Индивидуальный план профессионального роста « Умные пальчики. Кинезиологические упражнения для детей».
материал (младшая группа)

Бугаева Ольга Борисовна

Актуальность. :

«Движение может заменить лекарство

– но ни одно лекарство не заменит движения».

 

Актуальность выбранной темы:  Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

   Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.

   Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую моторик и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающий эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_professionalnogo_rosta.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Индивидуальный план профессионального роста

 « Умные  пальчики. Кинезиологические упражнения для детей».

Подготовила  воспитатель:

Бугаева О.Б.

2021 - 2022г.

Индивидуальный план профессионального роста на 2021 - 2022 год

Воспитатель : группы № 15

ДОУ__№34

Ф.И.О.: Бугаева Ольга Борисовна

Образование : Среднее – специальное. 1995 год Пермский педагогический колледж №1.

Индивидуальная тема профессионального роста:  « Умные  пальчики. Кинезиологические упражнения для детей».

Когда начата работа над темой: октябрь 2021г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2022г.

Актуальность. :

«Движение может заменить лекарство

– но ни одно лекарство не заменит движения».

Актуальность выбранной темы:  Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

   Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.

   Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую моторик и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающий эффект.

   Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребёнка.

   Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.

    Некоторые люди не могут делать перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдают от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.

    Кинезиология с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.

   Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.

Цель: Повышение компетентности в вопросах использования кинезиологических упражнений в физическом и психическом развитии дошкольников.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой методической литературы по теме.

2. Подобрать кинезиологические упражнения направленные на развитие мелкой моторики. Разработать  картотеку «Кинезиологические  упражнения по  развитию мелкой моторики для детей ».

3. Определить пути взаимодействия с родителями по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в развитии мелкой моторики у детей  дошкольного возраста.

4.Распространение материала на уровне ДОУ,  в интернете.

5.Обобщить опыт работы по данной теме.

            Этапы реализации:

  1. Подготовительный

- Наметить направления работы с детьми по использованию кинезиологических упражнений в развитии дошкольников. Обогатить среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.

  1. Основной

- Разработка картотеки «Кинезиологические  упражнения по  развитию мелкой моторики для детей ».

- Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки».

  1. Итоговый.

- Оформление результатов работы. Обобщить опыт работы по теме профессионального роста.

Литература для изучения.

  Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.;

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.

     Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: Детство-Пресс.

Научный журнал «Актуальные исследования» № 17(44) апрель 21.

«Межполушарные связи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте развития графомоторных навыков.

  Ольга Крупенчук - Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи

  Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

     

План работы по теме

Октябрь:

Разработка плана, изучение литературы.

Показ упражнений; Совместное выполнение упражнений «Колечко»

Статья для родителей: «Что такое – кинезиология?»

Ноябрь:        

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Разучивание упражнений

Показ упражнений; Совместное выполнение упражнений «Кулак-ладонь» «Колечко»

Подбор кинезиологических упражнений по мелкой моторике

Декабрь:

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Разучивание упражнений

Повторение упражнения «Кулак-ладонь»

Совместное выполнение упражнений «Кулак-ребро-ладонь»

Подбор кинезиологических упражнений по мелкой моторике

Январь:

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Папка-передвижка «Кинезиология в повседневной жизни детей»

Разработка картотеки

Февраль:

Формирование картотеки. Оснащение и пополнение предметно-развивающей среды.

Распространение материала на уровне ДОУ,  в интернете.

Совместное выполнение упражнений «Ухо-нос»

Март:

Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Организация практической работы с семьей.

Информация  в родительский уголок  на тему:»Кинезиология для детей   дошкольного возраста»

Апрель:

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Консультация: «Роль кинезиологии в развитии мелкой моторики у детей

Статья для родителей «Кинезиологические сказки для детей»

Май:

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Планируемые результаты:

  1.Повысить свой профессиональный уровень.

  2.Создание дидактических материалов, картотек.

  3.Проведение   мастер-классов,  обобщение опыта.

Изучила следующую  литературу:

"Упражнения для психомоторного развития дошкольников" Сиротюк А. Л.

Из данного  пособия я узнала упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др. Отдельный раздел - массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка.
Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование.
Ценность предлагаемого пособия - в его практической направленности для педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей.

Эта книжечка поможет если вы хотим помочь ребенку в успешном освоении знаний, без вреда для его организма,. Все по существу, никаких отступлений, только различные упражнения: дыхательные, глазодвигательные, межполушарного взаимодействия, для лицевой группы мышц, перекрестные, для развития мелкой моторики, для релаксации, для развития артикуляции, растяжки... А еще есть дельные советы и нормативы психомоторного развития детей.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.

Это книга, которая поможет  поближе познакомиться с особенностями общения ребенка. Она предназначена как для работы с детьми, которые не имеют особых проблем с общением, с целью дальнейшего развития и совершенствования их коммуникативных навыков, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Однако общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
В начале книги предлагаются несложные тесты, которые помогут лучше узнать особенности о ребенка и выбрать для него именно то направление работы, которое необходимо.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: Детство-Пресс.

Вданной книге рассматривается проблема общения и его роль в формировании личности ребенка.

Дается подробное описание методик для диагностики межличностных и внутриличностных конфликтов, реальных психологических возможностей дошкольника и младшего школьника.

Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми.

Научный журнал «Актуальные исследования» № 17(44) апрель 21.

«Межполушарные связи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте развития графомоторных навыков».

Статья аргументирует положительное влияние методов и приемов, развивающих межполушарное взаимодействие, направленных на коррекцию речевой патологии дошкольников с общим недоразвитием речи и их графомоторные функции. Авторы делятся с механизмами, преодолевающими дефекты речи и совершенствующими графомоторные навыки дошкольников путем восстановления связей и баланса между левым и правым полушариями.

  Ольга Крупенчук - Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи.

На мой взгляд очень ценная книга, которая содержит и теоретический и практический материал. Мне, как педагогу, очень интересна теория Берштейна про ступени развития головного мозга и движения. Есть странички с диагностикой двигательных нарушений и тут же сразу даны материалы для работы. Это и дыхательные, пальчиковые упражнения, массаж, интересная артикуляционная гимнастика. Большой плюс, что все описано простым языком, упражнения все понятные. Я бы сказала, что эта книга в первую очередь для родителей.

 Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

Из данного пособия  я узнала упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др. Отдельный раздел - массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка.
Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование.

Если мы хотим помочь ребенку в успешном освоении знаний, без вреда для его организма, эта книжечка обязательно  поможет. Все по существу, никаких отступлений, только различные упражнения.
Ценность предлагаемого пособия - в его практической направленности для педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей.

Также было изучено много статей и опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.

Вывод:

Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Я пришла к выводу, что, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального роста педагога.

   Педагог дополнительного образования ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих  способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому...

Индивидуальный план профессионального роста воспитателя МАДОУ «Детский сад № 394 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района города Казани на период с 2015 по 2020 годы

План разработан для повышения профессиональной компетенции, выявления и развития собственного творческого потенциала, развития способностей к анализу и планированию собственной деятельности по выбранн...

Индивидуальный план профессионального роста

Индивидуальный план профессиального роста методиста по дошкольному образованию...

Индивидуальный план профессионального роста воспитателя

Индивидуальный план профессионального роста воспитателя...

Индивидуальный план профессионального роста воспитателей

Индивидуальный план профессионального развития воспитателяМАДОУ «Детский сад №5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ...