  сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие – начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Мною было проведено анкетирование среди родителей.  В своей работе с родителями определила наиболее приемлемые формы взаимодействия. Старалась не ограничиваться только традиционными формами (беседы, собрания) работы. Большой популярностью пользовались информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагала такие консультации: «Роль книги в духовно-нравственном воспитании дошкольников», «Как привить детям любовь к чтению», «Чтобы дети росли добрыми ».Был составлен список литературы для родителей для совместного семейного чтения.

Большое внимание уделяла индивидуальной работе с родителями. Предлагала памятки,  проводила «душевные разговоры», причём темы выбирали сами родители через «Книгу предложений».

Анализ результативности опыта

Запланированная работа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста оказалась вполне результативной, а задачи и выбранные пути к их реализации определены правильно.

Об итогах работы с детьми говорят следующие результаты:

- у детей развиты представления об основных нравственных категориях (честность, щедрость, смелость);

- дети имеют навык обоснования выбор нравственных и безнравственных поступков, способны эмоционально переживать;

- возросло количество детей, способных управлять своим поведением и планировать свои действия на основе ценностных предложений;

- дошкольники стали более дружелюбны как по отношению к сверстнику, так и к окружающему миру, отзывчивы к просьбам и поручениям взрослого и товарищей;

- возрос интерес к чтению художественной литературы, развивается эмоциональная впечатлительность.

- у детей формируется ценностное отношение к книге, приобретены навыки бережного обращения с книгой, по уходу и ремонту книг.

- были расширены представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Семьи воспитанников стали более сплоченными, родители активнее принимают участие в жизни детского сада и группы. Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению литературы дома. Родители становятся более компетентными в вопросах работы с книгой. Эта работа помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При использовании данного опыта могут возникнуть трудности. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Поэтому перед воспитателем стоит важная задача приобщить дошкольников к чтению, показать всю красоту художественного слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы

Призентация "Духовно- нравственное воспитание детей  посредством чтения художественной литературы"...

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития образования является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Нравственные категории, такие как хорошо и плохо, добр...

Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы В. А.Сухомлинского

Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы  В. А.Сухомлинского...

«Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - оч...

Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы и через восприятие музыки»

На сегодняшний день проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ...